Логоритмика - способ развития музыкальных способностей и речи детей.
консультация

Консультация для воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмика - способ развития музыкальных способностей и речи детей.

     Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей.

     Требования современной школы к первоклассникам достаточно высоки: овладение графикой письменной речи, техникой чтения, связной речи предполагают соответствующий уровень операций соотношения акустических, визуальных и кинестетических образов.

     Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:                      

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

     Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

     В структуру занятий  с элементами логоритмики можно смело вносить различные виды деятельности:

  • - артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
  • - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • - упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • - вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • - фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • - музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • - упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

     Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.

     Проводя занятия логиритмикой, следует не заучивать речевой материал, все упражнения выполнять с детьми по подражанию; для поддержания интереса у детей каждое занятие продумывать как единый сказочный сюжет. Успех зависит и от того, как дидактически верно выстроен каждый элемент занятия. Вводная часть составляет 3-5 минут: сюда входят упражнения, подготавливающие организм к двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Главное - создать необходимый эмоциональный настрой. Основная часть - 10 -15 минут включает в себя 3 – 4 вида упражнений по выбору педагога. На заключительную часть отводится 5 минут - это игры разного вида и упражнения на релаксацию.

    Очень важна логика подачи материала. Новая тема прорабатывается на протяжении 3-х занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождая речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры.

На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

     Логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга. Наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

     Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. В работе с детьми следует определить уровень актуального и зону ближайшего развития и учитывать темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

     Очень важно! Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Ребёнку нужно время, чтобы  усвоить движения, не надо заставлять выполнять в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Можно и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить ваш малыш и ему это нравилось. Поначалу ребенок будет выполнять вместе с вами или вовсе протягивать к вам руки, чтобы вы выполнили за него. Позже, когда стишок полюбится и хорошо запомнится, вы сможете просто читать стишок, а ребенок будет его показывать.

Используемая литература.

1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

5. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)

7. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)

8..Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»

9. Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

10. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Мастер-класс на тему: «Роль логоритмики в развитии музыкальных способностей ребёнка с кохлеарным имплантом»

В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходи...

Метод моделирования элементов музыкального языка как эффективный способ развития музыкальных способностей дошкольников

Материал даёт представление о методе моделирования музыкального языка как об эффективности способе развития музыкальных способностей....

Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инстр...

Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей  в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей....