Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации с использованием ИКТ
методическая разработка

Твердова Татьяна Сергеевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие творческих способностей дошкольников

посредством аппликации с использованием ИКТ»

Выполнила:

воспитатель

Твердова Т.С.

Понятие «творчество» определяется как деятельность,

 в результате, которой ребенок создает новое, оригинальное,

проявляя воображение, реализуя свой замысел,

самостоятельно находя средство для его воплощения

Н. А. Ветлугина

Введение

Актуальность данной темы обуславливается следующими факторами:

Во-первых, в детском саду созданы условия для развития творчества детей; имеется информационно-коммуникационное оборудование: ноутбуки, интерактивные доски.

Во-вторых: аппликация – это одно из направлений художественного творчества, которое является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей дошкольного возраста.

 Аппликация является:

- простым и доступным способом создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;

- дидактическим средством для развития пространственного мышления, мелкой моторики рук, следовательно, и для развития речи и интеллекта;

- занятием, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.

Вместе с тем аппликация имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В-третьих, мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. Ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.  В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. 
Актуальность выбранной темы – очевидна.

Цель: развитие творческих способностей детей в аппликации с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

 - Освоение детьми различных видов аппликации с использованием ИКТ

 -  Формировать способности к творческому раскрытию, экспериментированию и  саморазвитию.

 - Формировать умение выполнять аппликацию с использованием схем – слайдов.

Развивающие:

 - Развивать творчество, воображение детей, мелкую моторику.

Воспитательные:

 - Содействовать формированию у детей интереса к аппликации.

- Воспитывать художественный вкус.

Новизна: система педагогических приемов и методов, способствующих развитию творчества дошкольников при помощи ИКТ.

Принципы работы:

- личностно-ориентированный принцип

- принцип интегративности

Данная система работы рассчитана на дошкольный возраст – 2-8 лет.

Сроки работы по данной системе – 9 лет.

Научное обоснование темы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий аппликацией для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский,  Н. А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Значение направленности работы в развитии детей дошкольного возраста

Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии детей дошкольного возраста позволяет развивать умственную и речевую деятельность. Аппликация доступна абсолютно всем детям. Она вносит определенную новизну в их деятельность, делает ее более интересной и увлекательной.

При выполнении аппликации нужно четко знать, чего же мы хотим добиться. А цель проста – нужно научиться вырабатывать у детей положительный настрой при работе с аппликацией, показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Детям требуется помощь при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Заинтересовав  детей, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать различные техники и виды аппликации.

Формы работы с детьми по ознакомлению с аппликацией

- Беседы;

- Занятия на основе метода интеграции;

- Выставки детских работ;

- Экспериментирование с различными  материалами;

     - Демонстрация презентаций.

     Аппликация как вид деятельности требует напряжения зрения, усидчивости, внимания дошкольников поэтому на каждой организационной деятельности применяются здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковые игры, физ. минутки на шипованных дорожках.

Используемые методы и приемы:

-метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение работы детьми, использование различных материалов);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

- мотивационный (поощрение).

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Задача: Выявление уровня усвоения программы по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация).

Методологической основой проведения мониторинга усвоения воспитанниками образовательной программы является мониторинг усвоения программы под редакцией Н,Е. Веракса.

Диагностика обученности  представлена в виде таблицы.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

- первичное диагностирование (сентябрь);

- итоговый контроль (май)

Основными критериями оценки достигнутых результатов являются:

  • Самостоятельность выполнения работы;
  • Качество работы;
  • Фантазия, оригинальность.

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:

- диагностика  методом наблюдения и заполняется мониторинговая карта.

По уровню освоения программы результаты достижения воспитанников подразделяются на несколько уровней:

-высокий

- средний

- низкий

С учетом результатов диагностирования планируется дальнейшая образовательная и воспитательная работа. Данные диагностик являются ценным материалом для педагога, указывают  недочеты в его деятельности.

Результаты мониторинга:

     В результате реализуемой данной системы работы уровень усвоения детьми задач по теме «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации с использованием ИКТ» увеличился с 45%  (2019г.) до 67% (2022г)

Выбранные мною формы работы с детьми позволили развить у дошкольников творчество при работе с аппликацией, мелкую моторику, дети научились использовать разный материал,  создают предметные и сюжетные композиции, дополняют их деталями. Родители стали более активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...