Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)
Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ.
Аннотация: Целью данной статьи является описание системы подготовки воспитанников и обучающихся детского сада к профессиональному самоопределению, помогающей овладеть в дальнейшем новыми компетенциями для построения успешной профессиональной траектории.
Ключевые слова: Профориентационная работа, детский сад, самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ostanina_m.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
37.048.45
Останина Мария Николаевна, магистр,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 Приморского района г. Санкт-Петербурга,
Санкт-Петербург, воспитатель.
Ostanina Maria Nikolaevna, Master,
State budgetary preschool educational institution kindergarten No. 30 of the Primorsky district of St. Petersburg,
St. Petersburg, educator.
Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ.
Аннотация: Целью данной статьи является описание системы подготовки воспитанников и обучающихся детского сада к профессиональному самоопределению, помогающей овладеть в дальнейшем новыми компетенциями для построения успешной профессиональной траектории.
Ключевые слова: Профориентационная работа, детский сад, самоопределение.
The relevance of professional self-determination of preschool children and students in elementary school.
Annotation: The purpose of this article is to describe the system for preparing pupils and students of kindergarten and elementary school for professional self-determination, which helps to master new competencies in the future to build a successful professional trajectory.
Key words: Career guidance, kindergarten, self-determination.
Современные технологии и новейший подход к организации труда требуют новых компетенций педагогов при обучении детей в дошкольном общеобразовательном учреждении и начальной школе.
Проблема профессионального самоопределения на начальном этапе является актуальной в образовательной политике государства. Перед педагогами стоит задача на начальном уровне заинтересовать, познакомить, обучающихся в ДОУ с разными профессиями. Это благоприятно скажется на их выборе в процессе профессионального самоопределения на более старшем этапе образования.
На психофизиологическое развитие детей большое влияние оказывает реализация, мероприятия в форме игры.
Отметим, что Л.С Выготский писал: «Игра — как основная форма естественного воспитания ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из её направленности на будущее» - Л.С. Выготский. [2, с. 225]
Ранняя профориентация – важное и актуальное направление развития дошкольников. На сегодняшний день современное общество стремительно модернизируется, появляются новые профессии. Карьера в основном является достижением взрослой жизни, так как связана она с трудовой деятельностью. Для продуктивного развития и построения в будущем успешной карьеры дети включаются в профориентационную деятельность, начиная с дошкольного возраста, на протяжении всей жизни. Таким образом, отправной точкой профориентации и первой ступенью подготовки к карьерному росту во взрослой жизни является детский сад.
Основная образовательная программа в детском саду направлена на выявление и развитие потенциала детей в зависимости от возможностей ребенка, его психологических особенностей темперамента, характера, развития понимания ценности труда. В дошкольном возрасте у детей формируются базовые знания и представления о профессиях. Как было сказано выше, ребенок развивается в процессе игры, т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольника. Процесс игры позволяет детям не только познакомится с новыми объектами и явлениями, но и усваивать правила, которые необходимы для взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная деятельность в детском саду имеет фундаментальное значение в развитии ребенка. Разнообразие образовательных форм является попыткой оптимизировать интеллектуальный потенциал дошкольного периода. Почему стоит начинать профориентационную деятельность начиная с уровня детского сада? Этим вопросом задаются многие педагоги.
Ознакомление детей с профессиями регламентируется ФГОС дошкольного образования и является одним из преимущественных аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на формирование положительного отношения к труду. [3]
Профориентация в раннем возрасте не является условием осознанного выбора профессии в будущем. Преимущественно, это процесс, который побуждает детей рассматривать множество существующих вариантов и безграничных возможностей.
При написании данной статьи был использован опыт проведения мероприятий в дошкольном общеобразовательном учреждении, детский сад № 30 Приморского района. Эти учебные заведения уже несколько лет уделяют особое внимание профориентационной работе с воспитанниками и обучающимися в начальной школе. Детский сад № 30 Приморского района г. Санкт-Петербурга реализует профориентационную деятельность через знакомство с миром профессий в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, составленной коллективом педагогов ГБДОУ № 30 Приморского района Санкт-Петербурга. Исходя из календарно - тематического планирования учащиеся детского сада знакомятся с профессиями в соответствии с возрастом.
Дети младшей группы знакомятся с такими профессиями как: повар; врач; воспитатель; шофер. Формирование представлений о профессиях происходит посредством игры, беседы, чтения художественной литературы, закрепляются полученные знания на интегрированных занятиях по изо деятельности: рисованию и лепке, занятий по развитию речи, занятиях по формированию целостной картины мира, а также с помощью таких форм работы, как: «Утренний круг», «Загадка дня».
Воспитанники средней группы закрепляют знания, полученные в младшей группе, а также знакомятся с новыми профессиями, такие как: почтальон, парикмахер, продавец, строитель, ветеринар. Освоение данной темы происходит в форме игровой деятельности, познавательной и исследовательской деятельности, а также в формах творческой активности. Проводятся интегрированные занятия по формированию элементарных математических представлений, по формированию целостной картины мира, на занятиях по изо деятельности, таких как: лепка, аппликация, рисование, с помощью чтения художественной литературы. Дети знакомятся с профессиями с помощью технологий: «Утренний круг», «Загадка дня», «Работа в малых подгруппах».
Дети старшей группы закрепляют знания, полученные ранее, а также знакомятся с современными профессиями такими как: стилист, стюардесса, официант, флорист, программист, менеджер. Освоение данной темы происходит в тех же формах работы. К реализуемым на более раннем этапе развития добавляется технология «Лаборатория историй».
Обучающиеся подготовительной группы закрепляют знания, полученные ранее, а также изучают мир технических чудес (современные предметы, облегчающие жизнь человека в быту и создающие комфорт). Дети знакомятся с появлением различных предметов. На этом этапе добавляются технологии «Проектно-тематическое обучение», «Графическая практика».
В 30 детском саду Приморского района г. Санкт-Петербурга, освоение программы учащимися происходит по 5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Ниже представлены данные результатов освоения программы - (доля обучающихся, освоивших программу, от общего количества обучающихся) на конец 2021 учебного года, которые составляют:
- «Социально-коммуникативное развитие» - 95%
-«Познавательное развитие» - 96%
-«Речевое развитие» - 92%
-«Художественно-эстетическое развитие» -97%
-«Физическое развитие» - 94 %
Данные показатели являются высокими, с учетом того, что в группах есть и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые освоить программу в полной мере не могут.
Работа по формированию и развитию у воспитанников компетенций, связанных с изучением мира профессий, проводимая педагогами в дошкольном учреждение, продолжается в начальной школе.
Ранняя профориентация – это первичное знакомство с миром профессий и привлечение внимания детей к вопросам выбора профессии. Все формы работы, проводимые с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направлены на активную познавательную деятельность, которая также связанна с положительным влиянием на мотивацию. Мотивация обучающихся к изучению профессий, достигается с помощью включения их в игровую, исследовательскую, командную работу. Отметим, что на данный момент в этом направлении реализуется методическая работа и проводятся мероприятия, способствующие повышению у дошкольников интереса к разнообразному миру профессии.
Литература
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
- Л. С. Выготский «Психология развития ребенка» Москва: Эксмо, 2005.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ / (дата обращения 01.10.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...
Психолого-педагогическая программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»
Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалиста...
«Основные концептуальные положения профессионального и личностного самоопределения детей дошкольного возраста»
Материал к педагогическому совету...
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".
В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...
Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства
В статье рассказывается о важности работы по ранней профориентации в ДОУ...
Программа наставничества «Раннее профессиональное самоопределение одарённых детей в ДОУ через steam-технологию»
Проблема создания оптимальных условий для эффективного выявления и развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей для их раннего профессионального самоопределения являе...