Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru
статья (подготовительная группа)
Проблема конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всём мире. Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1-й слайд. «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»
МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида». Веряскина С.П. педагог-психолог.
2-й слайд. Проблема конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всём мире. Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Конфликт (от лат. Conflictus) - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт – сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже к нарушению самого педагогического процесса, но в то же время помогает строить отношения, даёт участникам конфликта определённый опыт, выводит их на более высокий уровень человеческих взаимоотношений. Конфликты в среде детей дошкольников довольно частое явление, так как процесс возбуждения у детей преобладает над процессом торможения. И именно в этом возрасте ребёнку нужен мудрый учитель, способный преподнести уроки правильного поведения в любой ситуации, показать пути разрешения конфликтов, сформировать умение избегать их. Неправильное поведение воспитателя может привести к потере у ребёнка веры в свои силы, справедливость, подавить личность дошкольника, сформировать неверные представления о нравственности и морали. Кроме всего прочего, конфликт является действенным педагогическим инструментом, способствующим выявлению особенностей личности каждого ребёнка, последующей коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника. Таким образом, роль воспитателя заключается в умение научить детей лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение к окружающим. Конфликты у дошкольников, конечно, имеют свои отличительные особенности, нежели конфликты детей школьного возраста или взрослых. Процесс социализации является основным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей дошкольного возраста. В ходе разрешения конфликта дошкольник понимает, как можно и как нельзя поступать по отношению к своим сверстникам, взрослым. Кроме этого, характер конфликтов у детей определяются особенностью их деятельности в дошкольном учреждении.
3-й слайд. Причиной большинства конфликтов у дошкольников повышенная раздражительность и неспособность выдерживать большие психологи нагрузки. Таким образом, это своего рода реакция на источник раздражения. Обычно конфликты в таком возрасте носят скоротечный характер, и в большинстве случаев сложно правильно определить, кто истинный виновник ссоры. Чаще всего конфликты у детей возникают: кто-то кого-то дразнит; кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает; кто-то к кому-то пристаёт; кто-то кому-то сознательно причиняет боль; кто- то без спросу берёт чужие вещи; кто-то кого-то достаёт. Реакция на подобные действия приобретает агрессивный характер и проявляется на физическом или вербальном уровне.
4-й слайд. Прояснение конфликтной ситуации: выявление причин, обстоятельств, интересов и поступков участников конфликта – первый шаг на пути его разрешения. Перед тем, как принять какое-то решение, педагогу-психологу необходимо попытаться выявить причины конфликтного поведения и постараться успокоить участников события. Далее необходимо проявить мудрость взрослого человека или включить интуицию для того, чтобы выстроить возможные способы решения данного конфликта, приемлемые для всех заинтересованных сторон.
5-й слайд. Обратившись в службу медиации разрешаются все конфликтные ситуации: -в разрешении конфликта учитывать интересы каждого; - подойти к решению проблемы творчески: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя новые, правильные способы поведения; -уважительно отнестись к личности ребёнка, ни в коем случае не отмахнуться от ситуации, приведший к конфликту, проявить деликатность и настроить ребёнка на дружеское решение вопроса.
6-й слайд. Для того чтобы предотвратить большинство конфликтов между дошкольниками и помочь им сформировать позитивное отношение к окружающим, уважать не только свои интересы, но и ближнего. Нужно: - развивать у ребёнка способность к сопереживанию, дружелюбие, уважение к личности другого человека, чувство взаимопомощи ; - оценивать именно поступок, а не конкретно ребёнка; - формировать умение высказывать своё мнение, обозначать свою позицию интересы так, чтобы не навредить окружающим; - уважительно относиться к каждому ребёнку, исключить привилегированное отношение к избранным; - учить детей умению управлять эмоциями и контролировать их; - вырабатывать умение и способы самостоятельного разрешения конфликта; - своим личным примером показывать пути выхода из конфликтных ситуаций, давать уроки правильного поведения в общении со взрослыми и детьми. Работа воспитателя по разрешению и предотвращению (по крайней мере, уменьшению) конфликтных ситуаций предполагает переориентацию поведения ребёнка, замену негативных эмоций на позитивные. Это необходимо делать не запретом, окриком или замечанием, а с помощью позитивных сообщений. Всем известно, что агрессия всегда рождает ответную агрессию, поэтому речь и поведение педагога должны быть спокойными и нести нейтральные или позитивные эмоции. Позитивное сообщение, способное изменить поведение ребёнка, должно включать такие компоненты: описание произведённого им действия; описание возможного или неизбежного результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения. Очень важно, чтобы в структуру подобного сообщения входили все три составляющих. Не стоит ограничиваться одним объяснением о запрещении какого-либо действия, а предложить детям правильный вариант поведения в данной ситуации:
- Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….
- Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл себя ты?
- Как ещё можно было бы поступить?
- Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители? Что, если бы они вели себя так?
- Что было бы, если бы все решали споры таким образом?
7-й слайд. В качестве приоритетных методов, приёмов, форм обучения дошкольников действенным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:
- сюжетно-ролевые игры с обязательным наличием проблемной ситуации. Например, «Куклы поссорились», «Почему Мишутка обиделся?», «Маша – жадина», «Как Оля и Соня научились дружно играть» и т.д.;
- интерактивные игры (игры на взаимодействие);
- тренинги, направленные на формирование социальных поведенческих норм, в частности при разрешении конфликтных ситуаций. При проведении данных тренингов необходимо давать детям конкретные примеры избегания конфликтов и примирения, если таковые случились. Например, можно использовать такие пособия: «Мирилка», «Коврик мира», «Коробка дружбы» и т.п. В старших группах очень важно показать, что жизнерадостные, добрые, неконфликтные люди гораздо успешнее в жизни, чем те, которые часто ругаются, обижаются и не умеют найти общий язык с окружающими;
- инсценирование конфликтных ситуаций и обсуждение способов выходов из них;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение поступков героев художественных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов с последующим моделированием различных вариантов поведения;
- беседы на основе реальных событий.
8-й слайд. Работу по формированию у детей социально-коммуникативных навыков следует строить в тесном контакте с родителями. Можно использовать традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, проблемные папки, буклеты, памятки. Из современных методов предлагаются: педагогическая мастерская, круглый стол (обмен опытом), семинар-практикум, вечер вопросов и ответов. Рассказать о своей проблеме умеет и готов не каждый дошкольник. Задача педагога-психолога установить психологический контакт с каждым ребёнком, завоевать их уважение и доверие. Для душевной и откровенной беседы с ребёнком педагог-психолог может организовать в группе специальный уголок, назвав его, например, «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Уютный уголок», «Уголок тишины» и т.д. Здесь ребёнок может поделиться своими страхами, обидами, желаниями.
9-й слайд. Установив с детьми доверительные отношения, воспитатель и педагог-психолог и родители призваны помочь им осознать свои ошибки, неправильное поведение, показать, что действительно важно, каковы настоящие ценности в жизни, верно расставить приоритеты. Кроме этого помочь им стать терпимыми, внимательными, счастливыми и не чувствовать себя одинокими в мире людей.
Литература:
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.; Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...
«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми...
"Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"
Конфликт между детьми - это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры....
Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых пр...
Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»
Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....
Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.
Ссоры,конфликты, драки- неизбежное явление детской группы....
Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников.
Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже нарушению ...