Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования""
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья "Методические рекомендации по использованию настольной ширмы "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shirma.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию настольной ширмы
ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Один из принципов построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, сформулированным группой ведущих педагогов в прошлом веке, − это принцип гибкого зонирования: «Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач».
А это значит, что игровое оборудование должно видоизменяться, иметь множество функций, должно быть трансформируемое, таким, чтобы дети могли самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Этим требованиям соответствуют многофункциональные ширмы.
Ширма – элемент интерьера группы, небольшая складная перегородка напольная или настольная, состоящая из рам, затянутых материей, и имеющая разное количество секций: от одной до четырех. Может разбивать пространство комнаты или стола на два не вполне изолированные части, использоваться для различных видов детской деятельности.
Ширма может иметь одну или несколько функций. Например, использоваться только для театрализованной деятельности. Если материал, который натягивается на раму ширмы, можно менять, то ширма становится многофункциональной.
Требования к оформлению ширмы
- Многофункциональность
- Развивающий характер
- Методическая сообразность
- Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и девочек)
- Эстетичность внешнего оформления
- Удобство трансформируемости и хранения
- Безопасность используемых материалов
- Прочность конструкции
- Возможность соблюдения санитарно-гигиенических требований
Рассмотрим каждое из них подробнее:
- Многофункциональность подразумевает увеличение числа функций ширмы.
По функциональному назначению ширмы в целом или их секции служат для:
- Разделения групповой комнаты или стола на игровые зоны;
- Создания уголка уединения (временного);
- Демонстрационная функция (на ширму можно вешать демонстрационный материал (картины, знаки, геометрические фигуры);
- Обозначения игрового пространства в сюжетно-ролевой игре (дом, машина) и режиссерской игре (улица, комната);
- Проведения индивидуальной работы по пяти образовательным областям;
- Обозначения сюжета игры (с помощью табличек с названиями, картинок с изображением атрибутов определенных профессий);
- Художественного творчества (здесь могут быть закреплены доски для рисования мелом, приспособления для крепления листа для рисования, ковролины);
- Развития двигательных навыков и мелкой моторики (приспособления для шнуровки, мелкие детали картин на ковролине);
- Театрализованной деятельности (теневой театр, фланелеграф, театр на палочке, пальчиковый или перчаточный театр, би-ба-бо, театр игрушек).
Сочетание данных функций зависит от возраста воспитанников группы, интересов детей; направления деятельности педагога, практических и творческих умений воспитателей.
- Развивающий характер. Данное требование означает, что с помощью многофункциональной ширмы должно происходить всесторонне развитие дошкольников: в области познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития. А именно, в зависимости от оформления ширмы должны решаться такие задачи, как:
Образовательные:
- Формировать у дошкольников целостную картину мира, расширять кругозор;
- Формировать у детей элементарные математические представления;
Развивающие:
- Развивать речевые и коммуникативные навыки дошкольников;
- Развивать умение самостоятельно видоизменять место для игры;
- Развивать все компоненты детской игры: разнообразить тематику и сюжеты игр, обогащать игровые действия, закреплять умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, самими подготавливать игровую обстановку, учить действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
- Развивать мышление дошкольников, стимулировать их психические процессы, развивать творчество;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать сенсорные навыки;
- Способствовать развитию творческих способностей в театрализованной, изобразительной деятельности;
- Развивать двигательные навыки, пространственную координацию, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Цель – оптимизация предметно – пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.
- Методическая целесообразность. Любое оформление ширмы должно иметь аргументированное обоснование использования ширмы в развивающей предметно-пространственной группы с точки зрения педагогики;
- Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и девочек).
- Эстетичность внешнего оформления. Оформление ширмы должно быть ярким, эмоционально привлекательным, особенно для детей раннего возраста. Все детали ширмы должны быть аккуратными. Принимаются во внимание не только особенности внешнего вида ширмы, но и структурные связи между ее элементами, секциями, придающие им функциональное и композиционное единство.
- Удобство трансформируемости и хранения. Ширма должна быть легкой, подвижной, чтобы дети могли самостоятельно ею пользоваться, передвигать, и компактной в сложенном состоянии, чтобы она не занимала много места при хранении.
- Безопасность используемых материалов. Они должны быть не токсичны, легки и гигиеничны.
- Прочность конструкции. Ширма должна быть прочная, надежная и долговечная.
- Возможность соблюдения гигиенических требований. Если детали ширмы запачкаются, они должны мыться или стираться, иные заменяться другими.
Примеры некоторых функций ширм
Многофункциональные ширмы для театрализованной деятельности детей:
Место для показа театра может занимать часть площади секции или всю секцию целиком.
Для удобства детей под демонстрационной панелью можно закрепить прозрачные карманы, яркие резинки, съемные крючки, чтобы разместить в них персонажей театра, театральные атрибуты или повесить снаружи афишу.
Многофункциональные ширмы для игровой деятельности
Многофункциональную ширму рекомендуется использовать в качестве перегородки. Настольная многофункциональная ширма может служить для разделения площади стола на игровые зоны. Это способствует созданию благоприятных условий для двух групп детей, занимающихся разными видами деятельности. Кроме этого в таких условиях воспитателю удобно проводить индивидуальную работу с детьми, не отвлекаясь на других детей.
Настольная многофункциональная ширма целиком, ее одна или несколько секций могут быть оформлены как часть улицы города, интерьер комнаты и таким образом служить для обозначения игрового пространства в режиссерской игре (улица, комната). Для этого на самой ширме с помощью липучек, крючков или кармашков дети сами могут добавлять элементы для обозначения сюжета игры.
Можно играть за столом с мелкими игрушками, строителем, конструктором. Это и многокомнатная квартира, и гараж, и парковка, и ферма, а можно и в Африке оказаться, в космосе или на северном полюсе. Все зависит от фона, который можно создать с помощью картинок.
Ширму можно использовать для обозначения сюжета ролевых игр с помощью различных картинок, которые размещаются с помощью липучек.
С помощью дополнительных элементов ширма «превращается» в медицинский кабинет, магазин, аптеку, оптику и т.д. Причем, секцию дети могут изменять сами, по-своему усмотрению, с помощью навесных табличек, картинок с изображением атрибутов профессий, и предметов, которые закрепляются с помощью липучек. Для обозначения сюжета игры можно использовать навесные таблички с названиями «Аптека», «Дежурная часть», «Магазин», «Касса», «Регистратура», «Оптика», «Театр» и т.п.
Многофункциональные ширмы для образовательной деятельности.
Ширма предназначена для прикрепления дидактических предметных и сюжетных картинок, счетного материала, геометрических фигур, букв, знаков. Можно использовать и другой вариант крепления демонстрационного материала: демонстрируемые картинки (одна или несколько) вешаются с помощью прищепок или скрепок. Таким образом можно размещать сюжетные или предметные картинки, счетный материал, геометрические фигуры, иллюстрации из книг и репродукции картин художников.
Можно использовать секции ширмы для сенсорного развития детей и развития мелкой моторики. Для этого используются драпировки из ткани, шнуровки, ленточки, липучки, пуговицы, замки, резинки и др. Полотнище секции можно заменить сеткой, через ячейки которой можно просовывать разноцветные ленточки или шнурки, создавая узоры или обозначая контур рисунка. На липучки можно вешать геометрические фигуры, классифицировать их по цвету, форме, величине и тоже составлять узоры. Если на полотно секции ширмы пришить пуговицы, то к ним на ширму можно вешать контурные изображения предметов (ягодки, птичек, фрукты, насекомых, животных), у которых есть специальные петельки, придумывать сказки, используя их, и просто воображать и фантазировать.
Аналогичную работу можно проводить, если на одной из секций ширмы закреплен ковролин.
Многофункциональные ширмы для двигательной деятельности
Настольную ширму можно использовать на физкультурных занятиях, в индивидуальной работе по развитию двигательных навыков детей, при проведении подвижных игр, игр-эстафет, тем самым решать задачи физического развития дошкольников.
В этом случае очень удобны ширмы, изготовленные из пластиковых труб, с подвижными креплениями. Если поставить секции ширмы горизонтально на пол, то ее можно использовать для закрепления навыков в подлезании, бегать по лабиринтам и. Если секции ширмы поставить раздельно друг от друга на специальные подставки, то появляются новые функциональные возможности: можно закреплять прыжковые, беговые навыки и участвовать в играх-эстафетах.
Согласно ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Из ширмы можно соорудить уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книжки и альбомы, пообщаться и поиграть одним или вдвоем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...
Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности...
Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
Иследовательская деятельность в экспериментировании...
«Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».
Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интерес. Задача воспитателя в том, чтобы выстроить партнерские отношения ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководс...