Проект "Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый"
проект (старшая группа)
Познавательно -творческий краткосрочный проект с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый" | 340.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»
Познавательно-творческий краткосрочный проект
Тема: "Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый"
старшая группа
Подготовила:
Воспитатель:1 квалификационной категории
Стёпкина И.М.
Р. п. Дрожжино 2022 г.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 неделя
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная.
Актуальность проекта.
Образовательная область "Познавательное развитие" в инновационной программе "От рождения до школы" предполагает развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста. Воспитатели в ДОУ способны создать условия, для того, чтобы дети могли "шагнуть" за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться всем на свете.
Целесообразно использовать инновационные технологии, такие как проектная деятельность и игровые технологии.
Тему проекта "Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый" для реализации с детьми старшей группы считаем актуальной в соответствии с тематическим планированием в детском саду. Мне захотелось им помочь узнать весь долгий путь, который проходит хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь.
Цель: создание условий для разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка познавательную мотивацию.
Задачи:
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
Подготовительная работа.
- Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
- Оформление выставки «От зерна до каравая» (поделки, аппликации).
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту.
Предполагаемый результат:
Для детей
- Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
- Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
- У детей сформируется бережное отношение к хлебу.
Для педагогов:
- Осуществляют инновационную деятельность;
- Повышают профессиональный уровень в вопросах реализации проектной деятельности с внедрением инновационных технологий.
Для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта;
- Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Продукт проектной деятельности:
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой и общественной деятельности;
- организованная РППС группы.
- лэпбук "Хлеб-всему голова"
Работа с родителями:
- Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.
- Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе, прочесть стихи.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Основной этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
- Заключительный: анализ результатов. Презентация проекта на педсовете ДОУ.
План мероприятий проектной деятельности
Сроки | Мероприятия |
1 этап - подготовительный | Беседа с родителями воспитанников. |
Создать условия в РППС для реализации проекта. | Подбор демонстрационного материала, создание картотек проблемных ситуаций, художественной и научной литературы, пополнение центров развития. Создание шаблонов лэпбука "Хлеб -всему голова" |
Предложить родителям принять участие в организации выставки детско-семейного творчества "Вот он хлебушек душистый, | Привлечь родителей к созданию выставки (изготовить с детьми поделки, наглядный материал, фотографии, картинки и т.д.) |
2 этап - основной. Понедельник | Вводная познавательная беседа . Модель трех вопросов: "Что мы знаем? Что хотим узнать? Как и каким способом мы можем узнать? Беседа для детей: «Хлеб – всему голова» см.приложение 1. Чтение украинской народной сказки «Колосок». Обсуждение прочитанного. |
Вторник | Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок. см. приложение 2 Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. |
Среда | Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря. см. приложение 3. Дидактические игры: « Угадай, что загадала?» «Что из какой муки испекли» «Назови профессию» см. приложение 7 Сюжетно-ролевая игра "Пекарня" см. приложение 4. |
Четверг | Просмотр роликов «Как растёт пшеница», «Детям о труде комбайнёра». Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия». Слушание: Песня "Золотое зёрнышко" (муз. Ю. Чичков, сл. П. Синявский). |
Пятница | ООД по художественному эстетическому развитию «Хлеб, хлебобулочные изделия» |
3 этап - заключительный | Презентация выставки детско-семейного творчества"Вот он хлебушек душистый, Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. |
Анализ результатов
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формируется познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.
Фотоотчёт
Приложение 1.
Беседа для детей: «Хлеб – всему голова»
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Задачи: 1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Ход беседы :
Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей) Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб. Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. В наше время на помощь земледельцам пришла техника.
Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей) Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю.
Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей)
Выходите на середину группы, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно».
Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять.
СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (
поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга) Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Приложение 2.
Загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Поговорки о хлебе.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза).
Приложение 3.
Стихотворения о хлебе
О. Повещенко «Хлебороб»
Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится,
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.
С. Погореловский "Хлеб"
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Приложение 4.
Сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. - Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить? - спросил петушок. - Только не я!-закричал один. - Только не я!-закричал другой. - Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть! - А кто понесёт? - спросил петушок. - Только не я!-закричал Круть. - Только не я!- закричал Верть. - Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: - Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. - Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё. - Только не я!-запищал Круть. - Только не я!-запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: - Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. - Ох и проголодался я! - пищит Круть. - Ох и есть хочется! - пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит: - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок. - Ты нашёл! - громко закричали мышата. - А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок. - Ты обмолотил! - потише сказали оба. - А кто зерно на мельницу носил? - Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть. - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? - Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата. - А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Геннадий Цыферов — Лягушонок-пекарь Надоело лягушонку просто так по лесу скакать. И решил он стать пекарем. Надел белый пышный колпак, а на своём домике вывеску повесил: «Лягушонок-пекарь». Заблеял у ворот баранчик. Пекарь ему рогалик дал. Замычал бычок — круглый бочок. Бычку лягушонок сладкую соломку вынес. А рыжему жеребёнку маковая подковка досталась. Даже мальчик Петя получил два бублика, будто два колеса для самоката. Все довольны. Мычат, блеют, смеются. Только лягушонок сидит дома, думает: что же ему такое испечь. Ведь у него скоро день рождения. Три дня думал лягушонок, а потом испёк такое… такое, что все ахнули. Лягушонок испёк торт, а украсил белыми кувшинками, такими, как в пруду плавают. И тогда все звери сказали: «Наш лягушонок не просто пекарь, он ещё сказочник». Рассказ М. Глинской "Хлеб" Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю. Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» - Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» - Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». - Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно». Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь» Как-то раз встретил волк в лесу человека и просит его: -Дай мне хлеба! Человек дал, волк отведал его,и хлеб показался ему очень вкусным. -Что нужно делать, чтобы и у меня всегда был хлебушек? Научи меня! -Хорошо! - ответил человек и принялся учить волка: -Прежде всего нужно землю вспахать. -А когда вспашу, можно сразу есть? -Нет еще. Надо посеять рожь. -А когда посею рожь, можно и поесть? -Нет еще. Нужно рожь убрать. -Но уж когда уберу, можно и за еду приниматься? -Нет еще. Требуется обмолотить. -Ну уж после обмолота можно и поесть? -Нет еще. Смолоть нужно. -А когда смелю, можно есть? -Нет еще. Надо хлеб испечь. -А когда спеку, можно будет есть? -Можно. Волк подумал-подумал и сказал: -Лучше я не буду хлеб печь, раз придется так долго ждать. Как до сих пор жил без хлеба, так и дальше проживу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...
конспект непосредственно-образовательной деятельности " Здравствуй, хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....
Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!"
Конспект интегрированного интерактивного занятия для старших дошкольников "Здравствуй, хлебушек душистый!" Программное содержание: Познакомить детей с русскими традициями выпечки ...
Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый"
Родительское собрание в подготовительной логопедической группе в форме викторины....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Хлебушек душистый, теплый, золотистый"
:Закрепить знания детей о том как выращивают хлеб. Ознакомление с русскими традициями выпечки хлеба. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста...
Опубликовано 23.01.2014 - 20:25 - Хозяйкина Мария Алексеевна План-конспект НОД в старшей группе. Художественное творчество Лепка: « Хлебушек душистый, теплый, золотистый».
Опубликовано 23.01.2014 - 20:25 - Хозяйкина Мария АлексеевнаПлан-конспект НОД в старшей группе. Художественное творчество Лепка: « Хлебушек душистый, теплый, золотистый».Интеграция образова...
Хлебушек душистый, вкусный, золотистый.
Цель: Дать понятие детям, что хлеб является полезным и ежедневным продуктом. Формировать у детей представление о важности этого продукта в жизни человека. Задачи:Познакомить детей с ...