Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации с использованием ИКТ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие творческих способностей дошкольников
посредством аппликации с использованием ИКТ»
Выполнила:
воспитатель
Твердова Т.С.
Понятие «творчество» определяется как деятельность,
в результате, которой ребенок создает новое, оригинальное,
проявляя воображение, реализуя свой замысел,
самостоятельно находя средство для его воплощения
Н. А. Ветлугина
Введение
Актуальность данной темы обуславливается следующими факторами:
Во-первых, в детском саду созданы условия для развития творчества детей; имеется информационно-коммуникационное оборудование: ноутбуки, интерактивные доски.
Во-вторых: аппликация – это одно из направлений художественного творчества, которое является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей дошкольного возраста.
Аппликация является:
- простым и доступным способом создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;
- дидактическим средством для развития пространственного мышления, мелкой моторики рук, следовательно, и для развития речи и интеллекта;
- занятием, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.
Вместе с тем аппликация имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
В-третьих, мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. Ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Актуальность выбранной темы – очевидна.
Цель: развитие творческих способностей детей в аппликации с использованием ИКТ.
Задачи:
Образовательные:
- Освоение детьми различных видов аппликации с использованием ИКТ
- Формировать способности к творческому раскрытию, экспериментированию и саморазвитию.
- Формировать умение выполнять аппликацию с использованием схем – слайдов.
Развивающие:
- Развивать творчество, воображение детей, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Содействовать формированию у детей интереса к аппликации.
- Воспитывать художественный вкус.
Новизна: система педагогических приемов и методов, способствующих развитию творчества дошкольников при помощи ИКТ.
Принципы работы:
- личностно-ориентированный принцип
- принцип интегративности
Данная система работы рассчитана на дошкольный возраст – 2-8 лет.
Сроки работы по данной системе – 9 лет.
Научное обоснование темы
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий аппликацией для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, Н. А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Значение направленности работы в развитии детей дошкольного возраста
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии детей дошкольного возраста позволяет развивать умственную и речевую деятельность. Аппликация доступна абсолютно всем детям. Она вносит определенную новизну в их деятельность, делает ее более интересной и увлекательной.
При выполнении аппликации нужно четко знать, чего же мы хотим добиться. А цель проста – нужно научиться вырабатывать у детей положительный настрой при работе с аппликацией, показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Детям требуется помощь при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.
Содержание работы:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Заинтересовав детей, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать различные техники и виды аппликации.
Формы работы с детьми по ознакомлению с аппликацией
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Выставки детских работ;
- Экспериментирование с различными материалами;
- Демонстрация презентаций.
Аппликация как вид деятельности требует напряжения зрения, усидчивости, внимания дошкольников поэтому на каждой организационной деятельности применяются здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковые игры, физ. минутки на шипованных дорожках.
Используемые методы и приемы:
-метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение работы детьми, использование различных материалов);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- мотивационный (поощрение).
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Задача: Выявление уровня усвоения программы по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация).
Методологической основой проведения мониторинга усвоения воспитанниками образовательной программы является мониторинг усвоения программы под редакцией Н,Е. Веракса.
Диагностика обученности представлена в виде таблицы.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- первичное диагностирование (сентябрь);
- итоговый контроль (май)
Основными критериями оценки достигнутых результатов являются:
- Самостоятельность выполнения работы;
- Качество работы;
- Фантазия, оригинальность.
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:
- диагностика методом наблюдения и заполняется мониторинговая карта.
По уровню освоения программы результаты достижения воспитанников подразделяются на несколько уровней:
-высокий
- средний
- низкий
С учетом результатов диагностирования планируется дальнейшая образовательная и воспитательная работа. Данные диагностик являются ценным материалом для педагога, указывают недочеты в его деятельности.
Результаты мониторинга:
В результате реализуемой данной системы работы уровень усвоения детьми задач по теме «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации с использованием ИКТ» увеличился с 45% (2019г.) до 67% (2022г)
Выбранные мною формы работы с детьми позволили развить у дошкольников творчество при работе с аппликацией, мелкую моторику, дети научились использовать разный материал, создают предметные и сюжетные композиции, дополняют их деталями. Родители стали более активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...
Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
«Создание условий для развития творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной деятельности. (мастер-класс)
традиционные и нетрадиционные техники продуктивной деятельности...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей дошкольников....
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...