Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Нос - орган обоняния"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 257
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской
деятельности в подготовительной группе
«Почемучки»
Тема «Нос – орган обоняния»
ЦЕЛЬ. Формировать представление у детей о носе, как органе обоняния. Дать понятие об основных функциях носа (очищение, согревание воздуха, улавливатель запаха). Закрепить правила гигиены и ухода за носом. Продолжать учить определять по запаху продукты. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Совершенствовать умения обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА:
"Может ли человек дышать без помощи носа?"
Материалы и оборудование: баночки с ароматами: апельсина, банана, мяты (аромамасло), огурец, лук, чеснок. Картинки: схема строения носа, русская печка. Два листа картона. Клей ПВА. Песок сухой. Живые цветы или духи. Зеркала маленькие на каждого ребенка.
Загадка про нос.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Воспитатель: Сегодня, на познавательно-исследовательском занятии мы и поговорим о наших носиках. Давайте рассмотрим на себе внешнее строение носа (переносица, спинка носа, кончик носа (помассировать), крылья носа, ноздри). А теперь заглянем вглубь человеческого организма, используя схему строения носа.
- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливают эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Опыт 1
Воспитатель: У меня есть два картона, поверхность одного картона намазана кремом, так как стенки нашего носа покрывает слизистая оболочка. А другой картон чистый (посыпаю сверху на оба картона сухой песок переворачиваю.) Вот посмотрите, что изменилось с картоном, который намазан кремом.
Дети: К нему прилип песок.
Воспитатель: а к другому картону песок прилип?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так вот и в наших носиках происходит тоже самое, вся пыль и микробы прилипают к слизи, которая находится в наших носиках. Вот поэтому наши носики называют маленькими пылесосами, так как они задерживают попавшую туда из воздуха пыль. Если же в нос попала всё- таки соринка, она раздражает слизистую оболочку, и начинает щекотать в носу. А как вы думаете, что мы делаем, если у нас щекочет в носу?
Дети: Чихаем.
Воспитатель: Правильно, с помощью чихания, мы освобождаем наш нос от соринки.
А еще наш нос называют печкой. (картинка печки)
Как вы думаете почему (кто догадался почему наши носы сравнивают с печкой). А зачем в доме печь?
Дети: Чтобы было дома тепло.
Воспитатель: зачем согревать воздух?
Дети: что бы было тепло!
Воспитатель: Когда воздух проходит через нос он согревается и поступает в легкие уже теплый, чтобы не заболеть. Поэтому так важно следить за своим здоровьем, не перемерзать, долго не дышать холодным воздухом зимой.
Опыт 2
С зеркалом. Подносим зеркало к носу. На поверхности зеркало запотевает.
При выдохе теплового воздуха из носа на более холодное зеркало из выдыхаемого воздуха конденсируется (переходит из газообразного в жидкое состояние) водяной пар в виде маленьких капелек воды, равномерно распределенных по поверхности и создающих так называемый эффект "запотевания".
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите шесть-восемь раз.
Опыт 3
Какое свойство есть еще у носа? Вот посмотрите, я нюхаю цветы (духи) и, что я почувствовала?
Дети: Запах.
Воспитатель: Значит следующая функция носа какая?
Дети: Чувствовать запахи (картинка запахов)
Воспитатель: Вот сейчас я и проверю ваши носики, умеют ли они у вас определять запахи.
Есть у меня волшебные баночки с запахами (достаю баночки в них находятся ароматы: апельсина, бананы, мята (аромамасло), огурец, лук, чеснок) подношу баночки к носикам детей. Понравилось ли как пахнет? А чем пахнет?
Дети: Нет. Пахнет Луком (чесноком)
Воспитатель: Да, бывают еще и неприятные запахи.
Вот смотрите, оказывается какой нос полезный: дышит, согревает воздух, чувствует запахи, очищает воздух.
ВЫВОД: Главная функция носа - это дыхание, нос помогает нам дышать, согревать воздух, чувствовать запахи.
Воспитатель: А сейчас вам предстоит выполнить задание. Надо раскрасить те предметы, которые можно понюхать.
Рефлексия.
Использованы материалы журнала «Собери и познай человеческое тело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskraska.docx | 210.04 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"
В ходе занятия расширяются знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...