Статья. "Роль экологического образования в становлении личности дошкольника."
статья (старшая группа)
Экологическое образование в становлении личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ekologicheskogo_obrazovaniya_v_stanovlenii.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль экологического образования в становлении
личности дошкольника.
Е.Н.Гайдай
Воспитатель ГБДОУ №7
Любая проблема в области воспитания связана с социальной ситуацией в обществе. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома – Земли. Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса – это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций, т.е. его культуры. Поэтому вторая причина – низкий уровень культуры человека. Это выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязи живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия. В настоящее время педагоги, психологи и философы в своих научных работах предлагают два пути выхода из кризиса:
1 путь – техническое переоснащение общества, т.е. создание биотехнологий с учетом биосвязей в природе
2 путь – изменение сознания людей, формирование нового типа сознания – сознания экоцентрического, в центре которого единство человека и природы.
Поскольку в основе сознания лежит знание, следовательно, пути формирования нового сознания – это образование. Для формирования новой нравственности изменяется сущность образования и его принципы:
Гуманизация образования. Ориентация на общечеловеческие ценности. Созидание человека, способного понимать единую картину мира и себя в связи с природой, найти в ней свое место, ориентироваться в проблемах экологии.
Экологизация образования. Одно из проявлений гуманизации. Содержание экологических знаний необходимо включать в другие области науки и практической деятельности.
Непрерывность экологического образования. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания на протяжении всей жизни. Идея непрерывного экологического образования может быть обеспечена созданием определенной системы, начиная с детства.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. П.А. Флоренский писал, что Культура есть «среда, растящая и питающая личность». Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
Существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях интенсивно развиваются умственные и практические способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера.
Задача гармонического развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, способов овладения содержанием, но и достаточно высокий уровень развития его познавательных интересов, эмоциональной сферы и нравственной позиции. Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Воспитание у дошкольников общественно ценностных мотивов поведения (познавательных, нравственных и др.) – одна из важных задач, стоящих перед педагогикой.
Необходимость исследования проблемы развития интереса у старших дошкольников к изучению мира растений чрезвычайно важна. Воспитание познавательных интересов – важная составная часть воспитания личности ребенка. В дошкольном возрасте возникают собственно интересы как относительно устойчивое отношение к эмоциональной деятельности, которая регулируется представлениями. Именно познавательный интерес, проявляющийся в многочисленных вопросах «зачем?», «почему?», «отчего?» помогают ребенку понять все новое, что привлекает его и вызывает удивление. Ребенок задает бесчисленное количество вопросов. Вопросы открывают ребенку мир, а нам мир ребенка: его заботы, переживания и интересы. Но всегда ли мы, взрослые, слышим эти вопросы? А всегда ли отвечаем? Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими и научными ценностями. Период формирования познавательного интереса – избирательной направленности на предметы и явления окружающей действительности, происходит в дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности. Возрастает произвольность поведения, деятельность ребенка начинает диктоваться целями общественного характера.
Значение формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи: Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Л.С. Славина, В.С. Иванова, Е.Ф. Рыбалко. Они отмечали, что познавательный интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Психологи Л.И. Божович, Л.А.Венгер, В.С. Мухина и др. высказали мысль о том, что устойчивые познавательные интересы – верный признак умственной готовности ребенка к обучению в школе.
Проблема нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Поиском активных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них нравственные представления и экологическую культуру, заняты теоретики и практики.
Необходимость развития познавательного интереса, углубления и систематизации полученных знаний, изменения имеющихся у детей чувств к миру растений, формирования нравственных представлений, делает актуальной тему нашего исследования.
Одним из коренных противоречий современного мира является развитие «стратегии» человеческой преобразовательной деятельности и «стратегии» развития экосистем. В период интенсивного научно технического прогресса сложились необоснованные представления о малой зависимости человека от природы. Разрешение этого противоречия возможно при условии осознания феномена природы, порождающего человека, феномена человека как неотъемлемой части природы, значит решение проблемы – в гармонизации отношений «человек-природа». Анализ особенностей взаимоотношений человека и природы показывает, что эта проблема возникла с появлением человека и рассматривается с 2-х сторон: с одной стороны человек- «часть природы» - биологическое существо и не может жить вне ее условий. Соответственно с другой стороны, реализация перспективы взаимоотношений человека и природы не возможна без заботы о сохранении и восстановлении первым природной среды как естественной для себя среды обитания. Но человек в отличии от всех других существ, существо интеллектуальное, нравственное, эстетическое. Человек нуждается в природе не только как в источнике жизненных средств, но и в источнике всестороннего развития.
Экологическая проблема во многом порождена преобладанием потребительского, утилитарного отношения к природе. Такое отношение обедняет самого человека, отчуждает его от природы от его сущности – человека гуманного. Тем самым становится наиболее актуален вопрос об экологической воспитанности человека.
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой дано определение экологической воспитанности как целостного интеллектуального образования, отражающего определенный уровень освоения ребенком экологической культуры общества. Ее структура представлена взаимосвязанными компонентами:
-экологическое сознание
-экологическая деятельность и поведение
-экологическое отношение.
Экологическое сознание регулирует, направляет и контролирует поведение и деятельность ребенка в природе, делает экологическое отношение осознанным.
Система отношений определяет личность человека в целом, являясь интегральным образованием, влияет на поведение, переживания субъекта, его деятельность (В.Н. Мясищев). Отношение к природе – реальный показатель уровня экологической воспитанности ребенка.
Проблему психологии отношений рассматривали в своих работах А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, В.Н. Мясищев и др. В психологическом плане отношения человека представляют собой субъективную внутреннюю индивидуально-избирательную сторону его многообразных связей с различными сторонами действительности и со всей действительностью в целом. Личностные отношения человека являются внутренним потенциалом его деятельности, переживаний, поведения. Процессы психической деятельности, их течение, активность, функциональная характеристика отражаются в отношении личности к задаче, процессу и условиям деятельности. Психические отношения представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности.
Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия. Поэтому отношение может рассматриваться как взаимосвязь трех компонентов: интеллектуального, побуждающего (мотив, эмоции, чувства, интересы) и действенно-практического. Их единство определяет структурно-функциональную целостность отношений (Н.Н.Кондратьева).
Характеристиками отношений являются:
- Осознанность – способность отдавать себе отчет в своих действиях, понимание оснований своего отношения и его субъективных мотивов, а также ответственности, вытекающей из этого отношения
- Активность – степень выраженности отношений
- Избирательность – зависимость отношения от содержания предмета или объекта, его значимости для человека
- Устойчивость – проявление отношения к объекту независимо от условий, противоположная характеристика – ситуативность
- Эмоциональность – степень выраженности эмоций
Являясь сложным компонентным образованием, человеческие отношения развиваются во внешней практически – действенной сфере и внутренней сфере – сфере психики (А.Л.Сидельковский). Внутренняя сторона отношений, т.е. знания, чувства, стремления, потребности, интересы и т.д., определяют внешнюю стороны. Устойчивое, осознанное отношение к действительности лишь при соответствии его внутренней и внешней сторон выражает единство чувств, знаний и деятельности. (З.П.Плохий)
Многие исследователи отмечали огромную важность эмоционально-чувственного опыта в формировании отношения. К.Д.Ушинский писал «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»
При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия. В ходе онтогенеза изменяются и структура эмоциональных процессов: в их состав включаются познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции становятся «умными», «интеллектуализируются» (Л.С.Выготский), а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством, тем самым создается интеллектуально-эмоциональный комплекс отношения к окружающему.
Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Чувства способны изменять внутренний мир человека, но не всякие переживания, которые он испытывает могут сделать это, лишь такие, которые, во-первых, его глубоко затронули, а во-вторых вызвали у него определенные действия и поступки, т.е закрепились в поведении (П.М.Якобсон)
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
- Интеллектуальные – это чувства, сопровождающие познавательную деятельность
- Нравственные – чувства, играющие исключительную роль становления личности ребенка и оказывающие влияние на воспитание социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др.
- Эстетические – чувства позволяют переживать различные явления действительности как прекрасные
А.В.Запорожец писал: «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него проявляется желание заботится о других, бережно относится к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к окружающим, как к младшим детям, так и к взрослым. В одних и тех же условиях дети ведут себя по разному. Одни заботливые чуткие, готовы прийти на помощь. Способны пожалеть, успокоить. Другие равнодушны, эгоистичны, агрессивны. Сочувствие рождается в простых вопросах детей: «Тебе больно?», «Ему холодно?» и т.п. В этих вопросах начинают провялятся сочувствие и жалость. Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. В процессе воспитания важно обратить внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим и поддержать его добрыми намерениями. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, слезы, горе, удивление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к слабым, заботы о них и защиты. Сочувствовать – значит понимать чувства другого, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
Важно заложить в душу ребенка то, что обидеть слабого и беззащитного – это бессердечно и жестоко.
Чувство доброты по отношению к беззащитным воспитывается постепенно. Зарождается оно, когда ребенок совместно со взрослым (или по его просьбе) сделает доброе дело для своего подопечного. В свою очередь чувство выполненного долга доставляет дошкольнику радость, т.е. создается ситуация успеха, которая в дальнейшем способствует возникновению желания самостоятельно совершать нравственные поступки. Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение к окружающему является косвенным показателем становления чувств.
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, т.е. приобретением новых знаний и умений, но и возникновением новых потребностей и интересов.
«Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», -писал Л.С.Выготский.
Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций (Л.И.Божович, С.А.Козлов и др.), так как для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо приобретение ребенком эмоционального опыта.
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. В свою очередь под мотивацией понимают динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. В основе данного поведения лежит мотив альтруизма (мотив помощи и заботы) Г.Маррей впервые в своих работах определил, что данный мотив проявляется в том, чтобы «высказать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного…ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение». Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается.
Важную роль в оказании помощи играет способность к сопереживанию: чем больше он склонен к нему, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям. Способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека.
Таким образом, переход мотива из понимаемого в реально действующий у дошкольника происходит в форме аффективно окрашенных образов, которые позволяют заранее пережить смысл выполняемых действий для окружающих, например, заранее почувствовать радость от личного участия в важном и полезном деле, что и побуждает ребенка активно стремиться к достижению поставленной цели.
При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения. Такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.
Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.
Эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных изменчивых условиях. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня таких, как познавательный, альтруистический (нравственный принцип заключающийся в бескорыстном служении другим людям, противоположный эгоизму), нравственный, трудовой и т.д. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой формируются. Проблема развития эмоций, их роль в возникновении как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Вопросы нравственного воспитания и образования все чаще рассматривается в контексте глобальных проблем человечества, решение которых предполагает создание единого, в перспективе мирового, культурно-образовательного пространства, как необходимого условия духовного единения и всестороннего сотрудничества людей. В соответствии с социокультурной направленностью образования, просвещения, обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, М.Бахтин, П.А.Флоренский и др.)все проблемы нравственного воспитания, особенно в условиях острейшего дефицита духовной культуры, необходимо рассматривать в контексте истории культуры. По словам П.А.Флоренского, именно культура есть «среда, растящая и питающая личность». Образование становится формальным, если оно отчуждается от культуры, от живой науки, природы, от самой личности.
При всем разнообразии определений образование можно рассматривать как процесс становления личности, включающий три структурных аспекта обучение, воспитание, развитие, причем высшей целью образования должно быть нравственное воспитание и развитие личности. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенная и трудная. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей.
Какие нравственные качества у ребенка разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того как они его воспитывают. Знание моральных требований еще недостаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживание, сочувствие) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других – они остаются только знанием, не побуждающим к действию.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Отставание нравственных чувств детей от их интеллектуального развития подчас обусловлена недостатками воспитания, когда воспитание чувств рассматривается как производная от образования. Нравственные чувства возникают путем «естественного вызревания» (В.Н.Мясищев), их развитие зависит от средств и методов воспитания.
Н.Н.Кондратьева в своих исследованиях показала, что для развития гуманных чувств необходимо организовать положительный опыт общения ребенка с природой: эстетическое, познавательное, нравственное, практическое, творческое; предусмотреть организацию нравственных положительных, этических переживаний ребенка: заботы, сострадания, ответственности, активности позиции, опыт оценочной деятельности поступков людей.
Чувство – это устойчивое отношение личности к окружающему, которое выражается в соответствующих эмоциональных реакциях. Основой чувств является то эмоциональное отношение, которые установились у человека к определенному предмету или кругу явлений, следовательно, появление чувств имеет своим источником реальный мир, существующий независимо от человека и с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства могут переживаться без тенденции к действию, ограничиваясь только переживаниями у одних людей, а у других может побудить к действию. Таким образом, чувствам присуще все характеристики отношения: эмоциональность, осознанность, активность, устойчивость, избирательность. Когда эмоциональное отношение человека к явлениям действительности установилось, оно превращается в черту его личности. Чувство, став чертой личности, существенно определяет поступки, т.е. чувство может стать побудительной силой к совершению поступков.
В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной этому является не только бурно развивающийся научно-технический прогресс, но и не высокий уровень экологического воспитания людей, и недостаточной компетентности в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий кризис необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических и нравственных представлений овладевает правилами поведения в природе; таким возрастом по данным современной психологии является дошкольный возраст.
Одной из задач современной педагогики становится задача экологического образования человека на всех ступенях его онтогенетического развития. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами. В основе экологического воспитания лежат адаптированные к дошкольному возрасту, ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщества организмов и среда, человек и среда.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, определяющим и созидающим ее, а также к людям, создающим материальные богатства или духовные ценности. Это такие отношения к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды и осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения с целью возбуждения познавательного интереса.
Ученые доказали, что мир растений для детей дошкольного возраста менее привлекателен, чем мир животных. Дети более равнодушны, а порой даже жестоки в своем отношении к растениям, подчас руководствуясь сиюминутной прихотью. В большинстве случаев отношение к растениям не отличается от отношения к неживым объектам природы. Дети не проявляют гуманных чувств к растениям, но постоянно упражняются в неправильных поступках, т.е. приучаются жестоко относится к тем, кто не может ответить на это (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Маркова). И одна из причин этого явления – отсутствие знаний о растениях, их потребностях, об интересных особенностях, об особой красоте, о приспособлении к среде обитания. В исследованиях Н.Н.Кондратьевой доказано, что освоение системы знаний о живом перестраивает отношение к природе.
Формирование познавательного интереса к миру растений, изучение его закономерностей, обогащение чувственного опыта является частью задач экологического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника"
Научно - практическая статья ориентированная на взаимодействие с родителями на развитие эмоциональной выраженности ребенка...
Статья "Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника"
Научно - практическая статья ориентированная на взаимодействие с родителями на развитие эмоциональной выраженности ребенка...
Статья "Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника"
В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает развивать музыкальные способности ребёнка, учит творит...
Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...
Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий ...
статья "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольника"
В статье обоснован метод применения проектов, как эфективный метод развития представлений в той или иной сфере или познаваательной области. Иетод прпоектов в развитии и формировании ...
«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»
Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...