Диагностика музыкального развития детей
учебно-методический материал на тему
Методика проведения экспресс - диагностики музыкального развития по редакцией О. Сафоновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика музыкального развития дошкольников | 227 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЭКСПРЕСС – АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( под редакцией О.А. Сафоновой) Н.Новгород, 1995г. Методическая основа разработанных материалов базируется на следующих принципах:
- Соответствие возрастным нормативам физического и психического развития ребенка ;
- Направленность на выявления уровня овладения ребенка деятельностью;
- Особенность становления и развития детской деятельности – от восприятия к воспроизведению к обобщающему подражанию
к творчеству;
- Обеспечение необходимой информации для построения целостного
представления, характеризующего:
- уровень овладения ребенком деятельностью;
- эффективность методики формирования деятельности;
- типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения;
Для изучения и оценки результативности педагогического процесса используется метод экспресс-анализа, позволяющий при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижениях детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня в ту или иную сторону.Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить то или иное задание, т.е. ставит их в условия проблемной ситуации. При этом он четко фиксирует, какими путями каждый ребенок пытается найти из нее выход, какие способы и насколько качественно применяет. Если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, ему оказывается помощь, начиная от самой незначительной дозы и постепенно увеличивая ее до тех пор, пока задание не будет выполнено. При этом точно фиксируется этап, когда выполнение задания стало возможным.
Используемая методика позволяет выявить соответствие деятельности ребенка уровню нормы, определяет характерные отклонения от нее, позволяет увидеть потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка.
Экспресс –анализ и оценка проводится 2 раза в учебный год :
- В 1 полугодии помогает выявить наличный уровень деятельности;
- Во 2 полугодии - наличие ( отсутствие) динамики ее развития и тем самым определить эффективность воспитательно-образовательного процесса
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА.
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста , т.к. дошкольный возраст – сензитивный период для ее становления.
Музыкальность ребенка определяется 7 –ю показателями :
ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
- Эмоциональная отзывчивость на музыку.
- Звуковысотный слух.
- Чувство ритма.
- Динамический слух.
- Тембровый слух.
- Музыкальное мышление:
а). репродуктивное;
б). продуктивное, творческое.
7. Музыкальная память.
Каждый показатель определяется 4 уровнями его развития
Уровень показателя | Параметры | Баллы |
Оптимальный | Задание выполнено правильно и самостоятельно, деятельность соответствует уровню нормы | 4 |
Высокий | Задание выполнено правильно после оказания словесной помощи, незначительные отклонения от уровня нормы | 3 |
Средний | Задание выполнено правильно после оказания словесной помощи в сочетании с действиями с предметами, существенные отклонения от уровня нормы | 2 |
Низкий | Задание выполнено со значительными ошибками после оказания помощи, практически не соответствует уровню нормы | 1 |
Описательная характеристика уровней
музыкальности ребенка дошкольного возраста
Оптимальный. 3.5 - 4 балла
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении; умением охарактеризовать музыку, применяя художественно –образное описание. Самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыки. Отлично отличает выразительность отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамике, в соответствии с требованиями программы. Отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.
Высокий. 2.4.- 3.4.балла
У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыки и рассказывает об общем характере музыки. Различает звуки по высоте, длительности, динамике, тембру, может и желает сочинять песню, танец, импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью.
Средний 1.3. – 2.3. балла
У ребенка отмечается интерес к музыке. Обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь правильно дает жанровую характеристику музыки и рассказывает об общем характере музыки. При наличии данной помощи различает звуки по высоте, длительности, динамике, тембру. Репродуктивное мышление, посредственная музыкальная память.
Низкий . ниже 1.2.
Отсутствует интерес к музыке. Помощь взрослого не дает положительных результатов. Репродуктивное мышление, посредственная муз. память.
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дает возможность получить общую картину развития музыкальности ребенка
Уровень развития музыкальности ребенка определяется суммой уровней развития семи (8) основных показателей деленных на общее количество показателей-8- .
Итоговый показатель рассчитывается по формуле: складываются показатели и делятся на 8.
№ пп | Фамилия, имя ребенка | Воз-раст | Показатели музыкальности ( в баллах) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6а | 6б | 7 | итог | |||
1 | .Пичугина Н | 5.2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2.4 |
2 | .Моисеева Д | 4.3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3.9 |
3 | .ЕпифановаК | 4.4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1.5 |
ПО ПО СОВОКУПНОСТИ БАЛЛОВ :
От 3,5- 4 б.- оптимальный уровень
От 2.4 -3.4. - высокий уровень
От 1.3 – 2.3 - средний уровень
Ниже 1.2- низкий уровень
На основании полученных данных об уровне развития музыкальности каждого ребенка определяется средний показатель развития музыкальности детей определенной возрастной группы.
Расчет: Складываются уровни развития каждого ребенка и делятся на количество детей
ДИАГРАММА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ.
уровни | баллы | ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6а | 6б | 7 | ||
оптимальный | 3.5.-4 | ||||||||
высокий | 2.4-3.4 | ||||||||
средний | 1.3-2.3 | ||||||||
низкий | Ниже1.2 |
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
Определение уровня музыкальности осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и наглядные пособия, д.м.и. Диагностику проводят в изолированном помещении.
Пока- зате- ли | УРОВНИ | Бал-лы | Методика выявления |
1. Эмоциональная отзыв-чи- вость на музы-ку | 4. У ребенка отмечается яркое эмоционально- оценочное отношение к образам музыкального произведения. Умеет самост. охарак-теризовать музыку, применяет худ.- образное описание. | 4 | Педагог спрашивает у ребенка, какой вид деятельности он больше всего любит? Почему? В соответствии с возрастными возможностями и обученностью предлагает послушать 2 контрастных незнакомых музыкальных произведения , давая их название. Средняя гр. : Гречанинов « Котик заболел-котик выздровел» Старшая гр.: Чайковский « Болезнь куклы», « Новая кукла» Подготовительная группа « Чайковский « Песня жаворонка», Римский- Корсаков « Пляска птиц» Ребенку предлагается рассказать, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях характера и средств музыкальной выразительности произведений. |
. | 3. Ребенок после словесной помощи взрослого умеет охарактеризовать музыку, у него имеется эмоционально- оценочное отношение к музыке | 3 | Если ребенок затрудняется высказаться., педагог помогает ему, объясняя характер музыки. Затем задание повторяется. |
2. Эмоциональное отношение к музыке. может ее охарактеризовать псоле словесной помощи взрослого и опорой на наглядность или моторику. | 2 | Ребенок рассматривает соответствующие иллюстрации, после прослушивания музыки МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ НА ИЛЛЮСТРАЦИЮ И РАССКАЗАТЬ. Передает через движения характер музыки. | |
1. Отсутствует интерес к музыке и эмоционально- оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой. | 1 | Оказывается любая помощь | |
2. Звуко высотный слух. | 4.Ребенок отличает : Средняя гр : кварта(ре-соль) Старшая: терция ( ми-соль) Подг.: секунда (фа-соль): | 4 | М/д игра « Птица и птенчик». Ребенку наглядно объясняют условия игры, знакомят со звучанием голосов, затем предлагают отвернуться и определить на слух : высокий-низкий –высокий-низкий. |
3. Хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи | 3 | М/д игра « Птица и птенчик». Ребенку наглядно объясняют условия игры,поясняют , кто каким голосом поет, знакомят со звучанием голосов, затем предлагают отвернуться и определить на слух : высокий-низкий –высокий-низкий. | |
2. отличает звуки по высоте после словесной помощи и с опорой на двигательную активность | 2 | То же, ребенок сам рассаживает птицу и птенчика на ветки. | |
1. Различает со значительными ошибками указанные соотношения звуков | 1 | Оказывается любая помощь | |
3. Чувст-во ритма | 4. Ребенок отлично различаент римические отношения в след. Муз. примерах. | 4 | Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки и каждый из них любит свою музыку. На муз. пример поясняют соотношение музыки и игрушки,даются примеры на ритм . После этого загадывают муз. загадки. Ср.гр: ♪♪ I - ♪♪ I –II ; ♪♪♪♪ I - ♪♪♪♪ I – I I ; Ст. гр. I I ♪♪ I - I I ♪♪ I ; ♫ I ξ - ♫ I ξ- ; ♪♫♫♪- ♪♫♫♪ П.гр: ♪♫♪♫♪♪ ! - ♪♫♪♫♪♪ ! ;♪♫!! - ♪♫!! ; |
3.Ребенок хорошо отличает ритмические отн. муз. звуков после словесной помощи в виде обр. х-ки,м-р -приемов | 3 | Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку | |
2.Ребенок отличает выразительные ритм. отношения муз. звуков после оказания словесной и моторной помощи | 2 | Предлагается еще послушать музыку и прохлопать ее самому. Одноврем енно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется. | |
1. Различает со значительными ошибками ритм. примеры. | 1 | Оказывается любая помощь. | |
4.Динамичес-кий слух. | 4. Отлично различает дин. Отношения муз. звуков :
| 4 | Ребенку показывают неозвученные игрушки-аккордеоны и поясняют, что каждый звучит по –разному. СР.гр: ff – f - p Ст. гр : mf – f –p П.гр: ff – fp –pp |
3. Хорошо различает дин. Отношения муз. звуков после словесной помощи | 3 | Сначала показываются аккордеоны и поясняется как звучит каждый, потом задание повтрояется. | |
2. различает дин. Отношения муз. звуков после словесной и моторной помощи | 2 | Ребенок играет любые звуки на детском аккордеоне в соответствии с предлагаемыми дин. Оттенками. Одновременно характеризуется сила звучания. Задание повторяется. | |
1. Не различает правильно указанные выше отношения муз. звуков | 1 | Оказывается любая помощь | |
5.Темб-ровый слух | 4. Отлично различает тембровые свойства муз. звучания след. инстру-ментов : Ср.гр :1.м-ф- 2. к-к-3. тр-к Ст.гр: 1. Д-ра2. Кс-н 3. ц-ры 4. Фл. 5, Аккордеон П.гр: 1.Д-ра 2 Кл-т 3 Ф-та 4.Ц-ры 5 М-на 6 Аккорд. 7 Триола | 4 | Ребенку показывают, называют муз. инструменты, играют на них, такие же инструменты лежат за ширмой. Предлагаются музыкальные загадки, ребенок должен послушать, а затем посмотреть и показать интсрумент. : Ср.гр – 2-1-3- Ст.гр: 5-2-3-4-1 П гр:1-2-7-6-5-3-4 |
3. . различает тембровые свойства муз. звучания инструментов после словесной помощи. | 3 | Слушаем два раза, одновременно дается характеристика звучания. Задание повторяется. | |
2. . различает тембровые свойства муз. звучания инструментов после словесной и моторной помощи | 2 | То же, + ребенок может сам поиграть на инструменте. Задание повторяется | |
1. Чаще не различает, чем различает тембры инструментов. | 1 | Оказывается любая помощь. | |
6а. репро-дукт. Пер-цептив-ное муз. мыш-ление. | 4.Быстро и правильно определяет жанр м.пр. и эмоционально рассказывает о его характере: Ср.гр: плясовая-колыб. Ст.гр: к-м-плясовая П.гр: п-т-марш | 4 | Предлагают послушать муз. пьесы, опр.жанр, рассказать о х-ре и показать через движения под музыку. П.гр - Ч-кий. «Марш д.с.», « Неаполит. песенка», Глинка « Д. полька» |
3. Правильно дает жанр. Х-ку муз.пр. и эмоц. Рассказ. Об общем х-ре музыки после словесной помощи. | 3 | Наводящие вопросы. Задание повторяется. | |
2. Правильно дает жанр. х-ку муз.пр. и эмоц. рассказ. Об общем х-ре музыки после словесной и моторной помощи. | 2 | Взрослый предлагает ребенку под музыку петь, танцевать или маршировать. Задание повторяется. | |
1. Чаще не определяет жанры, чем определяет | 1 | Оказывается любая помощь | |
6б. Прод. Творч. Мышл. | 4. Свободно сочиняет и исп. ориг. песню или танец, или марш. Можно на м-фоне. | 4 | Педагог предлагает сочинить свою песню или танец или марш по желанию. |
3. Сочиняет или исп. песню (танец, марш) после словесной помощи. | 3 | Оказывается элементарная словесная помощь, задание повторяется. | |
2. Сочиняет или исп. песню (танец, марш) после словесной и моторной помощи | 2 | Предлагается образец в исполнении взрослого. Задание повторяется | |
1. Ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки | 1 | Оказывается любая помощь | |
7. Му-зыкаль-ная па-мять | 4.Самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Ср.гр: «Зима» Карасева Ст.гр: р.н.м.»Как у наших» П.гр: рнм « Ах вы, сени» | 4 | Ребенку предлагается прослушать 2 такта незнакомой песни два раза: со словами и мелодию Затем ребенку предлагается воспроизвести. |
3. Правильно воспроизводит песню или мелодию после элементарной словесной помощи | 3 | Дается небольшая словесная помощь. Задание повторяется. | |
2. Правильно воспроизводит песню или мелодию после элементарной словесной и моторной помощи | 2 | Пропевает со взрослым 2-4- такта песни, потом проигрывается мелодия на ф-но. Задание повторяется. | |
1.Ребенок не может правильно воспроизвести мелодию | 1 | Оказывается любая помощь |
ПРИМЕР :
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 6
№ пп | Фамилия, имя ребенка | Воз-раст | Показатели музыкальности ( в баллах) | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6а | 6б | 7 | итог | ||||||||||||
С | м | С | м | С | м | С | м | С | м | С | м | С | м | С | м | С | м | |||
1 | Семикова В | 3 |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2.5 | |||||||||
2 | Огнева П | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2.2 | ||||||||||
3 | Маслов С | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2.0 | ||||||||||
4 | Коробов К | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2.3 | ||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||
ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 2.1 | 2.0 | 2.4 | 2.4 | 2.5 | 2.0 | 1.1. | 1.6 | 2.0 |
ДИАГРАММА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ , гр.6
уровни | баллы | Показатели музыкальности | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6а | 6б | 7 | ||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
оптимальный | 3,5-4 | 4 3 | |||||||||||||||
высокий | 2,4-3,4 | ||||||||||||||||
средний | 1,3 -2,3 | 2 1 0 | |||||||||||||||
низкий | НИЖЕ 1,2 | ||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики музыкального развития детей
Методика диагностики музыкального развития детей на практическом примере МБДОУ «Сказка». Технология работы с таблицами....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается краткая характеристика современных подходов в методике диагностирования музыкального развития дошкольников, существующих сегодня. В статье представлен авторский подход к изучению уровн...
Диагностика музыкального развития детей за учебный 2021-2022г. МБОУ СОШ 6 ДОУ 29.
Диагностика музыкального развития детей за учебный 2021-2022г. МБОУ СОШ 6 ДОУ 29....
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ
Параметры и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию...
Карта диагностики музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста
Данные таблицы помогут музыкальным руководителям провести диагностику музыкального развития детей...
Комментарии
диагностика
Спасибо!