Консультации для педагогов ДОО
консультация
Взаимодействие с педагогами
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
для педагогов на тему:
«Предметно-развивающая среда
в патриотическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Баран Ю.Я.
2019 г
Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.
Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:
- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.
- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;
- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;
- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.
- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.
По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.
Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.
1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.
4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.
Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.
Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:
Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».
Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.
В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».
В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов
Патриотический уголок в детском саду
Организация деятельности по патриотическому воспитанию
Подготовила
воспитатель
Баран Юлия Яновна
с использованием Интернет-ресурсов
Пыть-Ях, 2022
Патриотический уголок в детском саду
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
При организации патриотического уголка необходимо учитывать следующие:
- Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
- Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
- Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
- Использование этих материалов в НОД.
Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
Основные направления для патриотического уголка:
- «Государство». Знания о государстве: президент, название государства, столица, геральдика, гимн.
- «Родной край». Информация об округе: столица, руководитель, основная отрасль экономики, особенности национального состава.
- «Народная культура». Изучение народных традиций и культуры русского народа и народов России, особенности местной национальной культуры.
- «Малая родина — город, где мы живём». Особенности развития города, его инфраструктура.
- «Семья, семейные традиции, нравственность».
- «Художественная литература». Подборка произведений о родине (стихотворения, рассказы, былины
Патриотический уголок должен содержать:
Портрет президента, флаг РФ, Текст гимна, герб,
Фотоальбомы «Город, в котором мы живем», «Наш округ – Югра»
Альбом «Народные костюмы», Куклы в народных костюмах
Предметы народно-прикладного искусства
Подборка материала о ВОВ, о родах войск, папки с иллюстрациями «Защитники Отечества».
Требования к оформлению патриотического уголка
- Логика размещения материала.
- Эстетичность и привлекательность оформления.
- Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
- Соответствие материала возрасту детей.
- Творческий подход педагога в оформлении уголка.
Материалы для оформления патриотического уголка
- Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
- Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
- Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
- Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
- Творчество самих воспитанников.
- Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Работа в патриотическом уголке детского сада
Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов, заучивание половиц, поговорок. Совместное комментированное рассматривание альбомов, открыток, предметов народной культуры, художественная, продуктивная деятельность, игровая деятельность (настольные, словесные дидактические игры), выполнение творческих заданий, рассматривание карты страны, округа, города.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Не следует думать, что привитие патриотизма — это только военно-патриотическое или даже политизированное воспитание детей. Такое отношение является наиболее частой ошибкой и самым большим промахом, который может допустить воспитатель. Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.
К образовательным задачам патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
- материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
- социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
- родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
Развивающие задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
- улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
- развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).
Воспитательные задачи патриотического воспитания дошкольников включают привитие:
- навыков сотрудничества, помощи друг другу;
- любви к родной культуре и родным местам;
- желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
- уважения к культуре и родным местам других людей.
Лучшими методами для патриотического воспитания являются наглядные демонстрации и игры, предваряемые небольшой беседой. Патриотизм — понятие сложное, но интуитивно воспринимаемое ребёнком через ролевое поведение защитника. Будет правильным направить естественные игры детей по предлагаемому вами сценарию, раскрывающему и закрепляющему эту роль. Подобные игры уже знакомы детям. К их числу относятся любые командные игры, построенные на принципах защиты своей территории и других игроков: например, вышибалы, гуси-лебеди, лапта, и другие.
Например, всем известную игру «Эстафета» можно из простого бега с палочкой превратить в патриотическую задачу по доставке важного донесения в штаб. При этом необходимо акцентировать внимание не на портрете возможного противника или военных действиях, а на личных качествах защитника Родины, который и передаёт донесение. Элемент патриотизма можно добавить и в игру «Весёлые старты», включив в неё преодоление имитации полосы препятствий. Также, можно использовать игры с элементами оказания посильной первой помощи (забинтуй руку на скорость, помоги хромому другу преодолеть препятствие и другие).
Не следует забывать и об играх на эрудицию и развитие речи, а также о различных викторинах. Например, игра «Угадай картинку» может предлагать угадать национальные символы, гербы и флаги разных стран.
Еще одно направление патриотического воспитания – использование художественного слова.
Разучивание стихов и потешек на патриотическую тему принципиально не отличается по используемым методам от разучивания стихов вообще, но имеет один небольшой нюанс. В патриотических произведениях чаще, чем в обычных стихах, могут попадаться ещё не вполне понятные ребёнку слова и понятия, и растёт вероятность возникновения ошибок. Поэтому перед разучиванием рекомендуется обязательно повторить с детьми беседу по теме стихов, проговорить непонятные слова, произнести их по слогам и добиться полного понимания слова и понятия, скрытого за ним.
Отдельно стоит поработать и с выражением при чтении. Чтение на патриотическую тему должно отражать чувство гордости и любви, связанное со стихотворением. Продемонстрируйте детям чёткость и точность стихов об армии, торжественность стихов о победе и национальных символах, включая не только голосовые особенности чтения, но и осанку, положение тела.
Патриотическое воспитание через экологию
При раскрытии понятия патриотизм обязательно уделите внимание пояснению того факта, что патриот не просто любит и уважает свою малую или большую Родину, но является её активным защитником.
Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Образы любимой Родины, как правило, имеют природный характер: великие реки, привольные степи, могучие леса, высокие горы, обильные сады и богатые пашни. Здесь возможен совершенно естественный переход на экологические ценности и также совершенно справедливо обратное. Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашей лужайке и в нашем сквере всегда было красиво и чисто» возможно сделать обобщающее суждение о всей улице, городе, крае и стране.
Примеры с уборкой игрушек в игровой комнате, помощью старшим в уборке по дому, при работе в саду или огороде могут быть перенесены на примеры помощи природе, борьбы с её загрязнением и уничтожением. Дети привлекаются к посильной и безопасно организованной работе по уходу за уличными и комнатными декоративными растениями.
Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание высоконравственной, образованной, предприимчивой личности, готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающей активной гражданской позицией и чувством патриотизма по отношению к своему государству. Одной из основных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев всей системы воспитательной работы и требуют от педагога профессиональной компетентности
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
«Особенности подборки материала для патриотического уголка в зависимости от возраста детей»
Подготовила: Баран Ю.Я.
Младший возраст 3-4 года | |
Государство | Символика государства: изображение герба, государственного флага. Портрет президента. |
Родной край | Иллюстрации красоты и природного богатства родного края |
Народная культура | Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России(из соломы, из ниток) |
Малая родина | Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада. |
Семья, семейные традиции и нравственность | Семья: фотографии, картинки, отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению. Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях. |
Художественная литература | Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае |
Средний возраст 4-5 лет | |
Государство | Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. |
Родной край | Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий |
Народная культура | Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. |
Малая родина | Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки |
Семья, семейные традиции и нравственность | Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. |
Художественная литература | Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же. |
Старший возраст 5-7 лет | |
Государство | К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой. |
Родной край | Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны. |
Народная культура | Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: «Уклад жизни на Руси», «Традиции национального костюма», «Народный календарь», «Русская игрушка», «Народные праздники». |
Малая родина | Появляются отдельные рубрики: «Округ во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. |
Семья, семейные традиции и нравственность | Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». |
Художественная литература | Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов
Детям о государственных праздниках РФ
Подготовила
воспитатель
Баран Юлия Яновна
с использованием Интернет-ресурсов
Пыть-Ях, 2022
Детям о государственных праздниках РФ
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Дошкольники узнают, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Вместе со знаниями о традициях народов страны и событиях, происходивших в стране, дошкольники учатся уважать достояние народа, ценить тот факт, что они часть великого государства.
Дошкольное образование включает и патриотическую направленность, воспитание патриотизма способствует формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет. Важно с дошкольного возраста воспитывать у детей готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
В детском саду реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.
Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.
Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной.
При ознакомлении с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы. Как правило в детском саду ознакомление с государственными праздниками происходит на тематических занятиях. При проведении тематического занятия, посвященного государственному празднику, можно использовать презентации, видео подборку, фотографии, иллюстрации, музыкальное сопровождение, художественное слово. Обязательно должна проводиться предварительная работа по подготовке к тематическому занятию, посвященному государственному празднику. Педагоги подготавливают дидактический, литературный и музыкальный материал, материал для двигательной активности.
Со старшими дошкольниками можно организовать проектную деятельность. Выяснить историю возникновения праздника, традиции его празднования в стране и в семье. Узнать какие музыкальные произведения посвящены этому празднику, какие художественные произведения написаны, есть ли картины, посвященные этому празднику. Изготовить лепбук о празднике, или выполнить папку-передвижку, выпустить сборник рисунков, посвященных празднику.
23 февраля – День защитника Отечества
23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях познакомить с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.), дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии», беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины», «Наши защитники в мирные дни». По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт», «Наша Родина сильна», «С добрым утром», стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе», Н. Некрасова «Наша армия родная», В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д.
Продуктивная и художественно-эстетическая деятельность так же будет способствовать развитию понимания философии этого праздника. Выполнение поделок, аппликаций, рисунков, панно, коллажей это творческий процесс, который так же способствует формированию уважения к людям, посвятившим свою жизнь служению Отечеству.
Дошкольникам необходимо донести, что они тоже могут быть защитниками Отечества, но сейчас они могут готовится к будущему, беречь природу, не ломать ветки деревьев, помогать зимой птицам, подкармливать их, любить свою семью, следовать ее традициям, уважать старших.
Игровая деятельность может включать дидактические игры на закрепление родов войск, военной техники, сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Моряки», игры с решением проблемных задач «Разведчики».
На занятиях по физическому развитию необходимо воспитывать выдержку, выносливость, ловкость. Полезно проводить совместные спортивные досуги, на которые пригласить пап и дедушек.
8 марта- международный женский день
Это праздник всех женщин. В этот день принято дарить цветы бабушкам, мама, сестрам, дочерям в знак уважения и признания женщины как источника добра, тепла, жизни. Дошкольники как правило готовят подарки для бабушек и мам, организовывается праздничный концерт, где все номера посвящены мамам и бабушкам. Любовь к родным людям естественна для детей, они с нежностью относятся к маме, к бабушке, но праздник учит широкому понятию любви, включающему бережное отношение, готовность оказывать поддержку, помощь. Не только петь, читать стихи, рисовать рисунки надо маме в праздник, но и помочь дома, проявлять самостоятельность, не просить маму о помощи, а помочь маме (принести тапочки, вытереть со стола, убрать свои вещи и т.п.). В мальчиках нужно воспитывать уважение к женщине, учить уступать девочкам, проявлять терпение, воспитывать стойкость характера.
9 мая – День Победы
9 мая – День Победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам, а также подарить цветы ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны.
Дошкольников надо познакомить с символом праздника Победы с георгиевской ленточкой. Объяснить ее значение, формировать уважение к этому символу. Также необходимо раскрыть значение Вечного огня, рассказать об его символичности.
У дошкольников необходимо формировать чувства благодарности солдатам, защищавших Родину от нацизма, быть благодарными за их вклад в Победу.
Формы работы с детьми могут быть различными: беседы, продуктивная и художественная деятельность, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, экскурсии, творческие выступления.
Беседы с детьми на тему войны очень непросто проводить. Необходимо донести до дошкольников, что война разрушительна, она приносит много горя людям, но при этом важно не травмировать психику детей, делать акцент на воспитание мужества, стойкости характера, твердости в защите свой страны. С помощью художественного слова детям можно рассказать о тяжелых годах Великой Отечественной Войны. Рассказы и стихотворения о войне помогут дошкольникам представить грозную картину военного лихолетия.
Большое впечатление на дошкольников оказывает песенное и музыкальное творчество. Прослушивание песен о войне, о Победе, прослушивание музыкальных композиций поможет ребятам прочувствовать и понять значение дня Победы.
Среди старших дошкольников можно организовать конкурсы чтения стихов о войне, исполнения песен, танцевальных постановок. Через доступные виды искусства дошкольники смогут передать свои эмоции, переживания, выразить гордость за героизм предков. Конкурсы совместного творчества: рисунков, поделок, так же способствуют формированию патриотических чувств, гордости за свою страну.
Экскурсии к обелиску еще одна из форм организации дошкольников для воспитания уважения к празднику, к истории своей страны, к подвигу народа, выстоявшему в войне. Чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига.
12 июня – День России
День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.
12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. При ознакомлении с праздником можно использовать различные формы работы. Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.
Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны. Прослушать гимн нашей страны. Проговорить о важности государственных символов для каждой страны. Предложить дошкольникам рассмотреть альбомы «Столица нашей Родины – Москва», «Символы России», «Герои России».
Объяснить детям, что государств много, а Родина одна, и необходимо беречь ее, ценить традиции, которые остались от предыдущих поколений, знать и уважать ее историю.
День рождения Российского флага
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации - это особый и сравнительно молодой праздник.
При ознакомлении с праздником перед нами стоят задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. Формировать элементарные представления о происхождении знамен. Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.
Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Объяснить, что флаг государства, это не простой флажок, а государственный символ. Его вывешивают на государственных учреждениях. Его нужно уважать как все символы России. Обратить внимание, что флаг торжественно выносят на официальных церемониях, на парадах.
Также ознакомление происходит через дидактические, настольно-печатные игры, такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи флаг».
4 ноября – День народного единства
Как известно, 4 ноября отмечают праздник, который связан с освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.
Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, которые более детально расскажут, как все происходило в то тяжелое время.
Разъяснить дошкольникам понятия «единство», «единство народов». Познакомить детей с понятием «многонациональное государство». Провести беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов. Воспитывать в детях уважение ко всем людям, уважение к традициям разных национальностей.
Уместным будет и коллективная творческая работа, в которой дошкольники передадут единство и дружбу своего маленького коллектива, проявят уважение к государству, в котором они живут.
12 декабря – День Конституции РФ
Для знакомства с этим государственным праздником воспитатели прежде всего должны разъяснить дошкольникам понятия «закон», «основной закон». Рассказать о роли такого закона как Конституция, об обязанности соблюдать нормы, прописанные в Конституции РФ всеми гражданами страны без исключения.
Познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями людей.
Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.
Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.
Новый год
Самый любимый всеми государственный праздник. Праздник, когда все ждут чудес, исполнения желаний, готовят друг другу подарки, получают подарки. А в детском саду это еще и новогодние утренники. Дошкольников можно познакомить с традициями празднования нового года у разных народов, рассказать о царстве Деда Мороза и Снегурочки. Это самый творческий и веселый праздник. Предварительная работа по подготовке к празднику также проводится весело, непринужденно. Необходимо привлекать детей к украшению группы, к подготовке атрибутов для утренника, коллективно писать письмо Деду Морозу. Педагоги детского сада, используя стремление дошкольников к творчеству, изобразительной, продуктивной деятельности, направляют активность детей в нужное русло и подготавливают им маленькие сюрпризные моменты, чтобы создать детям атмосферу сказки, чудес, волшебства.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для педагогов
Использование элементов
здоровьесберегающих технологий на прогулке
Подготовила
воспитатель
Баран Юлия Яновна
с использованием Интернет-ресурсов
Пыть-Ях, 2022
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на прогулке
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка. Растущий организм ребёнка нуждается в движении, и удовлетворении этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.
Одной из главных задач дошкольного образования является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.
Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём, способствует укреплению здоровья воспитанников, создает условия для физической активности.
Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.
Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов.
Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.
В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.
Среди многих задач организации прогулок выделяются такие:
- Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
- Оптимизация двигательной активности.
- Создание положительного эмоционального фона.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность двигательной активности детей. Для всех возрастных групп игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются так же элементы спортивных игр.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке должно предусматривать:
1) использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих высокой координации движений.
2) соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3) применение разных способов организации дошкольников;
4) рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5) создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6) активизацию детской самостоятельности;
7) стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
• расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
• развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в соответствии с учетом возрастных особенностей воспитанников каждой группы. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских групп.
Значительное место на прогулке отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через препятствия, подлезание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по дорожкам и т. д.).
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10 - 12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 20 - 30 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.
Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т. д.).
Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку, активно участвуя в подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы, само собой.
Физические упражнения
Помимо подвижных игр в организацию прогулки включаются физические упражнения:
- упражнения на ходьбу, прыжки и бег 6–10 минут.
- подвижные игры-забавы (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек упражнения на ловкость и меткость 6–8 минут.
На прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений. При распределении упражнений в основных видах движений значительное место надо отводить прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке на участках можно создать условия для использования разных видов прыжков. Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положений ног (ноги скрестить — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т. д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия (на скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой разными способами.
Наряду с упражнениями в беге и прыжках широко используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные движения с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; ведение мяча; удары о стену; закатывание мяча в обруч с помощью дощечки; метание в цель и на дальность.
Оздоровительный бег на воздухе.
Как эффективное средство повышения двигательной активности и воспитания выносливости предлагается бег с различной скоростью.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Необходимо учитывать физические способности каждого ребенка, распределять нагрузку по уровню физических возможностей.
При организации оздоровительного бега проводится небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Гимнастика для глаз на воздухе
Гимнастика для глаз может проводиться ежедневно по 1-3 минуты в любое время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т. д.
Примеры упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:
- «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
- «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель». Круговые движения глазками.
- «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
- «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Гимнастика дыхательная. Вырабатывая навыки рационального дыхания, используются дыхательные упражнения, выполнение которых предполагало его активизацию. В дошкольном возрасте решает следующие задачи:
• Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
• Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы и кровообращения.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений.
Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо, шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.
Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос. Например: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лайнер») и др.
Тематические прогулки
Прогулки с применением здоровьесберегающих технологий могут быть тематическими:
- Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ) он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну») и вовлекая к участию в подвижных играх, выполнению основных видов движений.
- Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, «День отца», Масленичная неделя, День космонавтики, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, решили убрать все напавшие листья, наметили строительство снежной горки, решили отметить день рождения одногруппника веселым квестом).
- Спортивные прогулки. Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.
Выносной материал для прогулок
Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.
Варианты выносного материала:
- Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки, для эстафет игрушечные коляски или санки, машинки, кубики.
Организация прогулки в детском саду
Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:
- самостоятельная игровая деятельность,
- индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
- труд,
- наблюдение,
- двигательная активность.
Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием.
Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки.
Прогулка – необходимый и важный вид организации детской деятельности в детском саду. Сама по себе она является фактором оздоровления, а в сочетании и двигательной активностью ее составляющая здоровьесбережения возрастает многократно.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов на тему:
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Баран Ю.Я.
2019 г
Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Задачи нравственно-патриотического воспитания.
1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
4. Расширение знаний ребенка о городах России.
5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
9. Развитие чувства гордости за достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.
Методы патриотического воспитания.
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
Участие в праздниках.
Участие в посильных общественно-полезных работах.
Формы патриотического воспитания.
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Материалы для работы по патриотическому воспитанию.
- Репродукции картин.
- Методическая литература.
- Наглядные и дидактические пособия.
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
- Современные средства ТСО.
- Аудиозаписи.
- Карты, атлас, глобус.
- Художественная литература.
- Государственная символика.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем.
Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Содержание патриотического воспитания.
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы.
Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.
Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное вовлечение в педагогический процесс.
Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
В заключение.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.
В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий.
Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
Материал подготовлен с использованием интернет источника skazka88.ru›
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
ПАМЯТКА
для педагогов на тему:
«Предметно-развивающая среда
в патриотическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Баран Ю.Я.
2020 г
Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.
Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:
- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.
- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;
- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;
- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.
- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.
По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.
Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.
1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.
4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.
Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.
Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:
Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».
Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.
В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».
В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...