Статья "Использование игровых технологий как основного метода работы учителя-логопеда" https://drive.google.com/file/d/1EAEPH0VosfNizqgwsEHSzRdKT14TPVK9/view
статья
В статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Замятина Светлана Леонидовна,
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад № 26»
Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Аннотация: в статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Ключевые слова: игровые технологии, логопедическая работа, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов решения этих задач является актуальной на сегодняшний день. Учитывая, что основным видами в дошкольном возрасте являются игровая деятельность, в специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный игровой характер.
Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность, острая потребность практики в новых игровых коррекционных технологиях в данном направлении составляют её актуальность.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В современной научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан.
Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии. При этом игровые технологии могут тесно переплетаться с каждым видом выделенных образовательных технологий. В этом их уникальная и незаменимая ценность.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Интерес к данной теме вызван ее актуальностью. Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Во-первых, дети - дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра позволяет преодолеть эти трудности.
Применение игровых технологий в работе учителя-логопеда базируется на основных направлениях логопедической работы. Это звукопроизношение, лексико-грамматичекий строй речи, слоговая структура слова, связная речь, работа над правильным дыханием и развитием мелкой моторики рук.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, и, как следствие, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Исследовательская работа с использованием игровых технологий охватывала период с сентября 2020 по май 2022 года. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в количестве 12 человек. На начальном этапе исследования данная группа детей показала низкий уровень речевого развития.
В гипотезе исследования предполагается, что результат коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более эффективным, если будут реализованы следующие условия:
– коррекционно-развивающая работа с детьми будет опираться на игровые технологии;
– в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми будут вовлечены педагоги и родители.
В целях реализации выше обозначенных условий нами было разработано планирование использования игровых технологий в логопедической работе. Мы дифференцировали планирование на 3 блока: работа с детьми, работа с педагогами, взаимодействие с родителями.
Сводное планирование использования игровых технологий в коррекционно-развивающей работе.
Коррекционно-развивающая работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с родителями | |||
Направления коррекционно-развивающей работы | Игровые технологии | Направления работы | Мероприятия | Направления работы | Мероприятия |
Звукопроизношение | Комплекс интерактивных игр по всем группам звуков
Интерактивные игры на развитие правильного звукопроизношения (логопедический интерактивный стол LOGO+ ЛОГО-АССОРТИ (МЕРСИБО) «Попугай» «Прыг-скок слово» «Капризная Марта» «Болтушки-хохотушки» «Космический мусор» и др. Игры «МЕРСИБО» (сайт) Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие правильного звукопроизношения
Проект «Мы не просто играем, мы звуки изучаем» (участники проекта: учитель-логопед, дети, педагоги, родители) | Мастер-классы для педагогов | Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Цель: познакомить педагогов с игровыми приемами при проведении артикуляционной гимнастики Мастер-класс «Играем - звуки изучаем» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции звукопроизношения | Мастер-классы для родителей | Мастер-класс «Учимся, играя» Цель: познакомить родителей с игровыми приемами автоматизации звуков Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Цель: познакомить родителей с игровыми приемами при проведении артикуляционной гимнастики |
Лексико-грамматические категории речи | Комплекс интерактивных игр по лексическим темам: Картотека логопедических игр с мячом Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий речи | Рекомендации,памятки и пр. | Памятка «Играй-ка, звуки закрепляй-ка» Цель: познакомить педагогов с игровыми приемами автоматизации звуков Игровые задания на развитие всех компонентов речи по лексическим темам недели | Родительские собрания | Выступление на родительском собрании «Домашние задания учителя-логопеда» Цель: познакомить родителей с игровыми приемами автоматизации звуков |
Связная речь | Комплекс интерактивных игр: Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие связной речи | Семинары-практикумы | Семинар-практикум «Логопедическое ассорти» Цель: совершенствование педагогической компетенции педагогов в области применения игровых технологий | Рекомендации, памятки и пр. | Игровые домашние задания по лексическим темам недели Старшая группа: Подготовительная группа: Буклет для родителей «Артикуляционные сказки» |
Слоговая структура слова | Комплекс интерактивных игр Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие слоговой структуры слова | Открытые занятия | Открытое занятие «Спешим на помощь гномикам» Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; Открытое занятие «Поездка в Простоквашино» Цель: расширение и обогащение знаний детей о речевом этикете в рамках автоматизация звука «Р»; Открытое занятие «Игры с Лунтиком и Милой» Цель: автоматизация звука «Л» в словах и предложениях | ||
Фонематическое восриятие | Комплекс интерактивных игр Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие фонематического восприятия | ||||
Обучение грамоте | Комплекс интерактивных игр Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры по обучению грамоте | Консультации для педагогов | Выступление на педагогическом совете ДОУ «Кинезиологические сказки как эффективное средство коррекции и развития детей с ОВЗ» | Консультации для родителей
| Консультации «Развиваем правильное звукопроизношение», «Как расширить словарный запас ребенка» «Наши пальчики играют», «По дороге домой» и др. |
Артикуляционная моторика | Комлекс интерактивных упражнений Дидактические пособия по артикуляционной гимнастике (Приложение 8) | ||||
Мелкая моторика | Комлекс интерактивных упражнений Картотека игровых упранений с мячиком СУ-ДЖОК Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие мелкой моторики рук |
На заключительном этапе исследования, в результате анализа диагностики речевого развития (по методике Н.В. Нищевой) за 2 года обучения дети группы компенсирующей направленности показали значительную динамику. Большинство детей (67%) показало высокий уровень речевого развития.
Подводя итоги опыта коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий, можно сделать следующие выводы:
- комбинация игровых технологий с методами и приемами коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет индивидуализировать процесс развития речи детей с ОНР, способствует положительному эмоциональному состоянию воспитанников в процессе непосредственно образовательной деятельности, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда;
- включение педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс с использованием игровых технологий в занятиях с детьми позволяет добиться значительных результатов.
Применение игровых технологий стимулировало вовлеченность детей в занятия, показало высокий уровень мотивации у детей.
Создание игровой, разнообразной, интересной речевой среды способствовало решению задач по исправлению недостатков речи старших дошкольников более результативно и в более короткие сроки.
Следовательно, в результате экспериментальной работы мы пришли к заключению, что при использовании игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми позволило добиться значительно более высоких результатов в решении образовательных задач по всем направлениям логопедической работы.
Библиографический список:
- Выготский, Л.С.- Возрастная психология - М.: Просвещение, 1990
- Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. •
- Глухов В.П. Методика обучения детей с ОНР рассказыванию. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 280-284.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб—М.: Просвещение, 1985. – 112 c.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.
Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...
ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.
Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
Конспект НОД "Веселые снеговики" с использованием игровых технологий и нетрадиционного метода аппликации
Цель: развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение у детей 5-6 лет, навыки аппликации.Задачи :ОО Художественно-эстетическое развитие:1. Развивать предпосылки целостно-смыслового воспри...
Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Консультация для родителей «Польза и основные методы работы, логоритмики»
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как...