Программа работы с родителями.
рабочая программа
Программа работы с родителями в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.docx | 259.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребёнка. Их взаимодействие необходимо для всестороннего развития личности. Работа с родителями сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Содержание работы с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями:
Вовлечение родителей в педагогический процесс, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для всестороннего развития ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Приобщение родителей к жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы (встречи по интересам, круглые столы, дискуссии, чаепития, тестирование, выставки, презентации, проекты, семейные встречи).
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Повысить педагогическую культуру родителей
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Организовать систематическую и целенаправленную работу родителей и воспитателя по защите прав и достоинств ребёнка.
Принципы реализации программы:
1.Целенаправленность – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресность – учет специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступность - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участие заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми среднего и старшего возраста. Рассчитана на 3 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
1. Информационно – аналитическое направление. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
3. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
4. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
Формы работы при реализации программы
Традиционные: | Анкетирование родителей Памятки Буклеты Родительское собрание. День открытых дверей. Консультации (тематические и индивидуальные). Семейные праздники. Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»). Папки – передвижки. Выставки совместного творчества. Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. |
Инновационные | Сайт детского сада. Проектная деятельность Участие во внутрисадовских, городских, во всероссийских, районных конкурсах детского творчества. |
План по взаимодействию с родителями в средней группе.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1. Родительское собрание « Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском саду и дома. 2.. Консультация для родителей «Одежда детей осенью». 3. Консультация « Режим дня и его значение в жизни ребенка». 4. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Золотая осень» 5.Праздник «Здравствуй осень» |
Октябрь | 1.Творческий конкурс осенних поделок. 2. Беседа «Профилактика детских болезней» 3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРЗИ» 4. Папка-передвижка «Мои права и обязанности» 5. Консультации психолога «Тревожный ребенок». |
Ноябрь | 1 Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы» 2. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду» 3. Папка-передвижка «День Матери» 4. Выставка газет «Моя мамочка» |
Декабрь | 1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!». 2 Родительское собрание «Безопасность детей в новогодние каникулы». 3. Консультация «Семья и семейные ценности» 4. Папка-передвижка «Новый год в детском саду и дома». 5.Советы логопеда «Говорите с ребенком правильно» |
Январь | 1. Консультация «Развитие речи через театрализованную деятельность». 2. Памятка для родителей «Искусство быть родителем!» 3. Советы родителям“ Играйте вместе с ребенком”, « Игры и упражнения по развитию речи». 4. Советы воспитателя « Для чего нужна пальчиковая гимнастика» |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой папа самый лучший». 2. «Организация совместной трудовой деятельности»- изготовление кормушек для птиц с папой 3. Консультация «Умеем ли мы общаться с детьми». |
Март | 1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». 2. Мамины посиделки «Как провести выходной с ребенком» 3. Выставка детских работ «Моя мамочка». Фотовернисаж «Признание в любви» 4. Приглашение мам и бабушек на праздник, посвященный 8 марта. 5. Памятки для родителей «Игры с песком и водой», «Игры с прищепками» |
Апрель | 1 Папка-передвижка «день смеха». 2. Консультация «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка». 3.Консультация «Меры предосторожности от COVID19». 4.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 5. Консультация “ Индивидуальные особенности детей”. 6. День открытых дверей |
Май | 1. Консультация «Профилактика детского травматизма». 2. Выпуск газеты «День победы» 3. Родительское собрание «Здоровье ребенка летом». 4. Папка-передвижка «15 мая - День Семьи» 5. Папка-передвижка «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: советы психолога» |
План работы с родителями в старшей группе.
Месяц | Формы работы. |
Сентябрь | 1. Родительское собрание: «Старший дошкольный возраст - какой он?» 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Консультация «Всё о развитии детской речи». 4. Папка-передвижка «Возрастные особенности детей старшего возраста». 5. Памятка для родителей «Детей учит то, что их окружает». |
Октябрь | 1. «Изучаем английский язык» - советы учителя английского языка 2. Консультация «Как провести выходной день с ребенком» 3. «Что нам осень принесла» - выставка поделок из природного материала 4. Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого» 5. «Эколята» - участие родителей в проекте « Создание экологической организации в группе» 6. Папка-передвижка для родителей «Какие родители, такие и дети!». |
Ноябрь | 1.Оформление выставки детских работ: «Самая любимая – мамочка моя!» 2.Консультация для родителей: «Поговори со мною, мама!». 3.Уборка территории участка и подкормка птиц с родителями в рамках проекта «Эколята» 4. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 5. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». |
Декабрь | 1. Родительское собрание. Тема: «Защита прав и достоинств ребёнка» - правовое воспитание в семье 2.Консультация «COVID- опасная инфекция. Меры профилактики. Симптомы заболевания». 3. Беседа «Здоровье ребёнка в наших руках». 4. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». 5. Мастер класс для родителей «Поделки к Новому году вместе с детьми» |
Январь | 1.Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре». 2 «.Поможем птицам зимой» - конкурс кормушек для птиц в рамках проекта «Эколята» 3. «Зимние игры и забавы на участке » - семейные встречи на участке ДОУ 4.Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы» |
Февраль | 1. Папка-передвижка «С днём защитника Отечества». 2. Беседа «Основы нравственных отношений в семье». 3. Консультация «Отец как воспитатель». 4.Выставка детских рисунков, посвященная Дню защитника Отечества. 5. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». |
Март | 1. Консультация Мама – первое слово на свете». 2. Выставка детских рисунков: « Маму я люблю свою». 3. Папки-передвижки «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». 4. Памятка для родителей «Безопасные шаги к безопасности на дороге». 5. Игра «Что? Где? Когда?» на английском языке с чаепитием по английски с участием родителей. |
Апрель | 1. Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». 2. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 3. Памятка для родителей «Как измерить талант?». 4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка» |
Май | 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём играя». 2. Консультация для родителей: «Какие игрушки необходимы детям». 3. Папка – передвижка «Трудные военные годы». 4.Консультация для родителей: «О летнем отдыхе детей». 5. «Каждый ребёнок имеет право» - развлечение, посвящённое Дню защиты детей |
План взаимодействия с родителями в подготовительной группе.
Месяц | Формы работы. |
Сентябрь | 1.Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе» 2.Папка-передвижка «Пожарная безопасность» 3.Папка-передвижка « Развитие речи детей 6-7 лет» 4.Беседа. «Внешний вид ребёнка и привитие культурно-гигиенических навыков». 5.Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
Октябрь | 1.Консультация для родителей. «Режим дня ребёнка в подготовительной группе» 2.Беседа с родителями «О необходимости проведения вакцинации против гриппа и ОРВИ» 3.Цветочный вернисаж, поделки, гербарии, икебаны из природных материалов «Осенняя фантазия». Семейный талант. 4.Советы для родителей. Азбука безопасности. «Как выработать навыки безопасного поведения на улице у ребёнка». |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей на тему: «Особенности развития ребёнка 6-7 лет» 2.Консультация «В какие игры играть с детьми на английском языке» 3.Папка передвижка «Профилактика простудных заболеваний» «Закаливание-залог здоровья». 4. «Что необходимо знать о COVID» - консультация для родителей. 5.Папки - передвижки «День матерей России» |
Декабрь | 1.Консультация мед. сестры для родителей «Овощные и фруктовые домашние блюда» 2.Акция. «Новый год у ворот» привлечь родителей к пошиву костюмов к Новому году . 3..Папка-передвижка «Чем занять ребёнка в зимний период», «Зимние забавы» 4.Новогодняя мастерская « Новогодний серпантин». |
Январь | 1.«Как у наших, у ворот водили зимний хоровод». Строительство снежных и ледяных фигур на участке. 2.Получение информации «Как провели дети новогодние каникулы». 3.Консультация для родителей на тему: «Переохлаждение и перегревание» информирование родителей о негативных факторах. Советы по организации прогулок на свежем воздухе. 4.Акция. «Забота о птицах -кормушка для птиц своими руками»- в рамках проекта «Эколята». 5.Смотр-конкурс «Рождественский подарок» |
Февраль | 1.Поздравление пап и дедушек «С Днём Защитника Отечества!» 2.Советы родителям по организации трудового воспитания в семье. Знакомство родителей с возможностями трудового воспитания в семье; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребёнка домашних обязанностей. 3.Выставка детского творчества. «Наши замечательные папы» 4. КВН на английском языке с присутствием родителей. 5.Дискуссия «Защитим наших детей от …» - права детей и обязанности родителей |
Март | 1.Выставка детского творчества. «Цветочная страна» 2.Поздравление мам и бабушек с праздником 8 Марта! Утренник и чаепитие 3.Советы родителям по организации домашнего чтения. Объяснить родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка. 4. Семинар-практикум «Азбука прав ребёнка» |
Апрель | 1.Выставка семейных рисунков ко дню космонавтики. 2.Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное благополучие ребёнка». 3.Приглашение родителей на развлечение «Масленица» 4.Экологический марафон. Работа по благоустройству и озеленению участка. |
Май | 1.Посещение мемориалов, памятников города, тематических выставок в музеях города. Встречи с ветеранами. 2. Проект по патриотическому воспитанию «История памятника Танк-34 в нашем городе» с детьми и родителями. 3.Рекомендации для родителей. «Расскажите детям о героическом прошлом их прадедушек и прабабушек» 4.Родительское собрание «О наших успехах и достижениях»- анализ проделанной работы за год. 5.Консультация для родителей на тему: «Ваш ребёнок идёт в школу» 6.Участие родителей в подготовке и проведении выпускного бала. |
Работа с родителями по защите прав и достоинств детей
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, пассивность, плохие результаты на занятиях.
Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. По данным статистики по стране, с Положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58 %, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне реальное явление.
Задача руководителя современной дошкольной организации — не оставаться равнодушным и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями и детьми.
Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.
Общее родительское собрание
«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»
Берегите семью: в семье опора народа и государства.
Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище.
В семейном счастье — защита от жизненных испытаний.
Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды.
Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью и обережете детей, то создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.
Из завещания великого чувашского Просветителя И. Я. Яковлева (г. Симбирск, 4 августа 1921 года)
Предварительная работа. Для родителей оформляется выставка литературы по теме защиты прав и достоинств ребенка, выставка детских рисунков.
Ход собрания
Ведущий. Уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос:
Что такое семья? (Высказывания родителей.)
«Семья — группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); объединение людей, сплоченных общими интересами ». (Ожегов, С. И. Словарь русского языка /
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их — только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.
Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание. Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.
Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.
Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятым нормам международного права.
Семейный кодекс РФ (ст. 65) предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей — наше с вами будущее, наш завтрашний день.
Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье.
Следует помнить, что можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Причем недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя.
Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осужденных за тяжелые преступления, сотрудниками в НИИ МВД показало, что 80—85 % преступников не имели эмоциональных контактов, то есть нормальных теплых отношений со своими родителями в детстве.
Можно ли считать это нарушением прав ребенка? (Мини-анкета для родителей.)
• Лишение свободы движения.
.. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем).
• Применение физического насилия к ребенку.
• Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка — воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
• Угрозы в адрес ребенка.
• Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
• Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
• Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
• Отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 65) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.
Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать мнение» и т. д.
В конце ХХ века состояние здоровья детей характеризовалось проявлением неблагоприятных тенденций по ряду позиций ост болезней, связанных с нарушением структуры питания, социально обусловленных заболеваний, распространение среди несовершеннолетних наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний). Анализ сложившейся ситуации показал, что здоровье детей находится в критическом состоянии.
Однако в дошкольном детстве профилактика и работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективна, дает положительную динамику и хорошие результаты, которые достигаются при систематическом закаливании ребенка.
Что такое закаливание? (Высказывания родителей.)
Закаливание это система мероприятий, которая направлена на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам окружающей среды (изменение температуры, атмосферное давление, магнитные бури и т. д.). А закаленный ребенок — это тот, кто достаточно устойчиво переносит все изменения во внешней среде. Поэтому закаливание ребенка должно стать образом жизни каждой семьи. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, надо закаливать постоянно.
Конвенция о правах ребенка провозглашает право ребенка «на охрану здоровья, пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления» (ст. 24).
Мы должны помнить, что наше здоровье лишь на 20 % зависит от экологии и на 50 % — об образа жизни.
для чего мы завели ребенка? (Высказывания родителей.)
— Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
— Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. Собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. — Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
— Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
— Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучше, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
***
Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. «Нет времени» — эти слова не должны звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», — гласит народная пословица.
Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.
• Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
• Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.
• Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
• Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
• Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
• Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
• Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
• Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
• Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
• Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Мать это самое дорогое и родное, что есть у ребенка. Далеко идущие последствия для умственного развития ребенка и формирования его личности имеет лишение его материнской любви в раннем детстве. Любовь и забота матери — источник развития ребенка. Прямое подтверждение этому — быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими детьми в первые два года жизни. Объясняется это их особой близостью с матерью, которая повсюду носит ребенка с собой в мешке и кормит грудью до двух лет. После 2 лет контакты обрываются, и как следствие — отставание в развитии от европейских детей в последующие годы. (Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды II Вопросы психологии. — 1967. — К 2.)
Отец и мать — самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.
«Люди, воспитанные без родительской любви, — часто искалеченные люди» — так считал А. С. Макаренко
«Любить детей, — писал А. М. Горький, — это и курица умеет. А вот уметь воспитать их — это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни».
Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений, А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему при этом. действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле:
смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю, для этого стиля характерно признание действенных (а часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.
Отвержение (антипатия, неуважение, дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.
Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула:
мой ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратился в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Формула: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.
Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений.
В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся. Как это сделать? (Высказывания родителей.)
А знает ли ребенок, что значит его имя? Почему его так назвали?
Скажите, сколько вариантов своего имени знает ребенок, употребляете ли вы их в обращении с ним?
А вот что говорят сами дети. (Высказывания детей в аудио
записи.)
Да, нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы остается «котиком» или «лапушкой», но он твердо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтобы ребенок сам принял и полюбил свое имя, чтобы получал удовольствие от его звучания.
Имя — своеобразный жизненный код, как бы дополняющий информацию, передающуюся в ДНК. В этот код родители вкладывают свое послание новорождённому, свои добрые пожелания новому жителю планеты. И затем на протяжении жизни имя всегда играет определенную и весьма весомую роль:
Родителям также не следует скупиться на тактильный контакт: погладить по голове, обнять, прижать малыша к себе.
Сколько раз в день вы обнимаете своего малыша?
Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день.
И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Если вы заняты, и в данный момент не можете пообщаться с ребенком, как следует поступать?
Лучше всего доброжелательно сказать ребенку: «Извини, я сейчас очень занята и не могу это сделать, я стираю» и т. д. Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребенку решить его проблему.
Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят.
Если ребенок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (Ты поступил плохо. Но мы тебя любим и
надеемся, что ты сам поймешь, что это плохо, и не будешь
больше так поступать,)
Однако нельзя накапливать в ребенке отрицательные эмоции. Мы должны быть терпеливыми к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача — отмечать и поддерживать любые успехи ребенка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребенком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.
Часто во многих капризах и шалостях мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.
для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (Высказывания родителей.)
Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, безумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
НЕ следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможные чудовища, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...
Выставить перед родителями игрушки (человек-паук, Бэтмен, Каркуша, Карлсон) и предложить высказаться, какие игрушки какие чувства вызывают у них и в какие игры с ними возможно поиграть?
Призываем вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши» — Степашка и Филя.
Часто взрослые недооценивают роль игры, увлекаясь различными формами обучения, тем самым осуществляя недопустимую искусственную акселерацию развития ребенка, его «взросление».
Однако значение игры в жизни ребенка велико. Недаром ООН в декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Ответственность за соблюдение этого права также возложена на родителей. Игра — основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.
Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!
Период дошкольного детства — это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно, обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.
Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке.
Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!
Все доброе, хорошее человек черпает из природы. У природы мы с вами можем многому научиться. Она наш главный учитель, она наш главный помощник в воспитании детей. Желание жить в чистоте, красоте, мире и радости — вот чему мы должны учить наших детей.
Мир и Счастье нашего общего дома в наших с вами руках, только все вместе мы можем сохранить этот общий дом для каждого жителя Земли, для наших детей и внуков. Поэтому мы должны повернуться лицом к Природе, к ее проблемам. Каждый из нас должен взять на себя заботу об охране и чистоте нашего общего дома.
Ваши предложения: что каждый из вас в условиях города может сделать для охраны природы? (Высказывания родителей. Обсуждение.)
И в конце нашего собрания хочется пожелать вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути!
Решение общего родительского собрания.
1. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
2. НЕ допускать нарушения прав ребенка в семье.
З. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
4. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Пять рецептов избавления от гнева
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
• слушайте его;
• проводите с ним как можно больше времени;
• делитесь с ним своим опытом;
• рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
• отложите или отмените совместные дела с ребенком;
• старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
• выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
З. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые помогут вызвать ваш гнев:
• не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
• не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь пред- чувствовать наступление срыва.
5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные варианты и подготовить ребенка к предстоящим событиям:
• изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);
• если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита. Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому,
Поэтому начните заниматься самовоспитанием.
Три способа открыть ребенку свою любовь
Слово.
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы умных воспитателей и многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
Взгляд.
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели.
Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. Позвольте себе быть несовершенной — ведь ни один человек не способен постоянно любить или ненавидеть. В общении с ребенком нет и не может быть запрещенных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребенок не может быть плохим, потому что он ребенок и потому что он ваш.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь, Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк ‘тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем, — лучше всего все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я вот лежу, болею, а ты...», «Я тебя расти- ла, а ты... ». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 % детей? «А я тебя рожать меня не просил!».
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так нельзя делать. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.
Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.
Дискуссия
«ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ...»
Ведущий. Уважаемые родители! Рады видеть вас на дискуссии по проблеме «Защитим наших детей от...».
Вопрос. Кто знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?
Предполагаемые ответы, дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства.
Обобщения. Хорошо, если у ребенка любящие и заботливые родители. А если нет, кто защитит ребенка, его права и интересы? Вспомним даниила Хармса: «дети — нацменьшинство в империализме взрослых». Около 30 стран после принятия Конвенции создали службы уполномоченных по правам детей, рассмотрению их жалоб и контролю за соблюдением их прав. Наша страна только начинает заниматься этой проблемой.
Вопрос. Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?
Предполагаемые ответы. Обязательно, дети должны осознавать свои права. Тогда они вырастут свободными гражданами демократического государства.
Обобщения. Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живу. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Обучение правам человека — процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Завтрашний день России во многом зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность — признание человеческого достоинства, уважение прав, прежде всего, на жизнь, и свобод человека, равенства ценностей, мира и согласия.
Ведущий. Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от...». Мы не будем говорить о тех правах, за осуществление которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители — гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы поговорим о
том, какие права имеет ваш ребенок.
В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие наши взаимосвязи с детьми. Вот одна из них. Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест его с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик», — отвечает мальчик. «Я настаиваю! — продолжает бабушка. - Съешь его, он полезен для твоего организма!» «А я не хочу и не буду!» — протестует мальчик.
Вопрос. А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы выходили из них?
Предполагаемые ответы. Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс. И т. д.
А вот еще одна ситуация: каждое утро я собираю свою внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое платье, но я знаю, что в группе прохладно, и предлагаю надеть теплое платье. Внучка ни за что не соглашается. У нас каждое утро возникает конфликт. Я знаю, что если уступлю ей, то уже вечером у нее будет насморк и кашель.
Вопрос. Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?
Предполагаемые ответы. Скажу: платье испачкалось — нужно его постирать. Или: если носить одно и то же платье все время, оно быстро износится и станет некрасивым.
Вопрос. •Кто из вас знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка? в детстве наказывали за то, что я не хотела надевать колючий костюмчик.
Обощение. Порой из самых лучших побуждений взрослые забывают, что у ребенка есть чувство собственного достоинства, гордость, свое мнение, которое. он хочет отстаивать. А мы твердим, что это упрямство. Вместо того чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети — не солдаты. Ребенок обязательно должен понять, чего от него хотят, и должен чувствовать, что его мнение небезразлхчно, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение (ст. 13). А государства-участники уважают это право каждого ребенка (ст. 14).
Ведущий. Порой из лучших побуждений, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявления физического насилия или психологического оскорбления... Насилие или агрессия может носить скрытый характер.
Вот еще одна ситуация. «Ира, — говорит мама, — иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаеiдься, ешь быстрее!»
Вопрос. Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете, с каким настроением придет она в садик?
Предполагаемые ответы. Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передается девочке и, скорее всего, проявится агрессией по отношению к детям в детском саду. Я всегда прошу прощения у своего ребенка.
Обощение. Психологическое давление, оскорбления, унижения наносят ребенку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление. В Конвенции о правах ребенка говорится: «Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм посягательств: физического, психологического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения и эксплуатации... со стороны родителей ... опекунов» (ст, 18). В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.
Вопрос. Какой ребенок вызывает у вас положительный отклик? Как вы считаете: когда взрослый находится в разлраженном состояний, какая реакция может возникнуть у ребенка?
Предполагаемые ответы. Приятнее смотреть на счастливого, радостного ребенка. Если взрослый раздражен, ребенка надо успокоить, помочь ему обрести душевное равновесие.
Ведущий. Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различное. Мы приготовили тест, с помощью которого вы сможете оценить ваше отношение к ребенку.
Тест «Цветок».
Родителям предлагается нарисовать в центре листа кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка. Вопрос. Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы выписали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?
Ведущий. Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка, но в ней есть статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.
В моей практике был такой случай. На родительском собрании в подготовительной группе выступал отец Алеши. Он заявил, что воспитанием ребенка должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Сказал, что ничего не смыслит в педагогике, да и времени на воспитание у него нет.
Вопрос. А вы как думаете: кто должен заниматься воспитанием детей — папа и мама или детский сад?
Предполагаемые ответы. Конечно, родители. Сыном должен заниматься отец, а дочерью — мать. В первую очередь родители, а потом уже бабушка и дедушка. У дедушки и бабушки позитивная роль. Наказывать должны родители. детский сад нужен для общения, познавательного развития.
Ведущий. А вот еще один пример из жизни. Пятилетняя Катя хочет умыться теплой водой, как делала это всегда с мамой. Папа (по профессии врач) заметил: «Надо умываться холодной водой — это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только теплой водой, холодной умываться нельзя, можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чем ты говоришь? Хочешь, чтобы ребенок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, ее надо беречь». — «Катя совсем не слабенькая, ее рост и вес соответствуют возрасту. Ребенка надо не нежить, а закалять». — «У нас с тобой разные мнения на этот счет». — «Ты, наверно, забыла, что я врач, а ты с медициной не знакома». — «Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим»...
Вопрос. Кто из родителей прав? Почему отец не проявлял свои знания раньше?
Предполагаемые ответы. Все не правы. Обсуждать проблему нужно без ребенка. В принципе, скорее прав отец, но он, видимо, совсем не занимается ребенком: сначала надо подготовить его морально, убедить, а потом менять что-то устоявшееся. Воспитанием детей надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. Очень плохо, что у родителей нет согласия по
вопросам воспитания. -
Обобщение. Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаясь ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения.
Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что сможет добиться своего, играя чувствами других людей.
Вопрос. Если возникает ситуация развода, кто встает на защиту прав ребенка?
Предполагаемые ответы, И мать, и отец имеют право воспитывать ребенка. Мать может запрещать встречи с отцом, заботясь об интересах ребенка.
Ведущий. В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.
Прежде чем встретиться с вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, ваш стиль общения с детьми. (Подводятся итоги анкетирования и тестирования родителей и детей; формулируются выявленные проблемы.)
Ведущий. Этой встречей с вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.
Надеемся на ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, проводимой в ДОУ по изучению Конвенции о правах ребенка.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.
Программа рассчитана на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...
Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.
Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...
Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...
Программа работы с родителями по коррекции агрессивного поведения
Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции.Задачи:Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ...
Программа работы с родителями "Дорогою добра"
В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями....
Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.
В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....
Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...