План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
методическая разработка (средняя группа)
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»
План по самообразованию
Тема: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Воспитатель 1 кв. категории
Барышникова И.Н.
г. Новосибирск 2022
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258» на 2022 – 2023г.г.
Материалы по самообразованию
Ф.И.О. Барышникова Ирина Николаевна
Квалификационная категория: первая
Тема самообразования: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Место разработки: г. Новосибирск
Актуальность: Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Информационно – подготовительный этап
- Изучение психолого - педагогической,
методической литературы по теме самообразования
Практический этап
- Составить картотеку игр по методике Триз
- Разработка конспектов занятий
- Разработать рекомендации, памятки для родителей
- Подготовить консультацию по теме
- Разработать опросники для диагностирования обучающихся
- Разработать проект
- Создавать собственные методические пособия, атрибуты
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
Итоговый этап
- Проведение диагностирования по проблеме
- Презентация проекта
- Участие в конкурсах
План работы на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Результат | ||
1 | Изучение психолого-педагогической литературы | Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г. - Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 - Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001. - Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2. - Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1. - Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015 - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 2003. -№4. -С. 23-26. - Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24.
| В течение учебного года
|
|
| ||
| Октябрь | ||||||
2 | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ у детей. 2. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. | 1. Разработка опросников для диагностирования обучающихся. 2. Разработка проекта с использованием методики ТРИЗ в среднем возрасте. | 1-2 неделя
3,4 неделя
|
|
| ||
| Ноябрь | ||||||
3 | 1. Реализация проекта.
2.Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. | 1. Использование основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителями. 2. Д/и «Да-нетка» Д/и «В стране котландии» | 1, 2 неделя
3, 4 неделя |
|
| ||
| Декабрь | ||||||
4 | 1. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. 2. Работа с родителями.
3. Родительское собрание. | 1. Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей.
2. Разработать консультацию для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома». 3. Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. | 1 неделя 2 неделя
3 неделя
3, 4 неделя |
|
| ||
| Январь | ||||||
5 | 1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Картотека д/и по ТРИЗ | 1. Моделирование сказок. Д/и «Кольца Луллия»
2. Создание картотеки д/ игр по ТРИЗ, в уголке творчества для детей
|
3, 4 неделя
3, 4 неделя |
|
| ||
| Февраль | ||||||
6 | 1. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. 2. Дидактические игры | 1. Использование дидактических игр в Непосредственно Образовательной Деятельности.
2. Д/и "Хорошо-плохо" | 1 неделя 2 неделя
3, 4 неделя
|
|
| ||
| Март | ||||||
7 | 1. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок.
| 1. Д/и «Путешествие на воздушном шаре» 2. Д/и «Домашние животные» 3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию
| 1 неделя
2 неделя 3, 4 неделя
|
|
| ||
| Апрель | ||||||
8 | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ у детей. 2. Разработка программы.
| 1. Применение опросников для диагностирования обучающихся на конец года. 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | 1,2 неделя
3, 4 неделя
|
|
| ||
| Май | ||||||
9 | 1. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок. 2. Проведение открытого занятия с использованием элементов методики ТРИЗ
| 1. Д/и «А что было бы, если….» Д/и «Черное - белое» Д/и «Что из чего» Д/и по желанию детей
2. Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. | 1, 2, 3 неделя
4 неделя
|
|
|
Список литературы:
- Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО
Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
- Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
Михайлова-Свирская Л.В. 2015 г.
- Работа с родителями. Пособие для педагогов
ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.
- Внедрение ФГОС ДО в практикуаботы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.
- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2.
- Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1.
- Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
- Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.
2003. -№4. -С. 23-26.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24.
- Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/02/24/tehnologii-triz-v-detskom-sadu-v-kontekste-fgos-do
- Образовательный портал «Учителя.com» https://uchitelya.com/pedagogika/194632-tehnologiy...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_ira.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»
План по самообразованию
Тема: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Воспитатель 1 кв. категории
Барышникова И.Н.
г. Новосибирск 2022
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258» на 2022 – 2023г.г.
Материалы по самообразованию
Ф.И.О. Барышникова Ирина Николаевна
Квалификационная категория: первая
Тема самообразования: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Место разработки: г. Новосибирск
Актуальность: Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Информационно – подготовительный этап
- Изучение психолого - педагогической,
методической литературы по теме самообразования
Практический этап
- Составить картотеку игр по методике Триз
- Разработка конспектов занятий
- Разработать рекомендации, памятки для родителей
- Подготовить консультацию по теме
- Разработать опросники для диагностирования обучающихся
- Разработать проект
- Создавать собственные методические пособия, атрибуты
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
Итоговый этап
- Проведение диагностирования по проблеме
- Презентация проекта
- Участие в конкурсах
План работы на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Результат | ||
1 | Изучение психолого-педагогической литературы | Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г. - Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 - Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001. - Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2. - Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1. - Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015 - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 2003. -№4. -С. 23-26. - Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24. | В течение учебного года | ||||
Октябрь | |||||||
2 | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ у детей. 2. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. | 1. Разработка опросников для диагностирования обучающихся. 2. Разработка проекта с использованием методики ТРИЗ в среднем возрасте. | 1-2 неделя 3,4 неделя | ||||
Ноябрь | |||||||
3 | 1. Реализация проекта. 2.Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. | 1. Использование основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителями. 2. Д/и «Да-нетка» Д/и «В стране котландии» | 1, 2 неделя 3, 4 неделя | ||||
Декабрь | |||||||
4 | 1. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. 2. Работа с родителями. 3. Родительское собрание. | 1. Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей. 2. Разработать консультацию для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома». 3. Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. | 1 неделя 2 неделя
3 неделя 3, 4 неделя | ||||
Январь | |||||||
5 | 1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Картотека д/и по ТРИЗ | 1. Моделирование сказок. Д/и «Кольца Луллия» 2. Создание картотеки д/ игр по ТРИЗ, в уголке творчества для детей | 3, 4 неделя 3, 4 неделя | ||||
Февраль | |||||||
6 | 1. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. 2. Дидактические игры | 1. Использование дидактических игр в Непосредственно Образовательной Деятельности. 2. Д/и "Хорошо-плохо" | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||
Март | |||||||
7 | 1. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок. | 1. Д/и «Путешествие на воздушном шаре» 2. Д/и «Домашние животные» 3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | ||||
Апрель | |||||||
8 | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ у детей. 2. Разработка программы. | 1. Применение опросников для диагностирования обучающихся на конец года. 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | 1,2 неделя 3, 4 неделя | ||||
Май | |||||||
9 | 1. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок. 2. Проведение открытого занятия с использованием элементов методики ТРИЗ | 1. Д/и «А что было бы, если….» Д/и «Черное - белое» Д/и «Что из чего» Д/и по желанию детей 2. Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. | 1, 2, 3 неделя 4 неделя |
Список литературы:
- Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО
Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
- Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
Михайлова-Свирская Л.В. 2015 г.
- Работа с родителями. Пособие для педагогов
ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.
- Внедрение ФГОС ДО в практикуаботы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.
- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2.
- Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1.
- Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
- Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.
2003. -№4. -С. 23-26.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24.
- Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/02/24/tehnologii-triz-v-detskom-sadu-v-kontekste-fgos-do
- Образовательный портал «Учителя.com» https://uchitelya.com/pedagogika/194632-tehnologiya-triz-v-dou-po-fgos.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...
«Игры с использованием кругов Луллия» Из опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ. Старшая группа
Варианты использования и игры с использованием пособия "Круги Луллия"...
Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ "Круги Луллия"
ТРИЗ "Круги Луллия"...
План по самообразованию "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ"
Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциал...
Доклад на тему: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ"
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...
«Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что мален...