Самообразование «Формирование системы нравственных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями средствами образовательной программы «Социокультурные истоки»» на 2020 – 2021 учебный год.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
План работы по самообразованию
на тему:
Тема: «Формирование системы нравственных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями средствами образовательной программы
«Социокультурные истоки»»
на 2020 – 2021 учебный год.
Составила: воспитатель Ягудина Л.Н.
г. Когалым 2020 год
Название месяца | Источники | Цель | Результат | Формы работы |
Сентябрь | «Сказочное слово» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин И.А., Твардовская Н.Ю. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова, Л.П. Сильвестрова | Традиции слова. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова». Развивать навык совместной деятельности в группе. Совершенствовать умение детей работать в паре. Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе. Развивать эмоциональную сферу и образное мышление у детей. | Знакомство с социокультурной категорией: сказочное слово, ввести в активный понятийный словарь участников образовательных отношений определения –послушание, трудолюбие, согласие, уважение к старшим, дружба. | «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» / Работа в паре Ресурсный круг с родителями на тему: «Как правильно читать детям» Введение читательского дневника выпускника. Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка» |
Октябрь | «Напутственное слово» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин И.А., Твардовская Н.Ю. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11 Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. | Традиции слова. Присоединение родителей к осмыслению важности напутственного слова как базовой социокультурной ценности. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье». Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе. Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственные слова». Укрепление активной позиции | Знакомство с социокультурной категорией: напутственное слово ввести в активный понятийный словарь участников образовательных отношений определения-сердечные слова - родительского благословения – это пожелания добра, покоя, счастья, успехов, жизни в любви и согласии | «Напутственное слово» / Работа в паре: «Напутственное слово» - хорошей дороги, хороших попутчиков; в добрый путь; Ангела хранителя! С Богом! Счастливого пути! Вопрос ресурсного круга: какие напутственные слова больше всего понравились? Выполнение задания по рисунку к сказке «Василиса Прекрасная» |
родителей в воспитании детей. | ||||
Ноябрь | «Напутственное слово» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин И.А., Твардовская Н.Ю. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11 Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, | Традиции слова. Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова». Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Развивать желание взаимодействовать детей со взрослыми. | Жизненный путь ввести в активный понятийный словарь участников образовательных отношений определения священного и честного слова -почитай отца твоего и мать; будь милосерден; не осуждай другого; всякому просящему, давай; сам потерпи, а другого не обидь; не ищи красоты, а ищи доброты. Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь; Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори. | «Жизненный путь» / Ресурсный круг. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей. |
профессор. | Выполнение задания | |||
Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по | «Этапы жизненного пути». | |||
чтению «Азбука истоков» (1 | Игра «Угадай, кем я хочу | |||
класс). Под общ. ред. профессора | стать» (выполнение | |||
И.А. Кузьмина | имитационных действий, | |||
отражающих будущую | ||||
профессию детей). | ||||
Ресурсный круг | ||||
«Жизненный путь». Вопрос | ||||
ресурсного круга для | ||||
родителей: «Какие | ||||
напутственные слова | ||||
помогают вам на | ||||
жизненном пути?». Вопрос | ||||
ресурсного круга: «Каким | ||||
вы представляете свой | ||||
жизненный путь?» | ||||
Оформление страницы | ||||
альбома «Кем я хочу | ||||
стать?». | ||||
Декабрь | «Светлый образ» ответственные редакторы Бойцова И.Ю., Губина | Традиции образа. Познакомить детей с социокультурной категорией традиции образа. Развитие позитивного настроя на общение в группе. Формирование ресурса успеха у детей. Развитие у детей | Светлый образ приобщает к духовно-нравственному контексту категории «Традиции образа». Дети и взрослые приобщаются к образу Преподобного и святыням Свято-Троицкой | «О преподобном Сергии Радонежском» / Ресурсный круг Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования |
Е.А., Кузьмин. | ||||
«Истоковедение». Том 5. | ||||
Издательский дом «Истоки», 2011.- | ||||
224 с. авторы: И.А. Кузьмин, | ||||
профессор. | ||||
«Истоковедение». Том 11. |
Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова, Л.П. Сильвестрова | представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Сергиевой Лавры. Дают первые представления о том, что значит «получить благословение Преподобного». Дети и взрослые, подводятся к пониманию чудесного обретении грамоты отроком Варфоломеем. «Удивительная доброта к миру, к людям, ко всему живому и есть признак истинного величия и святости» | изображений Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозапись колокольных звонов произведения И.С. Шмелева «Богомолье». Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия радонежского». Оформление страницы альбома «О Преподобном Сергии Радонежском». Вопрос ресурсного круга для родителей: «Какое воспитательное влияние на детей может оказать образ Преподобного Сергия Радонежского?». Вопрос ресурсного круга: «На что бы вы хотели получить благословление преподобного Сергия? О совместном проекте | |
Январь | «Светлый образ» ответственные редакторы Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова, Л.П. Сильвестрова «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. . | Традиции образа. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции образа». Развивать у детей представление взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Развитие основы самоутверждения каждого ребенка. | Чудотворный образ Светлый образ приобщает к духовно-нравственному контексту категории «Традиции образа». Дети продолжают знакомиться с Преподобным Сергием Радонежским, раскрывает чудотворный образ Преподобного. Дети воспринимают образцы защитников земли Русской и силу молитвенного обращения Преподобного Сергия к | «Светлый образ» /Работа в паре. Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагмент из жизни «Жития Преподобного Сергия Радонежского». Художественно- продуктивная деятельность по выбору детей «Храм Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). |
Господу. | Работа в паре «Светлый образ». | |||
Февраль | «Мастера и рукодельницы» авторы- составители Кудрявцева Н.С., Лугвина Г.И., Кузьмин И.А., Перькова С.В. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. | Традиции дела. Осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение, усердие, наблюдательность) в русской народной традиции. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела». Развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию. Воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам). | Мастера и рукодельницы помогает освоить и осмыслить социокультурную категорию «Традиции дела». Путь к вершинам мастерства – это труд души. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо иметь любовь к своему делу, смекалку, терпение, усердие, наблюдательность. | «Мастера и рукодельницы» / Работа в паре. Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе рассказа П.П. Бажова «Каменный цветок», пословиц. Выполнение задания. Игра «Где мы были». Работа в паре «Мастера и рукодельницы». Оформление страницы альбома «русские узоры». |
Март | «Мастера и рукодельницы» авторы- составители Кудрявцева Н.С., Лугвина Г.И., Кузьмин И.А., Перькова С.В. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоки» Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений Камкин А.В. | Традиции дела Способствовать развитию духовно- нравственных качеств детей. комство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей, норм российской цивилизации. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам. Формировать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах. Содействовать обогащению словарного запаса детей. | Старание и терпение – это важнейший труд души, который дает возможность человеку учиться, исправлять ошибки, расти духовно, укрепляться в добре. Необходимо проявление старания и терпения, умение стойко переносить трудности: в бою, в труде, в любых жизненных обстоятельствах. Дети отмечают в каких делах они проявляют старания и терпение и что чувствуют, когда им удается что-то сделать благодаря этим качествам. | «Старание и терпение» / Работа в паре. Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» и пословиц. Игра «куда иголочка, туда и ниточка». Работа в паре «Старание и терпение». Творческое задание «Иллюстрация к сказке» выполнения детьми дома или на занятии по изобразительной деятельности. |
Апрель | «Семейные традиции» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И., Губина Е.А | Традиции праздника Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание | Семейные традиции способствует осмыслению социокультурной категории | «Традиции нашей семьи» / Работа в паре. Работа в круге. Беседа с |
«Истоки» Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 Камкин А.В «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. . . | родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции». Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе. Развитие единого контекста в группе. | «Традиции праздника». Знакомство с традицией праздника Благовещения. Сохранение и передача Семейных традиций из поколения в поколение. | детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне», сказка П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказ О.С. Абрамовой «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей. Выполнения задания. Работа в паре «Семейные традиции». Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» предлагается выполнить дома вместе с родителями. | |
Май | «Семейные традиции» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И., Губина Е.А. «Истоки» Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 Камкин А.В. «Истоковедение». Том 5. Издательский дом «Истоки», 2011.- 224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоковедение». Том 11. Издательский дом «Истоки», 2012.- 320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор. «Истоки» - 4 Методическое пособие «Активные формы обучения (Системная разработка)» авторы: И.А. Кузьмин, профессор. | Традиции праздника. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». Воспитание у детей любви и уважения к книге как хранительнице «хлеба духовного». Воспитание у детей желания трудиться для других (изготовление книжки-малышки для детей раннего возраста). Познакомить детей с путем книги от автора к читателю, воспитывать уважение к людям, участвующим в создании книги. Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию. Формировать образную сторону речи детей. | Книга- праздник души, посвящена Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Символизирует весеннее пробуждение не только природы, но и пробуждение человеческой души. | «Книга – праздник души» / Работа в паре Организация выставки «Книга-праздник души». Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг по развитию детей 6-7 лет. Выполнение задания. Игра из любой книги для развития детей. Работа в паре «Книга- праздник души». Оформление страницы альбома «Мои истоки» предлагается выполнить дома вместе с родителями. Мониторинг формирования основ духовно – нравственного развития |
детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется по пяти аспектам качества образования: содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному. В середине года (январь)и на конец года (май). Наблюдение за ребенком; беседы; экспертные оценки. Итог реализации программы «Социокультурные истоки» является праздник «До свиданья, детский сад! Школа, здравствуй!». Наиболее значимый момент праздника – вручение детям созданного ими совместно с родителями альбома «Мои истоки», который является результатом и показателем совместного труда всех участников образовательных отношений. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад №18 г.Кулебаки)
Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в Росс...
Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Дошкольный период - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, культуре, обществе. Одной из за...