Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка
Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napolnye_igry.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность. Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность
Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников. А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.
Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе.
Данные игры имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Они способны удовлетворить потребность ребёнка в движении, общении и игре.
Учитывая потребность в двигательной активности детей, я решила провести работу с дошкольниками по теме «Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста».
Используя напольные игры, я могу проводить занятия с детьми в подвижной форме, не усаживая их за стол. При применение напольных подвижных развивающих игр, можно интегрировать различные образовательные области и двигательную активность. Дети во время занятий имеют возможность свободно двигаться.
Целью моей работы стало: разработка и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка.
Были поставлены задачи:
Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении напольных игр.
Формировать умение у детей осваивать новые условия для игр на полу.
Развивать познавательные способности, моторику рук и ног, укреплять мышечную систему организма.
Развивать опорно-двигательный аппарат; память, мышление, фантазию.
Воспитывать интерес к напольным играм; создать положительные эмоции у детей от совместной деятельности дошкольника и взрослого.
Работу по данному направлению я начала с анализа развивающей предметно – пространственной среды группы, литературных источников, интернет-сайтов, имеющихся методических пособий по теме опыта. В результате чего, стало понятно, что напольные игры-это многофункциональные игры совершенствующие и насыщающие игровое пространство. Такие игры за счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, позволяют задействовать всё пространство пола. Зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе. Напольные игры позволяют объединить детей в подгруппы для игровой деятельности. Складываются взаимоотношения между детьми, в русле сотрудничества. Напольные игры потребуют для себя пространства, где команда или отдельные игроки смогут свободно передвигаться, совершать игровые действия с различным дополнительным оборудованием. Эта вариативность помогает детям самим конструировать различные игровые поля, по-разному объединять участников игры, разнообразить собственные игровые действия. Игры представляют собой баннерное полотно с изображением квадратов и карточки – схемы.
Сегодня традиционно в детских садах ОД проходит в большинстве своем в режиме статическом, за столами, на стульчиках, ковриках – в опыте своей работы я изменяю этот подход, провожу занятия в подвижной форме с использованием напольных игр, когда это возможно делать. И с уверенностью заявляю, что практически все образовательные области можно легко интегрировать с двигательной активностью, используя напольные игры. И на сегодняшний день провожу образовательную деятельность в подвижной форме, мне не нужно усаживать детей за столы.
3 причины для использования напольных игр в образовательной деятельности:
1. Двигательная активность – это фактор, который влияет на здоровье детей;
2. Движение, моторное развитие ребенка способствует его психическому развитию. Именно в движении развивается мозг ребенка;
3. Занятия с использованием напольных игр имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма.
Мною разработаны напольные игры для детей старшего дошкольного возраста и в процессе разработки я определила для себя шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
- Игра — для детей, а не для взрослых.
Чтобы вызвать у детей интерес, не делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой. - Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.
Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление детей. - «Квадраты» — универсальное игровое поле.
Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 9 - 12 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 1,5 метров, 1,5 на 2 метра, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу или использовать уже готовый материал, баннерное полотно. - Игра — это движение.
Продумать, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно. - Правила — основа порядка.
Подумать и четко объяснить детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей. - Все хорошо в меру.
Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю.
С помощью баннерных полей играем с детьми в такие игры как «Угадай животного», «Собери предметы по цвету», «Не наступи на лопнувший шарик», «Числа-соседи», «Покажи и назови».
Рассмотрим каждую игру.
Игра «Угадай животного».
Цель. Учить детей работать с картами-схемами.
Закрепить представления о домашних, диких и животных разных климатических зон (жарких и холодных стран).
Закреплять знания, полученные на занятиях.
Развивать логическое мышление, двигательную активность.
Ход игры.
Игра проводится с детьми в парах. Каждый игрок выбирает самостоятельно помощника. На игровом поле расположены карточки лицевой стороной вниз. Игрок - помощник задаёт игроку поля направление, используя карточки (1, 2, 3 клеточки прямо или влево, вправо). Игрок находит заданную карточку и рассказывает игроку – помощнику, какого животного найди на картинке и принести игроку). Например, на карточке – схеме изображено: дом, крылья, зерно. Игрок объясняет помощнику, что это домашнее животное, имеет крылья, питается зерном. Помощник находит картинку и передаёт игроку. В процессе игры игрок и помощник могут поменяться местами.
Игра «Собери предметы по цвету».
Цель. Развивать творческое воображение; активную физическую нагрузку; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.
Ход игры.
На игровом поле в каждом квадрате расположены цветные кубики: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, коричневый, чёрный. На столе лежат картинки в чёрно – белом изображении. Игрокам нужно найти картинки с цветными кубиками (что бывает только красного, белого, жёлтого, зелёного, синего, коричневого, чёрного цвета). Игроки работают в парах.
II вариант игры.
Картинки расположены в квадратах игрового поля. Игрок должен найти картинки одного цвета, прыгая на них, просто наступая, наступив, хлопнуть в ладоши 3 раза, присесть 1 раз.
Игра «Не наступи на лопнувший шарик».
Цель. Развивать коммуникативные навыки; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.
Ход игры.
Задача игрока: пройти по полю и не наступить на лопнувший шарик. Игра в парах. Игроку завязывают глаза, а игрок – помощник его направляет. Так же можно изменить игру: прыгать только по шарам определенного цвета или только на одной ноге.
Игра «Числа – соседи».
Цель. Развивать логическое мышление и внимание;
развивает уважение и внимание к действиям участников; двигательную активность.
Ход игры.
Игра проводится в паре. Один игрок выполняет, другой показывает. На игровом поле расположены карточки с изображением цифр. Игрок - помощник показывает цифру и говорит, как нужно пройти по соседям – числам (на носочках, попрыгать на одной ноге, на двух).
Игра «Покажи и назови».
Цель. Умение преодолеть застенчивость;
развивать воображение, память и артистизм; активную физическую нагрузку.
Ход игры.
Игроки играют в парах. На игровом поле расположены картинки лицевой стороной вниз. Игрок берёт картинку и мимикой, движениями изображает предмет, изображённый на картинке, а игрок – помощник отгадывает (предмет умеет прыгать – мяч; умеет летать – птица или самолёт; умеет бегать – спортсмен; умеет раскачиваться – качели; умеет хлопать – ладошки; умеет расти – дерево, ребёнок; умеет плавать – рыба и т.д.).
В контексте заданной темы совместно с детьми была придумана игра «Крестики – нолики». На ватмане расчертили игровое поле с детьми. В качестве атрибутов игры использовали ватные палочки, кольца от пирамидки.
Также родителям была предложена консультация на тему «Напольные игры». В группу WhatsApp разместила видео о том, как с детьми играем в напольные игры. Родителей заинтересовали данные игры. Они вместе со своими детьми придумали напольные игры и поделились играми также в WhatsApp.
Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Об истории возникновения и по обучению детей старшего дошкольного возраста игре бадминтон"
мастер-класс...
Образовательная область "Физическое развитие" Мастер – класс для педагогов. Тема: «Как можно раскрыть индивидуальные двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста через систему игр и упражнений (фитбол – гимнастика и степ- аэробика)»
Распространение индивидуальных двигательных возможностей педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста в проведение степ-аэробики и фитбол- гимнастик...
Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста
организация напольных игр для старших дошкольников, выступает как средство развития у детей общения, познавательной активности взаимодействия, удовлетворения потребности в двигательн...
«Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста»
Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу дет...
Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста
Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста...
Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых...