Проект "Юные исследователи" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи проекта: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.). - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. - Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. - Привлекать родителей к совместной деятельности
Описание проекта: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
Актуальность Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков .
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности. Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Тип проекта: Среднесрочный (срок реализации: июль-август), информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: Исследовательский Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Формы взаимодействия: - С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность. - С родителями: консультации.
Цели проекта: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. Задачи проекта: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.). 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы проведения: - Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; - Проведение опытов (практических); - Беседы (конструктивные). Этапы проекта: 1)Подготовительный этап: - создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы); - диагностика; - определение целей и задач проекта. 2) Реализация проекта: 1. теоретическая часть : разработка конспектов 2. практическая часть: - познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность; - связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка. 3) Заключительный этап: - диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Ожидаемые результаты: - Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира; - Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов -разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования. - Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: - специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); - природный материал (камешки, песок, семена и т.п); Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Подборка практического материала, включающего: Работу с детьми: - конспекты НОД с элементами экспериментированию - картотеку опытов и экспериментов. Работа с родителями: - консультации для родителей по данной теме; памятки. 1 этап – подготовительный:
2 этап – основной: Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: - непосредственно образовательная деятельность; - совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. Непосредственно образовательная деятельность. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Опыт с конфетами
Опыт со спичками
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности. Позитивные моменты: - закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; - свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); - роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер).
Методика проведения опытов и экспериментов. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах. Работа с родителями Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
3 этап – заключительный : Продолжать эффективно работать, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Дальнейшее развитие проекта: - Развитие поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: - создание условий в группах старшего возраста для поддержания и развития познавательного интереса; - разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей старшего возраста; - организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Проект "Я -исследователь" в старшей группе
интересный познавательно-исследовательский проект...
презентация проекта "Почемучки - исследователи" в старшей группе
презентация проекта...
НОД "Я исследователь" в старшей группе
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»(указать ведущую образовательную область)Возрастная группа старшая группа________________________________...
Программа кружковой работы «Юные исследователи» в старшей группе
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить ...
Итоговое занятие кружка "Юные исследователи" в старшей группе
Итоговое занятие кружка "Юные исследователи" с использованием цифровой лаборатории "Наураша" в подготовительной группе....
Проект занятия с элементами исследовательской деятельности "Мы - исследователи" в старшей группе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...