Активизация в речи детей 6-7 лет грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения
статья (средняя группа)

Коробова Наталья Александровна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность исследования. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Современное образование направлено на всестороннее развитие детей, создание комфортной и доброжелательной развивающей среды. Образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) и осуществляется через интеграцию образовательных областей. Л. С. Выготский говорил о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. Работы Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Проблемы развития речи  и речевого общения в дошкольном детстве рассматривались в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича, М. И. Лисиной.

Таким образом, актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника, в частности, в интеллектуальном развитии, а также в связи с трудностью усвоения детьми грамматических  конструкций, отражающих причинно-следственные отношения, обусловленной их структурной сложностью, незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей, особенностями когнитивного развития ребенка.

Цель исследования: выявление педагогических условий, которые активизируют в речи детей старшего дошкольного возраста грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.

Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматического строя речи детей 6- 7 лет.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности работы по активизации в речи детей старшего дошкольного возраста грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.

Гипотеза исследования основана на предположении, что активизация в речи старших дошкольников грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения, будет эффективна при следующих условиях:

  • введение в словарь детей языковых средств, с помощью которых возможно проявление причинно-следственных отношений;
  • создание специальных речевых ситуаций для самостоятельных творческих высказываний ребенка с использованием грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения (например, ситуация объяснения правил игры);
  • организация познавательно-исследовательской деятельности детей, способствующей усвоению причинно-следственных связей и отношений.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы систематизировать знания детей и дать обобщенную характеристику понятий «грамматический строй речи», «грамматическая конструкция», «причинно-следственные отношения».
  2. Изучить традиционную методику работы по активизации в речи детей дошкольного возраста грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.
  3. Выявить особенности употребления детьми 6-7лет грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.
  4. Разработать и экспериментально апробировать методику активизации в речи детей 6-7 лет грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретические (изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы);
  • эмпирические (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов речевой деятельности).

В первой главе  представлены Теоретические основы формирования грамматического строя речи детей 6-7 лет. Лингвистические и психологические основы формирования у детей грамматического строя речи. Методические аспекты работы по активизации в речи детей грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.

Во второй главе  раскрыта  Опытно-экспериментальная работа по активизации в речи детей 6-7 лет грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения. Исследование проводилось на опытно-экспериментальной базе МАДОУ «Центр Развития ребёнка - Детский сад №46» г. о. Саранск. В исследовании участвовало 10 детей.

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности употребления детьми 6-7 лет грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения.

Первоначальным этапом в процессе выявления особенностей употребления детьми грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения, явилось наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях по развитию речи, окружающему миру, в процессе игровой деятельности.

Уровни форсированности обследуемого навыка мы выявляли по следующим критериям:

Критерии оценки звуковой речи

Сумма баллов

Уровень развития

1

Высказывания детей строятся на основе сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»; соответствуют теме. Речь выразительна, изложение плавное.

3

Высокий

2

Многие задания выполняются с помощью педагога. Отмечены длительные паузы. Наблюдаются повторы слов. Речь маловыразительна, много пауз. Между словами в предложении нет связи, используются преимущественно формально-сочинительная связь.

2

Средний

3

Предложения не последовательны, причинно-следственной связи не прослеживается, речь прерывиста, невыразительна.

1

Низкий

Результаты проведенной методики показали следующее. В группе не было выявлено детей с I уровнем сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи, II уровень – 80% (8 чел.), III уровень – 20% (2 чел.). Самостоятельные рассуждения дошкольников составляли несколько предложений (2 – 3), но текстовая связность в них была слабо выражена. Чаще всего дети просто давали описание картин.Пример: «Это зима. Навалило много снега. Листьев на деревьях нет, ведь зимой деревья спят» (Арина А., 6 лет).

Однако с помощью наводящих вопросов (почему? как ты думаешь?), которые требует некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, некоторые дети  пытались сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения. Пример: «После зимы наступает весна, потому что таков закон природы. На деревьях распускаются почки, из которых потом появляются листья. Птицы возвращаются домой» (Глеб А., 6 лет).В речи детей присутствуют как простые предложения, так и сложносочиненные и сложноподчиненные с союзами «потому что», «от этого», «что».        

Для работы по  активизации в речи детей грамматических конструкций отражающих причинно следственные отношения мы использовали следующие занятия.

На первых двух занятиях у детей формировали умение и навыки выделять  в наблюдаемом объекте его признаки, отбирать данные признаки для доказательства, группировать их, соединять в предложении, устанавливать между ними причинно-следственные связи.

Так, на одном из занятий по составлению рассказов на тему: «Моя любимая игрушка» проводилось обучение старших дошкольников рассказыванию по памяти о своей любимой игрушке, пользуясь словами так как, потому что, от этого, если то.

В процессе беседы на тему: «О дружбе и друзьях» мы формировали у детей представление о дружбе, учили детей рассуждать, отвечая на вопросы. Элементам рассуждения дети учились в играх, упражнениях, при отгадывании загадок, решении логических задач. Приведем некоторые примеры использованных речевых задач:

  1. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей, и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришел веселый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник, но никого в лесу не нашел. Почему?»
  2. «Первый Назар шел на базар,

         Второй Назар – с базара.

                   Какой Назар купил товар,

                   Какой шел без товара?»

  1. Почему деревья белые?

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

  1. Что случилось на прогулке?

« В понедельник мы поедем в лес», - сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись ярко – зелеными листочками.

Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка», - сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли близко к гнезду?

После проведения данных видов работы необходимо было учить детей придерживаться определенной последовательности при составлении связного высказывания. Для закрепления последовательности рассуждения и использования в речи грамматических конструкций, отражающих причинно-следственные отношения эффективны, на наш взгляд, игры «Разложи и объясни», «Угадай задуманное» и др.

  1. Игра «Разложи и объясни».

Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться союзами так как, если – то.

Задание. Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему.

  1. Игра «Небылицы в картинках».

Цель: учить детей определять несоответствие явлений, изображенных на картинках, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения.

Задание. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки – небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему.

  1. Игра «Угадай задуманное».

Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные отношения.

Задание. Участники игры выбирают отгадчика, который удаляется в другую комнату. Оставшиеся сообща загадывают название какого-либо предмета, явления, зверя, растения. Отгадчик должен отгадать задуманное. Для этого он по очереди обращается ко всем играющим с каким-либо вопросом. Если он сумеет отгадать, то ему засчитывается одно очко и отгадчиком выбирается другой играющий.

При статистическом анализе данных  повторной диагностики были выявлены особенности употребления детьми 6-7 лет грамматических конструкций, отражающих причинно следственные отношения следующие уровни готовности: количество детей с высоким уровнем развития возросло с 0% до 40%, средний с80 до 50% и низкий от 20% уменьшился до 10%.

Таким образом, данные нашего исследования свидетельствуют о преимущественном изменении уровня лексико-грамматического развития детей. Это выражается в том, что дети испытывают меньше затруднений при выборе вербальных средств для выражения своих мыслей, с незначительными трудностями устанавливают причинно-следственные отношения между объектами и предметами рассуждений. Дети приобрели навыки участия в беседе со взрослыми, понимают вопросы и отвечают на них.

Также следует отметить, что проделанная работа оказала положительное влияние на развитие у детей образного мышления и речевую культуру в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Обогащение речи детей грамматическим формам выражения причинно-следственных отношений.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рас...

Активизация связной речи детей дошкольного возраста посредством рассматривания иллюстраций

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

Игры для активизации в речи детей антонимов

Игры для активизации в речи детей антонимов...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни н...