Самообразование «Формирование системы нравственных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями средствами образовательной программы «Социокультурные истоки»» на 2020 – 2021 учебный год.
методическая разработка

Ягудина Лейсан Наилевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021uch.g.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

План работы по самообразованию

на тему:

Тема: «Формирование системы нравственных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями средствами образовательной программы

«Социокультурные истоки»»

на 2020 – 2021 учебный год.

Составила: воспитатель Ягудина Л.Н.

г. Когалым 2020 год

Название месяца

Источники

Цель

Результат

Формы работы

Сентябрь

«Сказочное слово» авторы- составители Абрамова О.С.,  Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин   И.А.,   Твардовская  Н.Ю.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

Рекомендации по применению программы        «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова,

Л.П. Сильвестрова

Традиции слова.

Познакомить        детей        с социокультурной                категорией

«Традиции слова».

Развивать навык совместной деятельности в группе.

Совершенствовать умение детей работать в паре.

Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.

Развивать эмоциональную сферу и образное мышление у детей.

Знакомство        с

социокультурной категорией:        сказочное слово, ввести в активный понятийный                словарь участников

образовательных отношений определения –послушание, трудолюбие,        согласие, уважение к старшим, дружба.

«Сказка                правда,                в        ней намек,        добрым                молодцам урок» / Работа в паре Ресурсный                        круг                с родителями на тему: «Как правильно читать детям» Введение                читательского дневника выпускника.

Оформление        страницы альбома «Моя любимая сказка»

Октябрь

«Напутственное слово» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин И.А., Твардовская Н.Ю.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».        Том          11

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

Традиции слова.

Присоединение родителей к осмыслению        важности напутственного слова как базовой социокультурной ценности.

Оказание родителям педагогической поддержки        в        освоении        темы

«Напутственное слово в семье». Развитие        мотивации        на взаимодействие всех участников в группе.

Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.

Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственные слова».

Укрепление активной позиции

Знакомство        с

социокультурной категорией:        напутственное слово        ввести                в        активный понятийный                                словарь участников

образовательных отношений определения-сердечные слова        -                родительского благословения        –                это пожелания        добра,        покоя, счастья, успехов, жизни в любви и согласии

«Напутственное слово» / Работа        в        паре:

«Напутственное слово» - хорошей дороги, хороших попутчиков; в добрый путь; Ангела хранителя! С Богом! Счастливого пути!

Вопрос        ресурсного        круга: какие напутственные слова больше всего понравились? Выполнение        задания        по рисунку к сказке «Василиса Прекрасная»

родителей в воспитании детей.

Ноябрь

«Напутственное слово» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин И.А., Твардовская Н.Ю.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».        Том          11

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320      с.      авторы: И.А.    Кузьмин,

Традиции слова.

Продолжать        знакомить                детей        с социокультурной        категорией

«Традиции слова».

Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Развивать        желание

взаимодействовать детей со взрослыми.

Жизненный путь

ввести в активный

понятийный        словарь участников

образовательных отношений определения священного и честного слова -почитай отца твоего и мать; будь милосерден; не осуждай другого;        всякому просящему, давай; сам потерпи, а другого не обидь; не ищи красоты, а ищи доброты.

Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь; Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори.

«Жизненный путь» / Ресурсный круг. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола»,        притчи

«Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей.

профессор.

Выполнение        задания

Е.Ю.        Давыдова.        Тетрадь        по

«Этапы жизненного пути».

чтению        «Азбука        истоков»        (1

Игра «Угадай, кем я хочу

класс). Под общ. ред. профессора

стать»        (выполнение

И.А. Кузьмина

имитационных        действий,

отражающих        будущую

профессию детей).

Ресурсный        круг

«Жизненный путь». Вопрос

ресурсного        круга        для

родителей:        «Какие

напутственные        слова

помогают        вам        на

жизненном пути?». Вопрос

ресурсного круга: «Каким

вы        представляете        свой

жизненный путь?»

Оформление        страницы

альбома        «Кем        я        хочу

стать?».

Декабрь

«Светлый        образ»        ответственные

редакторы   Бойцова   И.Ю.,  Губина

Традиции образа.

Познакомить                детей                с социокультурной                категорией традиции        образа.                Развитие позитивного настроя на общение в группе. Формирование ресурса успеха у детей. Развитие у детей

Светлый образ приобщает к духовно-нравственному контексту        категории

«Традиции образа». Дети и взрослые приобщаются к образу Преподобного и святыням    Свято-Троицкой

«О преподобном Сергии Радонежском» / Ресурсный круг

Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе        использования

Е.А., Кузьмин.

«Истоковедение».        Том        5.

Издательский дом «Истоки», 2011.-

224        с.        авторы: И.А.        Кузьмин,

профессор.

«Истоковедение».        Том        11.

Издательский дом «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

Рекомендации по применению программы        «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова, Л.П. Сильвестрова

представления        о        взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Сергиевой        Лавры.        Дают первые        представления        о том, что значит «получить благословение Преподобного».

Дети        и                взрослые, подводятся к пониманию чудесного                обретении

грамоты        отроком Варфоломеем.

«Удивительная доброта к миру, к людям, ко всему живому и есть признак истинного величия и святости»

изображений        Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозапись колокольных звонов произведения И.С. Шмелева «Богомолье».

Ресурсный        круг

«Жизненный        путь

Преподобного        Сергия радонежского».

Оформление        страницы альбома «О Преподобном Сергии Радонежском».

Вопрос ресурсного круга для родителей: «Какое воспитательное влияние на детей может оказать образ Преподобного        Сергия Радонежского?».

Вопрос ресурсного круга:

«На что бы вы хотели получить благословление преподобного Сергия?

О совместном проекте

Январь

«Светлый образ» ответственные редакторы Бойцова И.Ю., Губина Е.А., Кузьмин

Рекомендации по применению программы        «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО О.С. Абрамова, Л.П. Сильвестрова

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

.

Традиции образа.

Дальнейшее        освоение

социокультурной        категории

«Традиции образа».

Развивать у детей представление взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Развитие основы самоутверждения каждого ребенка.

Чудотворный образ

Светлый образ приобщает к духовно-нравственному контексту        категории

«Традиции образа».

Дети                продолжают знакомиться с Преподобным Сергием        Радонежским, раскрывает чудотворный образ Преподобного.

Дети        воспринимают образцы защитников земли Русской                и        силу молитвенного      обращения

Преподобного     Сергия     к

«Светлый образ» /Работа в паре.

Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу

«Куликовская        битва», фрагмент из жизни «Жития Преподобного                Сергия Радонежского».

Художественно- продуктивная деятельность по        выбору        детей        «Храм Святой Руси» (аппликация, рисование,

конструирование).

Господу.

Работа        в        паре        «Светлый

образ».

Февраль

«Мастера и рукодельницы» авторы- составители Кудрявцева Н.С., Лугвина Г.И., Кузьмин И.А., Перькова С.В.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

Традиции дела.

Осознание        детьми                истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение,                усердие,

наблюдательность) в русской народной традиции. Познакомить детей  с  социокультурной категорией

«Традиции дела».

Развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию.

Воспитывать у детей уважение к людям        труда        (мастерам, рукодельницам).

Мастера                и        рукодельницы помогает                                освоить        и осмыслить социокультурную категорию «Традиции дела». Путь                                        к                                        вершинам мастерства – это труд души. Чтобы                        стать                настоящим мастером,                                необходимо иметь                любовь                        к        своему делу,        смекалку,                                терпение, усердие, наблюдательность.

«Мастера и рукодельницы»

/ Работа в паре.

Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе рассказа П.П. Бажова

«Каменный        цветок», пословиц.

Выполнение задания. Игра «Где мы были».

Работа в паре «Мастера и рукодельницы».

Оформление        страницы альбома «русские узоры».

Март

«Мастера и рукодельницы» авторы- составители Кудрявцева Н.С., Лугвина Г.И., Кузьмин И.А., Перькова С.В.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоки» Учебное пособие для 4-х классов        общеобразовательных учебных заведений Камкин А.В.

Традиции дела Способствовать развитию духовно- нравственных качеств детей.

комство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению        базовых социокультурных ценностей, норм российской цивилизации.

Сформировать понятия «старание»,

«терпение», дать положительную оценку данным качествам.

Формировать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

Содействовать        обогащению словарного запаса детей.

Старание и терпение – это важнейший труд души, который дает возможность человеку                учиться, исправлять ошибки, расти духовно, укрепляться в добре.        Необходимо проявление старания и терпения, умение стойко переносить трудности: в бою, в труде, в любых жизненных обстоятельствах. Дети отмечают в каких делах они проявляют старания и терпение и что чувствуют, когда им удается что-то сделать благодаря этим качествам.

«Старание и терпение» / Работа в паре.

Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» и пословиц.

Игра «куда иголочка, туда и ниточка».

Работа в паре «Старание и терпение».

Творческое        задание

«Иллюстрация к сказке» выполнения детьми дома или на занятии по изобразительной

деятельности.

Апрель

«Семейные традиции» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И.,

Губина Е.А

Традиции праздника Присоединение        родителей        к отечественным традициям. Оказание

Семейные        традиции способствует осмыслению социокультурной категории

«Традиции нашей семьи» / Работа в паре.

Работа в круге. Беседа с

«Истоки» Учебное пособие для 4-х классов        общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 Камкин А.В

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

.

.

родителям        педагогической поддержки в освоении темы

«Семейные традиции». Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций. Развитие мотивации        родителей        к взаимодействию в группе. Развитие единого контекста в группе.

«Традиции праздника». Знакомство с традицией праздника Благовещения. Сохранение и передача Семейных традиций из поколения в поколение.

детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева

«Лето Господне», сказка П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказ О.С. Абрамовой        «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей.

Выполнения задания.

Работа в паре «Семейные традиции».

Оформление                страницы альбома «Традиции нашей семьи»        предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Май

«Семейные традиции» авторы- составители Абрамова О.С., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И., Губина Е.А.

«Истоки» Учебное пособие для 4-х классов        общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 Камкин А.В.

«Истоковедение».        Том           5.

Издательский  дом  «Истоки», 2011.-

224 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоковедение».          Том          11.

Издательский  дом  «Истоки», 2012.-

320 с. авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

«Истоки» - 4 Методическое пособие

«Активные формы обучения (Системная        разработка)» авторы: И.А. Кузьмин, профессор.

Традиции праздника.

Дальнейшее        освоение

социокультурной        категории

«Традиции праздника».

Воспитание у детей любви и уважения к книге как хранительнице

«хлеба духовного».

Воспитание у детей желания трудиться для других (изготовление книжки-малышки для детей раннего возраста).

Познакомить детей с путем книги от автора к читателю, воспитывать уважение к людям, участвующим в создании книги.

Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию.

Формировать образную сторону речи детей.

Книга- праздник души, посвящена        Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Символизирует весеннее пробуждение не только природы, но и пробуждение человеческой души.

«Книга – праздник души» / Работа в паре

Организация        выставки

«Книга-праздник души». Работа в круге. Беседа с детьми                о        роли                книги        в жизни человека на основе серии        книг                по        развитию детей 6-7 лет.

Выполнение задания.

Игра из любой книги для развития детей.

Работа        в        паре        «Книга- праздник души».

Оформление        страницы альбома «Мои истоки» предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Мониторинг формирования основ        духовно        – нравственного развития

детей дошкольного возраста в рамках реализации программы      «Истоки»     и

«Воспитание                                                        на социокультурном                        опыте» осуществляется        по                        пяти аспектам                                качества образования: содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному.                                                В середине года (январь)и на конец        года                                (май). Наблюдение        за        ребенком; беседы; экспертные оценки. Итог реализации программы

«Социокультурные истоки» является праздник «До свиданья, детский сад! Школа,        здравствуй!». Наиболее значимый момент праздника – вручение детям созданного ими совместно с родителями альбома «Мои истоки», который является результатом и показателем совместного труда всех участников

образовательных отношений.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад №18 г.Кулебаки)

Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в Росс...

Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".

Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Дошкольный период - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, культуре, обществе. Одной из за...