Мастер-класс для воспитателей детского сада «Маленькими шагами в большую науку»
методическая разработка по математике

Крылова Елена Викторовна

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Маленькими шагами в большую науку»

 

Цель мастер-класса: показ методов и приемов для формирования математического мышления у ребёнка - дошкольника

Задачи мастер - класса:

  1. Познакомить педагогов с методами и приемами формирования у детей дошкольного возраста математического мышления по средствам бытовых ситуаций, развивающей среды….
  2. Развивать интерес к необычным подходам в обучении детей дошкольного возраста…., желание применять на практике данные методы и приемы.
  3.  Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Маленькими шагами в большую науку»

воспитатель Крылова Е.В.

Цель мастер-класса: показ методов и приемов для формирования математического мышления у ребёнка - дошкольника

Задачи мастер - класса:

  1. Познакомить педагогов с методами и приемами формирования у детей дошкольного возраста математического мышления по средствам бытовых ситуаций, развивающей среды….
  2. Развивать интерес к необычным подходам в обучении детей дошкольного возраста…., желание применять на практике данные методы и приемы.
  3.  Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ожидаемые результаты:

- Практическое освоение методов и приемов формирования математического мышления детей дошкольного возраста.

Материал:

 Демонстрационный

мультимедийный экран, ноутбук, мольберт, белый лист бумаги формата А4, маркер.

Раздаточный

Прозрачные колбы 2шт, фишки 2 цветов красные и синие - по 15 шт; весы противовесы настольные, стеклянные шарики одинаковые по размеру и весу- 20 шт.; фломастеры, белые листы бумаги формат А4 - 4шт.; пластиковые стаканчики 0,5 мл. 0,2 мл., песочные часы, вода.

Количество участников – 6 человека

Ход мастер – класса

1. Организационный

Педагог: Здравствуйте уважаемые коллеги!

       Я очень рада пригласить на свой мастер-класс, который называется «Маленькими шагами в большую науку» (на экране появляется название).

Для начала хочу задать 2 вопроса:

     Для кого из Вас любимым предметом в школе была математика? Поднимите руку.

И второй – а что такое, по вашему мнению, МАТЕМАТИКА?

     Примерно такие же ответы я услышала в школе, когда брала интервью у детей (демонстрация видеоролика, выборочный опрос среди детей с 2 по 11класс)

     Если вернуться к названию моего мастер-класса, большой наукой я назвала математику: во-первых, потому, что математическое мышление является базой для обучения в течении всей жизни, она является основой познания в различных областях науки и техники; во-вторых - потому что для многих людей предмет математики кажется трудным, не понятным, непостижимым.

       Может, отзываясь так о математике, в чем-то они и правы! Или нет? Возможно, злосчастные задания с бочками или с процентами им трудны от того, что в данный момент жизни не имеют для него никакого значения (оторваны от жизни) или недостаточно интересным был первоначальный опыт встречи их математикой в дошкольный период.

          Поэтому, мое глубокое убеждение, математическое мышление формируется ни на специально организованных занятиях в детском саду, когда мы манипулируем с числами, формами, выполняем задания в математических тетрадях.

          Важно организовать процесс познания ребенка в этой области таким образом, чтобы он вытекал из определенных бытовых ситуаций и для бытовых ситуаций! Ведь математические ситуации живут буквально в каждой игре и в каждом деле!

          Главная задача взрослого инициировать разные математические ситуации, представлять математические проблемы в эмоционально значимом для детей деле, чтобы их можно было реально решать, осязать, потрогать, ощутить, увидеть. при этом совсем не обязательно знать, что значит слово «математика». Это и есть маленькие шаги в большом деле!

        В детском саду для этого есть всё: развивающая среда, детское сообщество, всегда готовое к новым играм. Здесь всегда нужны свежие идеи педагога, которые можно легко осуществить без всяких затрат.

2. Практическая

         Сегодня я приглашаю 6 помощников, участников фокус группы.

Коллеги, прошу вас присесть к рабочему столу по 3 человека.

Для формирования представлений о количестве и множестве мы проводим в группах утреннюю статистику и как правило задаём вопросы: (Кто знает, сколько нас сегодня? Давайте посчитаем…Кого больше…).

         Считая и называя число, мы не понимаем, что передача количества множества путём распределения картинок, предметов и без названия конкретного числа является наиболее важным, а озвучивание числа становится вспомогательным средством для запоминания.

Задание первой фокус группе: при помощи представленных предметов (прозрачные колбы 2шт, фишки 2 цветов красные и синие - по 15 шт; весы противовесы настольные, стеклянные шарики одинаковые по размеру и весу- 20 шт.; фломастеры, штампы, чернила двух цветов, белые листы бумаги формат А4 - 4шт) на вашем столе, показать приемы сравнения двух множеств. Например, количество мальчиков и девочек в группе (фокус группа приступает к работе).

- Игры, эксперименты открывают большие возможности для развития детей.

Для восприятия течения времени нагляднее всего использовать песочные часы.

Проблема: для работы в группе нам требуется двое песочных часов, а у нас только одни.

Задание второй фокус группе: используя предложенный материал (пластиковые стаканчики 0,5 мл. 0,2 мл., песочные часы, вода) нужно смастерить водяные часы, чтобы временной интервал был такой же как у предложенных песочных - одна минута. Рассказать принцип изготовления и работы этих часов (фокус группа приступает к работе).

Работа с залом:

  Пока коллеги работают в фокус группах, предлагаю нам поиграть в сыщиков.

  Ведь дети очень любят играть в сыщиков, следователей и составлять досье (друг на друга, на литературного героя или персонажа).

  Скажите, пожалуйста, что такое досье? (выслушиваю ответы, предположения, после даю чёткое определение)

Досье - это формализованная, т.е. составленная по определенному плану развёрнутая характеристика объекта.

       И оказывается, как узнала я недавно, не только личностей, но и объектов недвижимости, организаций, товаров или услуг.

       И мне в голову пришла мысль, такой интересный прием как досье использовать с целью формирования различных математических представлений.

        Давайте вместе с вами составим досье на простейший предмет – лист бумаги (мольберт, в центре лист бумаги)

Для этого у нас есть определённый план (на слайде появляется план составления досье):

  1. Название объекта (лист)
  2. Форма (прямоугольная)
  3. Цвет (белый)
  4. Размер (формат А4)
  5. Составляющие характеристики (углы, стороны)
  6. Место расположения (в центре, слева, справа и т.д.)
  7. Способ расположения (горизонтально, вертикально)
  8. Предназначение (сконструировать, разрезать, нарисовать и т.д.)

     Предназначение листа великое разнообразие, это становится толчком к дальнейшей деятельности с этим предметом, которая кстати тоже пронизана математическими понятиями. Например: конструируем лодочку – сгибаем лист «пополам поперёк или вдоль», соединяем «нижний правый угол с верхним правым углом» и т.д. (демонстрирую варианты работы с листом орудуя математическими понятиями).

     Предлагали порисовать, давайте порисуем (рисую маркером на листе согласно тексту стихотворения):

В центре мы рисуем круг,

Снизу треугольник вдруг,

Появился, а под ним

Два квадрата маленьких

Справа, слева поселились

Две баранки прикрепились

С двух сторон на ровный круг.

Что же не хватает тут?

Дорисуй фигуры друг!

   Вот такие стихи готовлю заранее, либо появляется в самом процессе такой деятельности.

(На слайде представляю примеры составленных по плану досье, совместно с детьми на другие объекты)

       Возвращаемся к нашим фокус группам: первая группа озвучьте своё задание и представьте, что у вас получилось (результатом работы первой группы будет разные варианты статистики при сравнении двух множеств: «весы и камушки» - если детей (множеств)поровну, то чаши будут находится на одном уровне, и одна чаша опустится вниз, а другая поднимется вверх, если в ней окажется большое количество камней, при этом дети не считая могут определять, сравнивать множества. При работе с прозрачными колбами и фишками, дети сравнивают два множества и выявляют зависимость количества от высоты сложенных в колбе фишек, этот же принцип используется при графическом ведении статистики, только сюда можно добавить ещё один показатель длина, н-р: чем длиннее получилась дорожка, того множества больше.

После выступления группы, задаю вопрос: «Скажите, пожалуйста, как дети могут наглядно увидеть эту статистику посещения за неделю?». Далее предлагаю посмотреть на слайде статистические дневники, которые мы ведём в группе, начиная со второй младшей группы).

 Графическое представление любой задачи может сконцентрировать детей на множестве. Это первые шаги составления и считывания диаграмм.

  Выслушаем вторую фокус группу (результатом второй фокус группы будет изготовленные водяные часы…). Задаю вопрос группе: «Какие игры и ситуации можно придумать для восприятия течения времени используя песочные часы?». После предложенных вариантов, обращаю внимание на экран, где показываю наши игры с песочными часами: «Минута это много или мало?» (чистим зубы, сидим в тишине, вырезаем из бумаги круги и т.д.), делаем вывод, что время это что-то относительное, в зависимости на что тратить и чем заниматься в это время.

Подвожу итоги, тем, что демонстрирую на слайдах, ….

И так у нас:

Математика каждый день (слайд 14 - 18)

Математика в любом важном деле (слайд 19 – 23)

Математика между делом (слайд 24-27)

Математика попутно (слайд 28-30)

Математика бегом, математика вприпрыжку (слайд 31-33)

 Таким образом, каждый воспитатель сможет подружить своих дошколят с математикой на всю жизнь.

3. Рефлексия

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу, находчивость.

Обращение ко всем в зале

В заключении своего выступления я хочу знать, полезна и интересна ли вам была информация, готовы ли вы ее забрать в свою педагогическую копилку, если да,  то можете помахать мне.

                                                                                                     

Приложение №1

Задания для фокус групп:

Первая фокус группа

Как с помощью этих предметов выяснить кого сегодня больше мальчиков или девочек в группе, не считая их.

Вторая фокус группа

Используя предложенный материал нужно смастерить водяные часы, чтобы временной интервал был такой же как у предложенных песочных - одна минута. Рассказать принцип изготовления и работы этих часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»

В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...

Мастер-класс "Логопедическая ритмика в детском саду".

Представление педагогического опыта....

Презентация. Проведение мастер-класса. Логические игры в детском саду.

Презентация мастер-класса "Логические игры". Игра "Колумбово яйцо"...

МАСТЕР - КЛАСС «ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОГО В ДЕТСКОМ САДУ».

       Выпускной бал в детском саду символизирует окончание важного этапа в жизни дошкольника, поэтому к нему и сотрудники детского сада и родители детей начинают готовиться...

Мастер - класс для родителей в детском саду "Пейзаж на осенних листьях"

Осень - красивое время года. Собирая букеты из желтых, красных, коричневых листьев, мы редко задумываемся о том, какой это прекрасный материал для творчества. Все, что угодно можно сделать из осенних...

Мастер-класс "Теневой театр в детском саду.Изготовление методического пособия своими руками"

В мастер-классе помещён материал по изготовлению своими руками методических пособий для теневого театра....

Мастер- класс для педагогов. Тема мастер-класса «Театрализованные игры в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....