Мастер-класс для педагогов "Технология "дидактический синквейн"
консультация

Елисеева Наталья Сергеевна

Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий,  многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является синквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология «дидактический синквейн»

Подготовила и провела Елисеева Наталья Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 12 г. Сорочинска Оренбургской области

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Я думаю, вы согласитесь со мной, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий,  многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является синквейн. Почему меня заинтересовала технология «синквейн»?

  • Способствует развитию всех компонентов речи.
  • Происходит интеграция со всеми образовательными областями программы.
  • Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения пройденного материала.
  • Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
  • Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Технология «синквейн» новая, инновационная, многофункциональная, позволяющая решить несколько проблем сразу (развитие речи, познавательная сфера, коммуникация, мышление, анализ и синтез, креативность).

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пятистишие» и      означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Он состоит из пяти строк. Его форма напоминает «ёлочку».

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Этапы реализации технологии «синквейн».

Работа по обучению детей составлению синквейна делится на несколько этапов.

На начальном этапе используются следующие упражнения:

- «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

- «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

- «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

- «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

- «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводится понятие: “слово-предмет”. Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводится понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливают материал для распространения предложения определением.

В чём же эффективность и значимость синквейна

  • Его простота. Синквейн могут составить все.

  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

  • Синквейн является игровым приемом.

  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

  • Также используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.

  • Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Обращаю Ваше внимание, что сочинить синквейн не зная темы, предмета или текста невозможно!

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

  • к одному слову-предмету по лексической теме
  • к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
  • составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
  • коррекция и совершенствование готового синквейна
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений.

А теперь, чтобы было понятно, что такое синквейн и как его составлять, хочу привести примеры синквейнов по лексической теме «Осень».

Осень.

Весёлая, красивая.

Радует, желтеет, шуршит.

Наберу букет листьев.

Приятно!

Осень.

Сырая, дождливая.

Холодит, замерзает, поливает.

Моросит мелкий дождь.

Грустно

Дождь

Осенний, холодный

Капает, стучит, льётся

Я не люблю дождь

Вода

Листопад.

Разноцветный, золотой.

Падает, шуршит, блестит.

Красивый ковёр у меня под ногами.

Ах, как весело мне!

Лист.

Жёлтый, опавший.

Упал, кружится, шуршит.

Красиво кружится и падает на землю.

Листопад.

Давайте вместе с Вами попробуем сочинить синквейн «Туча», «Зонт», «Одежда», «Урожай». 

Одежда.

Тёплая, практичная.

Греет, украшает, защищает.

Необходима человеку в жизни.

Гардероб.

Зонт.

Большой, цветной.

Раскрывается, защищает, укрывает.

Зонт – это красиво.

Дождь.

Туча.

Серая, дождливая.

Плывёт, льёт, хмурится.

Вокруг становится пасмурно.

Дождь.

Урожай.

Богатый, изобильный.

Кормит, угощает, радует.

Хороший урожай овощей и фруктов.

Щедрая осень!

ВЫВОД:

Синквейн – превосходный способ контроля за развитием детей. Рекомендую применять этот прием в повседневной жизни для ознакомления детей с окружающим миром, активизации познавательных способностей, развития речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи. То есть данный приём можно применять абсолютно к любому виду деятельности. Синквейн – это универсальный приём, который не требует подготовки и материальных вложений.

И в завершении я хочу вам предложить сочинить ещё один синквейн на тему «Семинар».

Семинар.
Учебный, практический.
Обсуждают, координируют, ознакамливаются.
Традиционная форма повышения квалификации.
Знания.

Семинар.
Учебный, удобный.
Знакомят, обсуждают, повышают.
Уровень знаний в интересной форме.
Обучение.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ead/00031bec-16fbf1be/img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».

Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в рабо...

Мастер-класс: для педагогов ДОУ «Синквейн в работе педагога с детьми дошкольного возраста»

Актуальность и целесообразность использования синквейна в работе с дошкольниками объясняется тем,что прежде всего является диагностическим инструментому детей открываются новые творческие интелектуаль...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн»: оптимизация речевого развития дошкольников».

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – «дидактический си...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Синквейн как средство активизации речи детей»

Одной из главных задач дошкольного образования являетсяразвитие речевых способностей у детей дошкольноговозраста. В речи детей существует множество проблем:скудный словарный запас, неумение составлять...

Мастер класс "Системное использование технологии "Синквейн", как один из способов развития критического мышления и речи детей старшего дошкольного возраста"

Сегодня критическое мышление одно из средств развития всесторонней личности. Шагая в ногу с современными детьми, педагог должен сам уметь нестандартно мыслить, принимать быстрые решения, делать у...