Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
«Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, происходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделаю его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей
у детей дошкольного возраста
Шарова Олеся Викторовна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МДОАУ № 35
В настоящее время в системе образования происходят большие изменения в сфере духовно-нравственного воспитания и развития детей. Современное поколение утрачивает духовно-нравственные ориентиры, теряют свой авторитет и перестают быть значимыми такие базовые понятия-ценности, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому искажены представления о нравственности, доброте, справедливости, честности, милосердии, великодушии.
Родители, у которых недостаточно сформировано мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ.
«Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, происходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделаю его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители (законные представители) и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Многими учеными (Н.И.Костомаров, Ю.В.Бромлей, В.И.Брудный, Г.Н.Волков и др.) доказано, что приоритет в области духовно-нравственного воспитания дошкольников принадлежит семье.
Необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ направлен на решение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
Поскольку «Закон об образовании» подтверждает, что родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений, решить проблему духовно-нравственного воспитания возможно через реализацию социального партнерства ДОО и семьи.
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с особой ролью семьи возникает вопрос о том, как привлечь к образовательному процессу ДОО родителей (законных представителей), выступающих в роли социальных партнеров с целью обеспечения эффективного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.
Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Эффективная реализация социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей возможна через использование различных форм взаимодействия ДОО и семьи. В практике существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Среди современных форм организации работы с родителями (законными представителями М.Н.Недвецкая выделяет такие формы, как анализ педагогического опыта, дискуссии конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, организация недель сотрудничества с родителями, проведение семейных вечеров и другие.
Одной из эффективной формой организации социального партнерства является создание родительского клуба на базе дошкольной организации. Работа родительского создает условия психолого - педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения ДОО, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Новизна заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является организация их совместной образовательной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить ее досуг новым содержанием.
Основными целями взаимодействия с родителями (законными представителями), которыми является составная часть системы работы по формированию мотивации к формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей всех участников образовательного процесса:
- вооружение родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям, национальной культуре;
- создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей;
- укрепление детско-родительских взаимоотношений;
- обмен опытом семейного воспитания.
Основными принципами работы клуба являются добровольность, соблюдение педагогической этики, дифференцированный подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется совместно с родителями (законными представителями) на один учебный год, тематика заседаний клуба может варьироваться и корректироваться в зависимости от социального запроса родителей (законных представителей). В плане отражается тематика мероприятий, формы организации, сроки, ответственные.
В рамках клуба организуются семинары, тренинги, практикумы, консультации специалистов различных направлений; совместная деятельность родителей с детьми в воспитательно-образовательном процессе и творческой деятельности (мастер-классы, гостиные, практикумы и т.п.) Темы встреч планируются с учетом запроса и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей; работа проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять активное участие в работе клуба)
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей (законных представителей) к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей Родине, а также позволит решить проблему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.
В результате неформального общения детей и взрослых в семейном клубе будет создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Также произойдет формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов дошкольной организации и родителей, будет создано единое образовательное пространство для ребенка, повысится заинтересованность родителей (законных представителей) в социальном партнерстве с детским садом, произойдет гармонизация детско-родительских отношений.
Список литературы:
- Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.
2. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
3. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.
4. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждения государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
6. Федеральный закон о 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,...
"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".
Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...
"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".
Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...
Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
Одной из важнейших задач образования сегодня является приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям. Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскры...
Презентация "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства"
Реализованный план семейного клуба "Кроха" в 2022-2023 учебном году....
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания.
Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания....