Диагностика музыкального развития
рабочая программа
Диагностика музыкального развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_muzykalnogo_razvitiya.doc | 200 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкального развития
Примерные задания для диагностики музыкальных способностей
Диагностика метрического чувства
«Шаги великана, Саши и гнома»
Цель: выявление уровня развития чувство метра.
Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).
Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.
Критерии оценки:
3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);
2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);
1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).
Диагностика чувство ритма
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Диагностика звуковысотного слуха
«Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.
Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.
Исполняются последовательно звуки.
№ задания | Предъявляемые звуки | Присуждаемый балл | Правильный ответ |
1.1. | Ми1 – соль2 | 1 | Кот – котенок |
1.2. | Соль2 – фа1 | 2 | Котенок – кот |
1.3. | Фа1 – фа2 | 3 | Кот – котенок |
2.1. | Фа2 – соль1 | 1 | Котенок – кот |
2.2. | Ми2 – соль1 | 2 | Котенок – кот |
2.3. | Ля1 – ми2 | 3 | Кот – котенок |
3.1. | Ля1 – ре2 | 1 | Кот – котенок |
3.2. | Ре2 – си1 | 2 | Котенок – кот |
3.3. | До2 – си1 | 3 | Котенок – кот |
Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.
Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.
2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.
4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.
Диагностика ладово-мелодического чувства
«Девочки-припевочки»
Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.
Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.
Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.
2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.
3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.
Диагностика музыкальной деятельности
Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности :
- Восприятие музыки
- Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Элементарное музицирование
- Детское творчество
Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности
II Младшая группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1.Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку | В– слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения С – незначительно выражает эмоции, отвлекается Н - равнодушен к звучащей музыке | "Зайка" р.н.м. Обр. Александрова | "Котик заболел", "Котик выздоровел" Гречанинов |
1.2. Узнавание знакомой песни | В– по мелодии С – по словам Н – не узнал | «Петушок» р.н.п. обр. М.Красева | «Зима прошла» Н. Метлова | |
2.Пение | 2.1.Пение знакомой песни в сопровождении | В – интонирует всю мелодию С– частично интонирует мелодию Н – не интонирует | «Колыбельная зайчонка» Карасевой | «Солнышко» Гомоновой |
3.Чувство ритма | 3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | В– воспроизводит ритм точно С– воспроизводит метр Н– беспорядочные хлопки | Д/и «Повторяй за мной» | Д/и «Три медведя» |
3.2.Соответствие движений характеру музыки | В- соответствуют С– частично соответствуют Н– не соответствуют | «Медведи» Е.Тиличеевой «Марш» Э.Парлова | «Пляска с платочками» Т. Ломовой «Бег» Т.Ломовой | |
3.3.Соответствие движений ритму музыки | В– соответствует С– частично соответствует Н– не соответствует | «Сапожки» р.н.м. | «Топающий шаг» Раухвергера |
Средняя группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки | В балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом С– чувствует только общий характер, настроение Н- не чувствует характер музыки | П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом») | Чайковский «Подснежник» |
1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | В– узнал самостоятельно С – с помощью Н – не узнал | «Спи моя радость усни» В.А.Моцарт | «Солнышко» Е.Гомоновой | |
1.3. Наличие любимых произведений | В– есть любимые мелодии С – одна любимая мелодия Н нет любимых мелодий | |||
2. Звуковысотный слух | 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий | В– правильно ощущает тонику С – 1,2 ошибки Н – не ощущает | «Василек» Р.н.п. | «Конь» Тиличеевой |
2.2. Определение регистров | В – определил верно (самостоятельно) С – определил верно (с помощью) Н не определил | Д/и «Кто поет?» | Д/и «Веселые гудки» | |
2.3. Определение направления мелодии | В– определил верно (самостоятельно) С – определил верно (с помощью) Н не определил | Д/и «Лесенка» | Д/и «Лесенка» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | В – чисто интонирует всю мелодию С – чисто интонирует только отрезки Н – интонирует только общее направление мелодии | «Листики» Гомоновой | «Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008) |
3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | В – чисто интонирует всю мелодию или отрезки С– интонирует только общее направление мелодии Н – не интонирует | «Курица» Тиличеевой | «Барабан» Тиличеевой | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах | В– воспроизводит ритм точно С– воспроизводит метр Н – действует беспорядочно | «Василек» Р.н.п. | «Труба» Тиличеевой |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | В- соответствуют С– частично соответствуют Н – не соответствуют | «Парная пляска» Т. Беренс | «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | В – соответствует С – частично соответствует Н – не соответствует | «Поскачем» Т.Ломовой | «Побегаем, попрыгаем» Соснина | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Выразительность движений в знакомом танце | В – исполняет движения выразительно, эмоционально С – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально Н – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Пляска с листочками» Т.Беренс | «Полька» Штальбаум |
5. 2. Импровизация | В – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно С – с помощью Н – не справился | П/и «Воробушки и кошка» | П/и «Кошка и мышки» |
Старшая группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки | В– чувствует характер музыки, ассоциации с образом С – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом Н - не чувствует характер музыки, не высказывается | П.И.Чайковский «Болезнь куклы» | Г.Свиридов «Парень с гармошкой» |
1.2. Определить жанр музыкального произведения | В – самостоятельно С – с помощью Н – не определил | Д/и «Музыкальный светофор» | Д/и «Три кита» | |
1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению | В – выбрал правильно самостоятельно С – выбрал правильно с помощью Н – выбрал не правильно | П.И.Чайковский «Новая кукла» | П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей» | |
2. Звуковысотный слух | 2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий | В – правильно ощущает тонику С – 1,2 ошибки Н – не ощущает | «Цирковые собачки» Тиличеевой | «Дятел» Н.Леви |
2.2. Определение регистров чистых и смешанных | В – определил верно (самостоятельно) С – определил верно (с помощью) Н - не определил | Д/и «Кто поет?» | Д/и «Веселые гудки» | |
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков | В – определил верно (самостоятельно) С – определил верно (с помощью) Н - не определил | Д/и «Сколько нас?» | Д/и «Сколько нас?» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | В – чисто интонирует всю мелодию С – чисто интонирует только отрезки Н – интонирует только общее направление мелодии | «Дождик» А.Понамаревой | «Зима проходит» р.н.п. (М/р 1/2008) |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | В – чисто интонирует всю мелодию С – интонирует направление мелодии Н – проговаривает слова в ритме | «А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной (М/П №4 2008) | «Весна» И.Меньших (М/р2/2008) | |
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | В – чисто интонирует всю мелодию или отрезки С – интонирует только общее направление мелодии Н – не интонирует | «Смелый пилот» Тиличеевой | «Артистка» Кабалевский | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах | В – воспроизводит ритм точно С – воспроизводит метр Н – действует беспорядочно | Д/и «Веселые подружки» | Д/и «Передай ритм»» |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | В - соответствуют С – частично соответствуют Н – не соответствуют | «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой | «Потопаем-покружимся» Т.Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | В – соответствует С – частично соответствует Н – не соответствует | «На лошадке» В.Витлина | «Веснянка» (у.н.м) | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Исполнение движений в свободной пляске | В – исполняет движения выразительно, эмоционально С – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально Н – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Ах, вы сени» р.н.м. | «Во саду ли, в огороде» р.н.п. |
5. 2. Импровизация | 3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился | П/и «Заинька, выходи» | П/и «Кошка и мышка» |
Подготовительная группа
Исследуемый показатель | Задания | Оценка | Репертуар | |
Начало года | Конец года | |||
1. Восприятие | 1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика) | В – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно С – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого Н - ребенок не смог дать характеристику произведению | П.И.Чайковский «Спящая красавица» «Вальс» | П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов» |
1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке | В – выбрал правильно и обосновал свой выбор С – выбрал правильно, но не обосновал Н – не смог выбрать правильно | Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27) | П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже» | |
1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму) | В – назвал самостоятельно С – назвал с помощью Н – не назвал | Д/и «Удивительный светофор» | П/и «Три кита» | |
2. Звуковысотный слух | 2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато) | В – правильно ощущает тонику С– 1,2 ошибки Н – не ощущает | Д/и «Домик крошечка» | Д/и «Музыкальные птенчики» |
2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента | В – побрал самостоятельно С – подобрал с помощью Н - не подобрал | «Горошина» Карасевой | П/и «Оркестр» | |
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков | В – определил верно (самостоятельно) С – определил верно (с помощью) Н - не определил | Д/и «Сколько нас поет?» | Д/и «Сколько нас поет» | |
3. Пение | 3.1. Пение знакомой песни в сопровождении | В – чисто интонирует всю мелодию С – чисто интонирует только отрезки Н – интонирует только общее направление мелодии | «Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко | «Про меня и муравья» В.Степанова |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | В – чисто интонирует всю мелодию С – интонирует направление мелодии Н – проговаривает слова в ритме | «Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006) | «Упрямые утята» Е.Крылатова | |
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением | В – чисто интонирует всю мелодию или отрезки С – интонирует только общее направление мелодии Н – не интонирует | «Как под наши ворота» р.н.п. | «Кузнец» Арсеевой | |
4. Чувство ритма | 4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах | В – воспроизводит ритм точно С – воспроизводит метр Н – действует беспорядочно | «В школу» муз. Тиличеевой | «На зеленом лугу» р.н.м. |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями | В - соответствуют С – частично соответствуют Н – не соответствуют | «Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского | «Полька» Т.Ломовой | |
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | В – соответствует С – частично соответствует Н – не соответствует | «Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля | «Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой | |
5. Музыкальное творчество | 5.1. Исполнение движений в свободной пляске | В – исполняет движения выразительно, эмоционально С – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально Н – исполняет движения не выразительно и не эмоционально | «Я на камушке сижу» р.н.п. | «Как на тоненький ледок» р.н.п. |
5. 2. Импровизация | В – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно С – с помощью Н – не справился | П/и “Пугало» Т.Бокач | «Кадриль» (аудио), |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».
Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду. Результа...
Задачи и диагностика музыкального развития дошкольников 5-7 лет
Задачи по музыкальному развитию детей на учебный год: 1. Научить детей слышать и воспринимать музыку;2. Сформировать навык звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического восприятия;3. Ра...
Диагностика музыкального развития детей
Методика проведения экспресс - диагностики музыкального развития по редакцией О. Сафоновой...
Таблицы и задания для диагностики музыкального развития дошкольников (на основе методики О.Радыновой)
Адаптированные задания для дошкольников по проверке уровня освоения умений и навыков в обр.области "Художественно-эстетическое развитие"...
Методика диагностики музыкального развития детей
Методика диагностики музыкального развития детей на практическом примере МБДОУ «Сказка». Технология работы с таблицами....
Диагностика музыкального развития дошкольников.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вам, как и мне будет полезна данная информация!...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается краткая характеристика современных подходов в методике диагностирования музыкального развития дошкольников, существующих сегодня. В статье представлен авторский подход к изучению уровн...