«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье и детском саду» (из опыта работы)
методическая разработка по теме

В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya.docx24.9 КБ
PDF icon ped_chteniya_2.pdf2.84 МБ

Предварительный просмотр:

«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного

возраста в семье и детском саду»

В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых.

Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Слайд 2.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Слайд 3.

Одним из важнейших условий развития нравственных качеств ребенка является  приобщение его к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек.

Слайд 4.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье.

Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих  в окружающем мире и их оценку из уст родителей.

Слайд  5.

Именно поэтому при определении  системы работы по формированию нравственных ценностей  у дошкольников  мы  большую роль отводим совместной работе с родителями.  

Слайд 6.

После проведенного нами анализа межличностных отношений детей в группе и анкетирования родителей о важности развития нравственных ценностей у детей  в начале нашей работы по этому направлению мы пришли к выводу:

Слайд 6 .

- у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, предусмотренные  программой, но нравственные представления дошкольников носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

 - родители осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом.

 Но,  наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.), имеются и негативные: это «разрыв» между знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.

 Слайд 7.

Были выявлены и проблемы:

1.Каковы должны быть оптимальные методы, приемы, содержание нравственного воспитания с учетом материала и условий детского сада?

 2.Как строить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала?

Слайд 8.

 Первостепенной задачей опыта стал поиск изучения новых программ и методических технологий по формированию нравственных качеств дошкольников для совершенствования профессионального и теоретического уровня педагогов.

 

Слайд 9.

 С учетом условий детского сада  мы остановили свой выбор на программе: «Я — ты — мы»  О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. 

Программа направлена на формирование эмоциональной сферы и развития социальной компетентности ребенка, а так же помогает решать комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

Данная программа была интегрирована в основную  образовательную программу, в вариативную ее часть.

Дальнейшая вся работа  строится  в соответствии с поставленными задачами:

Слайд 10.

Первая задача по  созданию в ДОУ условий и психологически-комфортной обстановки для нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста направлена на:

- определение  стиля взаимодействия взрослого и ребенка, преобладание демократического стиля;

- создание в группе спокойной доброжелательной обстановки,  атмосферы доверия, в которой дети чувствуют себя свободно;

 - внимания педагога   к эмоциям ребенка как к важному показателю в понимании   его внутреннего мира, психического и физического состояния;

-  формирование  у ребенка положительной самооценки: ты сможешь! так как оценку взрослого ребенок первоначально принимает на веру;

- уважение личности ребенка, признание ребенка таким, каков он есть;

- минимальное количество запретов и навязывания правил и требований против воли детей, заменяя их на убеждения.

Все эти установки напрямую относятся и к семье.

С целью повышения  родительской компетентности  по этому вопросу педагоги и специалисты  МДОУ проводят  консультации, индивидуальные беседы, круглые столы, тренинги, дни открытых дверей, используют наглядную  информацию в уголках для родителей.

Слайд 11.  

Вторая задача: Формирование у дошкольников положительной поведенческой концепции, помогающей ориентироваться в разных жизненных ситуациях, реализуется через систему занятий, игр и упражнений, организацию праздников, прогулок, экскурсий.

Слайд 12. 

Третья задача: Организация преемственности в работе с социумом по формированию нравственных качеств дошкольников.

С целью формирования  уважительного отношения  к труду взрослых   ежегодно с детьми проводятся  экскурсии в пожарное депо, в хлебопекарню, в библиотеку.

Воспитанники подготовительной группы ежегодно посещают  праздничную линейку на 1 сентября в школе с поздравлениями для бывших выпускников детского сада.

С целью приобщения к истокам духовного воспитания  при  согласии родителей  проводятся совместные мероприятия с Воскресной церковной школой (экскурсии, совместные праздники, творческая работа).

Слайды 13-17 (фото)

Слайд 18.

Четвертая задача: Повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений, мы проводим:

-  через  просветительскую работу: памятки, консультации, круглые столы, размещаем информацию на сайте, в учреждении успешно функционирует  клуб «Семья», где родители  делятся лучшим семейным опытом  в воспитании нравственных ценностей, рассказывают о семейных традициях;

 - через вовлечение в организационно-методическую деятельность:  родители участвуют в совместных  мероприятиях: ярмарках, выставках, конкурсах, праздниках, спортивных эстафетах, акциях,  демонстрируя личный позитивный пример для своих детей.

Слайд 19. Вовлечение в организационно-методическую деятельность

Слайд 20.

Пятая задача: Совершенствование ППРС.

Конечно же, неоспоримое значение в формировании нравственных ценностей  имеет правильно организованная предметно-развивающая среда, в создании которой непосредственное участие принимают родители:

В группах созданы  мини-музей,  организуются фотовыставки,  имеется уголок патриотического воспитания с материалом по ознакомлению с государственной символикой, страной, городом, в группах - уголки по нравственному воспитанию с материалом для ознакомления с микросоциумом (семья, детский сад и др.)

Слайд 20. Вывод.

 В результате работы по данному направлению:

 — повысился уровень психолого-педагогической культуры и родительской компетентности у родителей;

 — возросло число родителей готовых к продуктивному взаимодействию с педагогами д/сада;

 — родители стали активными участниками проводимых в ДОУ, районе, городе мероприятий для детей / выставок, конкурсов, концертов;

-    снизился уровень возникновения конфликтных ситуаций в группах между детьми.

Слайд 21. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...

Подготовка детей к школе в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретны...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....