Проект "Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый"
проект (старшая группа)

Стёпкина Инга Михайловна

Познавательно -творческий краткосрочный проект с детьми старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА» 

Познавательно-творческий краткосрочный проект

Тема: "Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый"

старшая группа

Проект для начальной школы "Хлеб всему голова!"

Подготовила:

Воспитатель:1 квалификационной категории

Стёпкина И.М.

Р. п. Дрожжино 2022 г.

 Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 неделя

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная.
Актуальность проекта.

Образовательная область "Познавательное развитие" в инновационной программе "От рождения до школы" предполагает развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста. Воспитатели в ДОУ способны создать условия, для того, чтобы дети могли "шагнуть" за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться всем на свете.

Целесообразно использовать инновационные технологии, такие  как проектная деятельность и  игровые технологии.

Тему проекта "Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый" для реализации с детьми старшей группы  считаем актуальной в соответствии с тематическим планированием в детском саду. Мне захотелось им помочь узнать весь долгий путь, который проходит хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь.

Цель: создание условий для разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс  новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка познавательную мотивацию.

Задачи:

  • Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
  • Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
  • Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
  • Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.

Подготовительная работа.

  • Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
  • Оформление выставки «От зерна до каравая» (поделки, аппликации).  
  •  Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и   близкую по имеющемуся у них опыту.

Предполагаемый результат:

Для детей

  • Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
  • Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
  • У детей сформируется бережное отношение к хлебу.

Для педагогов:

  • Осуществляют инновационную деятельность;
  • Повышают профессиональный уровень в вопросах реализации проектной деятельности с внедрением инновационных технологий.

Для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта;
  • Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проектной деятельности:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой и общественной  деятельности;
  • организованная РППС группы.
  • лэпбук "Хлеб-всему голова"

Работа с родителями:

  1. Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.
  2. Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе, прочесть стихи.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • Основной  этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
  • Заключительный: анализ результатов. Презентация проекта на педсовете ДОУ.

План мероприятий проектной деятельности

Сроки

Мероприятия

1 этап - подготовительный

Беседа с родителями воспитанников.
Познакомить с задачами  и запланированными мероприятиями  проекта.

Создать условия в РППС для реализации проекта.

Подбор  демонстрационного материала, создание картотек проблемных ситуаций, художественной и научной литературы, пополнение центров развития.

Создание шаблонов лэпбука "Хлеб -всему голова"

Предложить родителям принять участие в организации выставки детско-семейного творчества "Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый"

Привлечь родителей к созданию выставки (изготовить с детьми поделки, наглядный материал, фотографии, картинки и т.д.)

2 этап - основной.

Понедельник

Вводная познавательная беседа . Модель трех вопросов: "Что мы знаем? Что хотим узнать? Как и каким способом мы можем узнать?

Беседа для детей: «Хлеб – всему голова» см.приложение 1.

Чтение украинской народной сказки «Колосок».  Обсуждение прочитанного.

Вторник

Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя
(рассматривание).

Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок. см. приложение 2

Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.

Среда

Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря. см. приложение 3.

Дидактические игры: « Угадай, что загадала?»
«Что сначала, что потом?»
«Откуда хлеб пришёл»
 «Что сделано из муки?»  

«Что из какой муки испекли»  

 «Назови профессию»   см. приложение 7 

Сюжетно-ролевая игра "Пекарня" см. приложение 4.

Четверг

Просмотр роликов  «Как растёт пшеница», «Детям о труде комбайнёра».

Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия».

Слушание: Песня "Золотое зёрнышко" (муз. Ю. Чичков, сл. П. Синявский).

Пятница

ООД по художественному эстетическому развитию «Хлеб, хлебобулочные изделия»

3 этап - заключительный

Презентация выставки детско-семейного творчества"Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый" педагогам и детям других возрастных групп.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результатов

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формируется  познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.

 

 

Фотоотчёт

Новости - Хлеб – всему голова

Приложение 1.

Беседа для детей: «Хлеб – всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Задачи: 1. формировать представление о процессе производства хлеба;

2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;

 3. воспитывать бережное отношение к хлебу;

4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы :

Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей) Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб. Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. В наше время на помощь земледельцам пришла техника.

Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей) Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю.

Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

 Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей)

Выходите на середину группы, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно».

Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять.

СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ

Весной давно

Мы посеяли зерно (

поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)

 Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в

 Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)

 А придет пора

Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)

Уберем  урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)

Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга) Примечание: Игра проводится 2-3 раза

Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Приложение 2.

Загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Мнут и катают,

В печи закаляют.

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Поговорки о хлебе.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб батюшка, водица матушка.

 Хлеб - кушай, добрых людей слушай.

Худ обед, коли хлеба нет.

 Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

 Пот на спине – так и хлеб на столе.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

 Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза).

Приложение 3.

Стихотворения о хлебе

О. Повещенко «Хлебороб»

Нет на свете важнее работы,

Чем растить золотые хлеба.

Хлебороб, земледелец – в почёте,

И красна пирогами изба.

Он посеет весною пшеницу,

Прорастёт, пустит корни зерно.

Поле хлебное заколосится,

И наполнится солнцем оно.

Колосок к колоску, бережливо,

Соберёт хлебороб урожай,

Чтобы в доме всегда был красивый,

Тёплый, пышный, большой каравай.

С. Погореловский "Хлеб"

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

Приложение 4.

Сказка «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. - Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить? - спросил петушок. - Только не я!-закричал один. - Только не я!-закричал другой. - Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть! - А кто понесёт? - спросил петушок. - Только не я!-закричал Круть. - Только не я!- закричал Верть. - Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: - Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. - Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё. - Только не я!-запищал Круть. - Только не я!-запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: - Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. - Ох и проголодался я! - пищит Круть. - Ох и есть хочется! - пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит: - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок. - Ты нашёл! - громко закричали мышата. - А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок. - Ты обмолотил! - потише сказали оба. - А кто зерно на мельницу носил? - Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть. - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? - Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата. - А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Геннадий Цыферов — Лягушонок-пекарь Надоело лягушонку просто так по лесу скакать. И решил он стать пекарем. Надел белый пышный колпак, а на своём домике вывеску повесил: «Лягушонок-пекарь». Заблеял у ворот баранчик. Пекарь ему рогалик дал. Замычал бычок — круглый бочок. Бычку лягушонок сладкую соломку вынес. А рыжему жеребёнку маковая подковка досталась. Даже мальчик Петя получил два бублика, будто два колеса для самоката. Все довольны. Мычат, блеют, смеются. Только лягушонок сидит дома, думает: что же ему такое испечь. Ведь у него скоро день рождения. Три дня думал лягушонок, а потом испёк такое… такое, что все ахнули. Лягушонок испёк торт, а украсил белыми кувшинками, такими, как в пруду плавают. И тогда все звери сказали: «Наш лягушонок не просто пекарь, он ещё сказочник». Рассказ М. Глинской "Хлеб" Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю. Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» - Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» - Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». - Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно». Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь» Как-то раз встретил волк в лесу человека и просит его: -Дай мне хлеба! Человек дал, волк отведал его,и хлеб показался ему очень вкусным. -Что нужно делать, чтобы и у меня всегда был хлебушек? Научи меня! -Хорошо! - ответил человек и принялся учить волка: -Прежде всего нужно землю вспахать. -А когда вспашу, можно сразу есть? -Нет еще. Надо посеять рожь. -А когда посею рожь, можно и поесть? -Нет еще. Нужно рожь убрать. -Но уж когда уберу, можно и за еду приниматься? -Нет еще. Требуется обмолотить. -Ну уж после обмолота можно и поесть? -Нет еще. Смолоть нужно. -А когда смелю, можно есть? -Нет еще. Надо хлеб испечь. -А когда спеку, можно будет есть? -Можно. Волк подумал-подумал и сказал: -Лучше я не буду хлеб печь, раз придется так долго ждать. Как до сих пор жил без хлеба, так и дальше проживу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...

конспект непосредственно-образовательной деятельности " Здравствуй, хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект  интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"

Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"   Программное содержание:  Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...

Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Хлебушек душистый, теплый, золотистый"

:Закрепить знания детей о том как выращивают хлеб. Ознакомление с русскими традициями выпечки хлеба. Изготовление хлебобулочных изделий  из соленого теста...

Опубликовано 23.01.2014 - 20:25 - Хозяйкина Мария Алексеевна План-конспект НОД в старшей группе. Художественное творчество Лепка: « Хлебушек душистый, теплый, золотистый».

Опубликовано 23.01.2014 - 20:25 - Хозяйкина Мария АлексеевнаПлан-конспект НОД  в старшей группе. Художественное творчество Лепка: « Хлебушек душистый, теплый, золотистый».Интеграция образова...

Хлебушек душистый, вкусный, золотистый.

Цель: Дать понятие детям, что хлеб является полезным и ежедневным продуктом. Формировать у детей представление о важности этого продукта в жизни человека.   Задачи:Познакомить детей с ...