Статья "Использование игровых технологий как основного метода работы учителя-логопеда" https://drive.google.com/file/d/1EAEPH0VosfNizqgwsEHSzRdKT14TPVK9/view
статья

Замятина Светлана Леонидовна

В статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Замятина Светлана Леонидовна,

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад № 26»

Еманжелинского муниципального района

 Челябинской области

Аннотация: в статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Ключевые слова: игровые технологии, логопедическая работа, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов решения этих задач является актуальной на сегодняшний день. Учитывая, что основным видами в дошкольном возрасте являются игровая деятельность, в специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный игровой характер.

Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность, острая потребность практики в новых игровых коррекционных технологиях в данном направлении составляют её актуальность.

 Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. 

В современной научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан.

Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии. При этом игровые технологии могут тесно переплетаться с каждым видом выделенных образовательных технологий. В этом их уникальная и незаменимая ценность.

Под  игровыми технологиями  в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Интерес к данной теме вызван ее актуальностью. Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна.  Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Во-первых, дети - дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра позволяет преодолеть эти трудности.

Применение игровых технологий в работе учителя-логопеда базируется на основных направлениях логопедической работы. Это звукопроизношение, лексико-грамматичекий строй речи, слоговая структура слова, связная речь, работа над правильным дыханием и развитием мелкой моторики рук.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, и, как следствие, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

Исследовательская работа с использованием игровых технологий охватывала период с сентября 2020 по май 2022 года. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в количестве 12 человек. На начальном этапе исследования данная группа детей показала низкий уровень речевого развития.

В гипотезе исследования предполагается, что результат коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более эффективным,  если будут реализованы следующие условия:

– коррекционно-развивающая работа с детьми будет опираться на игровые технологии;

– в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми будут вовлечены педагоги и  родители.

В целях реализации выше обозначенных условий нами было разработано планирование использования игровых технологий в логопедической работе. Мы дифференцировали планирование на 3 блока: работа с детьми, работа с педагогами, взаимодействие с родителями.

        

Сводное планирование использования игровых технологий в коррекционно-развивающей работе.

Коррекционно-развивающая

 работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Направления коррекционно-развивающей  работы

Игровые технологии

Направления работы

Мероприятия

Направления работы

Мероприятия

Звукопроизношение

Комплекс интерактивных игр по всем группам звуков

 

Интерактивные игры на развитие правильного звукопроизношения (логопедический интерактивный стол LOGO+ ЛОГО-АССОРТИ (МЕРСИБО)

«Попугай»

«Прыг-скок слово»

«Капризная Марта»

«Болтушки-хохотушки»

«Космический мусор» и др.

Игры «МЕРСИБО» (сайт) 

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие правильного звукопроизношения

 

Проект «Мы не просто играем, мы звуки изучаем» (участники проекта: учитель-логопед, дети, педагоги, родители) 

Мастер-классы для педагогов

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» 

Цель: познакомить педагогов с игровыми приемами при проведении артикуляционной гимнастики

Мастер-класс 

«Играем - звуки изучаем» 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах   коррекции звукопроизношения

Мастер-классы

для родителей

Мастер-класс «Учимся, играя» 

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» 

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами при проведении артикуляционной гимнастики

Лексико-грамматические категории речи

Комплекс интерактивных игр по лексическим темам:

Картотека логопедических игр с мячом

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий речи

Рекомендации,памятки и пр.

Памятка 

«Играй-ка, звуки закрепляй-ка» 

Цель: познакомить педагогов с игровыми приемами автоматизации звуков

Игровые задания на развитие всех компонентов речи по лексическим темам недели

Родительские собрания

Выступление

 на родительском собрании «Домашние задания учителя-логопеда» 

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

Связная речь

Комплекс интерактивных игр:

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие связной речи

Семинары-практикумы

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти» 

Цель: совершенствование педагогической компетенции педагогов в области применения игровых технологий

Рекомендации, памятки и пр.

Игровые домашние задания по лексическим темам недели

Старшая группа:

Подготовительная группа:

Буклет для родителей «Артикуляционные сказки» 

Слоговая структура слова

Комплекс интерактивных игр

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие слоговой структуры слова

Открытые занятия

Открытое занятие «Спешим на помощь гномикам» 

Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

Открытое занятие «Поездка в Простоквашино» 

Цель: расширение и обогащение знаний детей о речевом этикете в рамках автоматизация звука «Р»;

Открытое занятие «Игры с Лунтиком и Милой» Цель: автоматизация звука «Л»  в словах и предложениях

Фонематическое восриятие

Комплекс интерактивных игр 

 Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие фонематического восприятия

Обучение грамоте

Комплекс интерактивных игр

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры по обучению грамоте

Консультации для педагогов

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Кинезиологические сказки как эффективное средство коррекции и развития детей с ОВЗ» 

Консультации для родителей

 

Консультации

«Развиваем правильное звукопроизношение», «Как расширить словарный запас ребенка»

«Наши пальчики играют», «По дороге домой» и др. 

Артикуляционная моторика

Комлекс интерактивных упражнений 

Дидактические пособия по артикуляционной гимнастике (Приложение 8)

Мелкая моторика

Комлекс интерактивных упражнений

Картотека игровых упранений с мячиком СУ-ДЖОК

Дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

На заключительном этапе исследования, в результате анализа диагностики речевого развития (по методике Н.В. Нищевой)  за 2 года обучения дети группы компенсирующей направленности показали значительную динамику. Большинство детей (67%) показало высокий уровень речевого развития.

Подводя итоги опыта коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий, можно сделать следующие  выводы:

- комбинация игровых технологий с методами и приемами коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет индивидуализировать процесс развития речи детей с ОНР, способствует положительному эмоциональному состоянию воспитанников в процессе непосредственно образовательной деятельности, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда;

 - включение педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс с использованием игровых технологий в занятиях с детьми позволяет добиться значительных результатов.

Применение игровых технологий стимулировало вовлеченность детей в занятия, показало высокий уровень мотивации у детей.

 Создание игровой, разнообразной, интересной речевой среды способствовало решению задач по исправлению недостатков речи старших дошкольников более результативно и в более короткие сроки.

Следовательно, в результате экспериментальной работы мы пришли к заключению, что при использовании игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми позволило добиться значительно более высоких результатов в решении образовательных задач по всем направлениям логопедической работы.

        

Библиографический список:

  1. Выготский, Л.С.- Возрастная психология - М.: Просвещение, 1990
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. •  
  3. Глухов В.П. Методика обучения детей с ОНР рассказыванию. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 280-284.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб—М.: Просвещение, 1985. – 112 c.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....

Конспект НОД "Веселые снеговики" с использованием игровых технологий и нетрадиционного метода аппликации

Цель: развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение у детей 5-6 лет, навыки аппликации.Задачи :ОО Художественно-эстетическое развитие:1. Развивать предпосылки целостно-смыслового воспри...

Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Консультация для родителей «Польза и основные методы работы, логоритмики»

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как...