Мастер- класс для воспитателей на тему: «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)».
материал

Тюрина Татьяна Васильевна

Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)

 

 

      Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который, на первый взгляд, может показаться сложным. Но если  разобраться,  уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

 

      Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.

       Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

 

    А хотите познакомиться с этими человечками поближе?

Эти человечки живут в окружающих нас предметах. Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

        В некоторых предметах, представим в железе, «маленькие человечки» крепко держатся за руки, поэтому, чтобы разделить железный прутик на части, нужно приложить много силы. 

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

(Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.)

 

Так как деревянные, стеклянные, каменные, пластмассовые человечки обладают общим свойством- держать форму, то они держаться за руки, руки опущены вниз.

 

Давайте мы убедимся, что в столе живут эти человечки.

Опыт №1(с карандашом)

Взяв по карандашу пытаются пройти сквозь стол карандашом.

 

       А как вы думаете где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки? (В нетвердых предметах).

      В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т.д.)

i (3).jpg

Маленькие человечки соприкасаются локтями.

 

 

 

      Вы правы мы познакомимся с человечками, которые живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной. (Ручей).

 

Ручеёк — это вода и она жидкая.

А что вы ещё знаете жидкое? (Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.)

Человечки молока, чая, воды, сока и т.д.- это человечки капельки, они принимают форму того сосуда, в который их наливают. Эти человечки не держатся за руки, руки у них на поясе.

 

Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки.

Опыт №2 (с карандашом)

Взяв карандаш пытаясь пропустить его сквозь жидкость. Переливают из одной ёмкости в другую.

 

 

А какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать? (Дым, пар. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя).

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

 

     Человечки газообразных веществ постоянно в движении, их руки подняты вверх.

 

 

Помимо основного названия - «бегущие», дети могут охарактеризовать их как «летящие» или «летающие»: над тарелкой с

горячим супом, над чашкой горячего чая и т.д.

Человечки все время  куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, туман, облака и т.д.).

 

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком, воздушным шаром, духами, баночкой с чесноком).

 

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

 

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьёшь, конечно шишки.

Знать тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

 (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки? (Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.)

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду,

Будешь мокрый ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.

Опыт №4 (Лёд тает)Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается пока не растает.

Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?

(Когда лёд нагрелся он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.)

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

Опыт №4 (Нагревание воды, испарение)Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.

Что произошло с водой? Что произошло с человечками?(Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.)

И вода, и лёд и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!

 

 

Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.

       Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям.

      Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).

     Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.

     На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

   После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

     Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.

     Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент.  Можно составлять схемы явления с  несколькими знаками.

     Например, как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Эти 2 составляющих карандаша- твёрдые. Используя изображения человечков, обозначающих твёрдые вещества, и знак «+», получаем следующую схему

Вот так можно обозначить стакан с водой, коробку с соком, бутылку с лимонадом и т.д.

К этой схеме можно подобрать множество вариантов - от листка бумаги оторвали кусочек, отломили пластилин от бруска, отпилили сухую ветку от дерева и т.д.

На основе этого метода можно разработать  игры и упражнения, в которые дети с удовольствием будут играть, обсуждать предложенные объекты, обучать друг друга. Расскажу об игре  «Маленькие человечки», которую попробую изготовить по принципу обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделить на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или +,  а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т.д.). Игроки должны поделить между собой костяшки, установить очерёдность и выстроить цепочку.

 

 

Эксперимент  №1:

В пакет набрали немного воды и плотно завязали. Кладем в банку и прокалываем пакет. В итоге вода сначала начинает вытекать фонтанчиком, а потом прекращает. Почему?

С человечками этот эксперимент объясняется очень просто и главное понятно для детей.

Сначала человечкам очень тесно в пакете с водой. Это похоже на душную комнату в которую набилось очень много людей. Всем хочется выйти. И когда открывают дверь (делают прокол), то те человечки, что стоят рядом тут же начинают выбираться наружу. А те, что стоят далеко от входа ждут своей очереди. Но в какой-то момент, человечкам снаружи становится также тесно, как и внутри. Выходить уже нет смысла и человечки перестают выходить из пакета.

Эксперимент № 2

В стакан с водой кидаем маленький бумажный шарик. Воду переливаем из стакана в стакан и шарик тоже двигается вместе с потоком воды.Опять моделируем ситуацию с помощью маленьких человечков. Вы оказались в толпе людей (те кто был в час пик в метро — очень хорошо понимают). Очень сложно оставаться неподвижным или идти вспять. Самое простое — идти вместе со всеми. Тоже самое происходит с нашими человечками. Жидкие толкают твердых и несут вместе с собой вперед.

Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.

В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко!Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

 

4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

 

5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

Например:

 

Это- молоко

 

Это- карамель, чупа- чупс, конфета

 

Это - сок

 

Это - дым

Это - вода (человечки прозрачные)

 

Это - дерево

 

Это - воздух (человечки прозрачные)

 

6. Дидактическое упражнение  " Покажи бутылку лимонада"

Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки. ?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

 

Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков

мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который  помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Мастер-класс по конструированию из природного материала "Лесной человечек" ( средняя группа)

Мастер-класс расчитан на работу с детьми среднего дошкольного возраста. Необходимые материалы: пластилин, сосновая шишка, шапочки желудей....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...