СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается проблема позитивной социализации дошкольников в условиях детского сада. Рассмотрено понятие «социализация детей дошкольного возраста», представлен инновационный опыт педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школ № 842», в том числе показаны качественные результаты проектной деятельности по данному направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
САФРОНОВА ИННА БОРИСОВНА,
воспитатель высшей категории,
ГБОУ «Школа № 842» г. Москва.
СОННИКОВА ОЛЬГА ФЁДОРОВНА,
воспитатель высшей категории,
ГБОУ «Школа № 842» г. Москва.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема позитивной социализации дошкольников в условиях детского сада. Рассмотрено понятие «социализация детей дошкольного возраста», представлен инновационный опыт педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школ № 842», в том числе показаны качественные результаты проектной деятельности по данному направлению.
Ключевые слова: позитивная социализация, сюжетно-ролевая игра, проектная деятельность, модель взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, а также адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит [4, 184].
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности [2, 202].
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), дошкольный период – это важный период для социального, интеллектуального и личностного развития [6, 99].
Вместе с тем, социализация признается современными учёными как процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе позитивной социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки, об этом подчёркивается в требованиях ФГОС ДО [8, 3].
Позитивная социализация дошкольников по Нейлу Смелзеру предполагает действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по мнению автора, происходит по трем различным стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [6, 114].
Позитивная социализация детей дошкольного возраста включает в себя:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними [5, 23].
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Д.Б.Эльконин, Д.В.Менджерицкая, А.В.Черков, П.Г.Саморукова, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др., показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста [7, 44].
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Таких как: отражение ребенком окружающей реальности; импровизация; самостоятельная деятельность ребенка; школа воспитания чувств дошкольников; средство интеллектуального развития ребенка; действенное средство коррекции нарушений; способ развития детского воображения и творческих способностей; подготовка ребенка к взрослой жизни; работа ребенка над самим собой.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
В группах дошкольного возраста ГБОУ «Школ № 842» социализация детей является приоритетным направлением работы педагогов.
Проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели:
- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка.
Результаты анкетирования родителей показали, что более 40% родителей предпочитают, чтобы в детском саду был надежный присмотр и уход, отдают приоритет развитию познавательной сферы ребенка, его подготовке к школе и ставят на второй план социально-личностное развитие.
В ходе исследования выявлены проблемы современной игры дошкольников:
- интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться в несвойственную дошкольникам учебную деятельность;
- недостаточность знаний у педагогов. Слабая подготовка педагогов по руководству поведением детей в игре и развитием сюжета, приводит к тому, что игры становятся малосодержательными;
- СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет);
- отсутствие игры дома. Причины - занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, отсутствие партнеров для игры (в большинстве семей один ребенок).
Актуальность и проблемы обозначили цель педагогического проекта: позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством реализации модели взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Задачи, поставленные педагогами: разработка модели взаимодействия педагогов и семей воспитанников, обеспечивающие сопровождение позитивной социализации детей дошкольного возраста; выявление уровня социализации (социально-коммуникативного развития) детей младшего и старшего дошкольного возраста; разработка комплекса сюжетно-ролевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста; создание условий для позитивной социализации дошкольников; включение родителей в проектную деятельность, построение с семьями воспитанников партнёрских отношений; анализ результатов проектной деятельности, выводы и разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Срок реализации проекта: 2 года. В ходе проектной деятельности была реализована разработанная модель взаимодействия педагогов и семей воспитанников и проведён комплекс сюжетно-ролевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Представим результаты проектной деятельности, направленной на позитивную социализацию детей дошкольного возраста в дошкольных группах ГБОУ «Школа № 842».
Ожидаемый результат:
1.Положительные изменения в социально-коммуникативном развитии детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2.Повышение педагогической компетентности родителей.
3.Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах социализации детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Мониторинг социально-коммуникативного развития воспитанников на конец учебного года показал следующие результаты: низкий уровень овладения необходимыми знаниями и умениями по данной образовательной области не выявлен, средний уровень имеют 30% детей, высокий уровень имеют 70% детей. Данные результаты говорят об эффективности проектной деятельности.
Вместе с тем, по итогам можно сказать, что все родители информированы о целях и задачах проекта, удовлетворены развитием, воспитанием и обучением, которое получают дети в дошкольном отделении, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям; принимают активное участие в проекте по позитивной социализации дошкольников.
В ходе реализации проекта, при помощи родителей произошло обогащение пространственной среды группы: настольные игры, новая атрибутика для сюжетно-ролевых игр, современные информационные стенды для детей и многое другое – всё это позволило создать в группе творческую игровую атмосферу, что, несомненно, способствует позитивной социализации детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
- Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. - 2013. - №4 - 23 с.
- Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 412 с.
- Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
- Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...
Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ по теме "Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста"...
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...