«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы» консультация для педагогов
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром освоения культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
консультация для педагогов
«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы»
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Двуреченская Татьяна Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 15»
г. Камень – на - Оби
Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками в дошкольный период выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами.
Основные факторы социализации:
Семья
Микросреда:
- дошкольное учреждение
- группа сверстников
Деятельность:
- игровая
- изобразительная
- предметная
- трудовая и др.
Наблюдение
Общение
Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностного значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., происходит в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться часть этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Все виды деятельности ребенка можно разделить на группы:
Игра - дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни
Изобразительная деятельность - связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремление отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации
Предметная деятельность - заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств.
Трудовая деятельность. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.
Наблюдение- стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.
Общение - объединяет взрослого и ребенка, помогает передавать взрослому малышу социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт
Учебная деятельность –в процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой, и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.
Для того чтобы они заработали, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни.
Одной из современных задач годового плана дошкольного образования является развитие у детей основ социализации.
Процесс формирования навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста: сущность, методы, средства, содержание.
Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.
По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая возлагается на это средство - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена общества, участника событий, преобразователя.
Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить:
Предметы рукотворного мира:
Игрушка является для ребенка средством ознакомления с социальным миром.
- Техническая - помогает малышу познакомиться с достижениями технической мысли
- сюжетная - обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности
- Народная - помогает приобщить ребенка к его национальным корням
Особое место отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств
Художественные средства:
- художественная литература является одновременно источником знаний, и источником чувств
- иллюстрации, картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру
- изобразительное искусство уточняет и расширяет представления детей о мире.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Игры, помогающие постепенному введению ребенка младшего дошкольного возраста в коллектив сверстников:
- подвижные игры-забавы и хороводы - направлены на развитие доброжелательных отношений между малышами в совместной деятельности и на сближение детей и взрослого
- игры с ролью - действуя в соответствии с тем или иным образом героя, ребенок легче справляется со многими задачами, учится незаметно для себя; активизируется воображение детей
- игры-задачи - игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Обучающая задача составляет саму суть игры, ее решение становится условием игрового общения детей друг с другом
- игры-соревнования - в них ребенок может сравнить себя с другими
Метод развития игровой деятельности детей.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности - знакомство малышей с различными сферами окружающей жизни;
Обучение способам игрового отображения действительности - совместные игры педагога с одним ребенком или небольшой подгруппой;
Организация предметно-игровой среды - разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей и т.п.
Педагогические принципы организации игры:
1. Для успешного овладения детьми способами построения игры взрослому нужно играть вместе с ними, занимая при этом позицию «играющего партнера»;
2. Взрослому, играя с детьми на протяжении всего дошкольного детства, следует на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ими сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения;
3. На каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Методы ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами:
1. Методы, повышающие познавательную активность;
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
2. Методы, повышающие эмоциональную активность;
Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях.
3. Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
Воспитывающий и развивающий эффект знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой.
4. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.
Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.
Показатели уровня сформированности представлений социальной действительности дошкольников.
Критерии | Показатели |
Мотивационно – потребностный | наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.); стремление довести начатое дело до конца; наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности. |
Когнитивный | наличие знаний о социальной действительности; представление, понимание значения социальных действий; направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил. |
Деятельностно – практический | приобретение самостоятельного опыта через различные виды деятельности; рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. |
Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей протекает наиболее полно при следующих условиях:
- благоприятная социальная ситуация развития;
- посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического компонента в их жизнедеятельности необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности.
Большое место в течение дня занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.
Кроме того, создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...
Педагогические условия социализации дошкольников в процессе учебно-воспитательной работы
Выступление на педагогическом совете...
Консультация для педагогов на тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»
Консультация для педагоговНа тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»...
"Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы" Консультация для педагогов ДОУ.
Консультация для педагогов ДОУ....
«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы».
Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, ...
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов ДОУ
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы ...