«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье и детском саду» (из опыта работы)
методическая разработка по теме
В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya.docx | 24.9 КБ |
ped_chteniya_2.pdf | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного
возраста в семье и детском саду»
В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых.
Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Слайд 2.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Слайд 3.
Одним из важнейших условий развития нравственных качеств ребенка является приобщение его к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек.
Слайд 4.
Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье.
Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей.
Слайд 5.
Именно поэтому при определении системы работы по формированию нравственных ценностей у дошкольников мы большую роль отводим совместной работе с родителями.
Слайд 6.
После проведенного нами анализа межличностных отношений детей в группе и анкетирования родителей о важности развития нравственных ценностей у детей в начале нашей работы по этому направлению мы пришли к выводу:
Слайд 6 .
- у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, предусмотренные программой, но нравственные представления дошкольников носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.
- родители осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом.
Но, наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.), имеются и негативные: это «разрыв» между знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.
Слайд 7.
Были выявлены и проблемы:
1.Каковы должны быть оптимальные методы, приемы, содержание нравственного воспитания с учетом материала и условий детского сада?
2.Как строить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала?
Слайд 8.
Первостепенной задачей опыта стал поиск изучения новых программ и методических технологий по формированию нравственных качеств дошкольников для совершенствования профессионального и теоретического уровня педагогов.
Слайд 9.
С учетом условий детского сада мы остановили свой выбор на программе: «Я — ты — мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.
Программа направлена на формирование эмоциональной сферы и развития социальной компетентности ребенка, а так же помогает решать комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.
Данная программа была интегрирована в основную образовательную программу, в вариативную ее часть.
Дальнейшая вся работа строится в соответствии с поставленными задачами:
Слайд 10.
Первая задача по созданию в ДОУ условий и психологически-комфортной обстановки для нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста направлена на:
- определение стиля взаимодействия взрослого и ребенка, преобладание демократического стиля;
- создание в группе спокойной доброжелательной обстановки, атмосферы доверия, в которой дети чувствуют себя свободно;
- внимания педагога к эмоциям ребенка как к важному показателю в понимании его внутреннего мира, психического и физического состояния;
- формирование у ребенка положительной самооценки: ты сможешь! так как оценку взрослого ребенок первоначально принимает на веру;
- уважение личности ребенка, признание ребенка таким, каков он есть;
- минимальное количество запретов и навязывания правил и требований против воли детей, заменяя их на убеждения.
Все эти установки напрямую относятся и к семье.
С целью повышения родительской компетентности по этому вопросу педагоги и специалисты МДОУ проводят консультации, индивидуальные беседы, круглые столы, тренинги, дни открытых дверей, используют наглядную информацию в уголках для родителей.
Слайд 11.
Вторая задача: Формирование у дошкольников положительной поведенческой концепции, помогающей ориентироваться в разных жизненных ситуациях, реализуется через систему занятий, игр и упражнений, организацию праздников, прогулок, экскурсий.
Слайд 12.
Третья задача: Организация преемственности в работе с социумом по формированию нравственных качеств дошкольников.
С целью формирования уважительного отношения к труду взрослых ежегодно с детьми проводятся экскурсии в пожарное депо, в хлебопекарню, в библиотеку.
Воспитанники подготовительной группы ежегодно посещают праздничную линейку на 1 сентября в школе с поздравлениями для бывших выпускников детского сада.
С целью приобщения к истокам духовного воспитания при согласии родителей проводятся совместные мероприятия с Воскресной церковной школой (экскурсии, совместные праздники, творческая работа).
Слайды 13-17 (фото)
Слайд 18.
Четвертая задача: Повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений, мы проводим:
- через просветительскую работу: памятки, консультации, круглые столы, размещаем информацию на сайте, в учреждении успешно функционирует клуб «Семья», где родители делятся лучшим семейным опытом в воспитании нравственных ценностей, рассказывают о семейных традициях;
- через вовлечение в организационно-методическую деятельность: родители участвуют в совместных мероприятиях: ярмарках, выставках, конкурсах, праздниках, спортивных эстафетах, акциях, демонстрируя личный позитивный пример для своих детей.
Слайд 19. Вовлечение в организационно-методическую деятельность
Слайд 20.
Пятая задача: Совершенствование ППРС.
Конечно же, неоспоримое значение в формировании нравственных ценностей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда, в создании которой непосредственное участие принимают родители:
В группах созданы мини-музей, организуются фотовыставки, имеется уголок патриотического воспитания с материалом по ознакомлению с государственной символикой, страной, городом, в группах - уголки по нравственному воспитанию с материалом для ознакомления с микросоциумом (семья, детский сад и др.)
Слайд 20. Вывод.
В результате работы по данному направлению:
— повысился уровень психолого-педагогической культуры и родительской компетентности у родителей;
— возросло число родителей готовых к продуктивному взаимодействию с педагогами д/сада;
— родители стали активными участниками проводимых в ДОУ, районе, городе мероприятий для детей / выставок, конкурсов, концертов;
- снизился уровень возникновения конфликтных ситуаций в группах между детьми.
Слайд 21. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)
взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...
Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы
Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...
Подготовка детей к школе в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретны...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....