Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
статья
Одной из важнейших задач образования сегодня является приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям. Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскрывают главные стороны общественных отношений, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение. Успешная реализация этого направления позволит обогатить детей яркими выразительными образами, питающими их духовное и нравственное развитие, возможность самостоятельной творческой самореализации в разных видах деятельности привнести в жизнь ребенка индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношения к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Апуник А.А., воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского р-на Санкт-Петербурга.
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Социокультурное развитие – это формирование у детей представлений о хорошем и плохом, правде и истине, а также приобретение способностей сопоставлять свою жизнь с общественными образцами и умение ставить перед собой четкие цели. Формирование и развитие социокультурных ценностей тесно связано с условиями, в которых воспитывается и обучается ребенок.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. В этом возрасте дети узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества.
Именно в семье у ребенка формируются привычки, характер, психические свойства. Приобретенными навыками в семье ребенок пользуется не только в настоящей жизни. Многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, он проявит эти приобретенные знания, будучи уже семьянином.
В настоящее время в современном мире основными семейными ценностями стали: забота о материальном благополучии семьи. В связи с этим заметно снизились семейные ценности, ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев. А стремительный рост информационных технологий – привел к тому, что люди стали гораздо меньше общаться вживую, снизились культурно-развлекательные походы в кино, театр, музеи. Современным детям стало неинтересно общаться друг с другом. Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми. Дети стали зависимы от телевидения и интернета, компьютерных игр. Это оказывает негативное воздействие на сознание ребенка, разлагает систему традиционных культурных ценностей. Современный дошкольник зачастую теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Но всё же фундаментом развития социокультурных норм – является семья. Родители сами того не замечая, вкладывают в своих детей те, или иные привычки. Именно этот социальный, зачастую не самый хороший опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.
Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.
В детском саду дети начинают тесно общаться друг с другом, появляются общие интересы, игрушки, темы для разговоров. С возрастом ребенок понимает, что без общения со сверстниками ему будет не интересно и поэтому, чем взрослее он становится, тем большее понимает, как важно ему быть и общаться в кругу своих товарищей.
Игра – один из видов детской деятельности, с её помощью ребёнок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Игровая деятельность занимает важное место в жизни ребенка. Во время игры дошкольник развивается как личность. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при опытном педагогическом руководстве, которое гарантирует важный уровень развития игровой деятельности.
Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Изобразительная деятельность, способствует закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников. Общение с взрослым является этапом познания социального мира. Ребенок энергично взаимодействует с внешним миром, передавая его характерные отличительные черты в художественном виде. Кроме того, у ребенка формируется отношение к себе, как к активному участнику данного процесса.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что семья и ДОУ – это первичные факторы социализации подрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия основанного на диалоговой форме общения. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.
Список литературы:
1.Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2008.
2.Касаткина Е.И., Иваненко С.С., Реуцкая Н.А., Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Под общей редакцией С. Н. Новоселовой «Познавательная и социальное развитие дошкольников средствами игры». Изд. Вологодского института развития образования – 2001г.
3.Смирнова Е.О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. – М., 2008.
4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2.
5.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,...
«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье и детском саду» (из опыта работы)
В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, та...
Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Сказка является явлением культуры, объединяющим в себе разные стороны жизни: положительное и отрицательное, нравственное и безнравственное и т. д. Если взрослый человек способен сам делать выбор, прин...
Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...
Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"
laquo;Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие...
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания.
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания....