Индивидуальный маршрут для ребёнка с ДЦП
методическая разработка (средняя группа)
материал разработан для ребёнка с ДЦП . Мелкая моторика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Ромашка»
2022-2023 учебный год
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ДЦП
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Цели, задачи
3. Сведения о ребёнке
4. Тематическое планирование развития мелкой моторикой ребенка с ДЦП
1. Пояснительная записка
Детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным нарушением опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста по сравнению с количеством последствий полиомиелита, черепно-мозговых травм, а также миопатий и врожденной патологии опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, проявляющееся в сочетании двигательных расстройств с нарушением корковых функций, возникающих вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение ЦНС носит мозаичный (частичный) характер и характеризуется непрогредиентностью. Существует множество классификаций ДЦП по разным основаниям. Чаще всего используется классификация К.А.Семеновой, выделяющая 5 форм ДЦП: спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атоническая, атаксическая форма, гемиплегическая. По данным ряда исследователей, решающая роль в возникновении ДЦП принадлежит перинатальным факторам (неудовлетворительное состояние здоровья матери, внутриутробные инфекции, иммунная несовместимость матери и плода), что приводит к преждевременным родам.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (парезы и параличи), в виде нарушения тонуса мышц, патологических рефлексов, наличия насильственных движений - гиперкинезов,несформированностиактов равновесия и координации, нарушения мелкой моторики рук, которые сочетаются с дефектами речевой системы, слуха, зрения ,интеллектуальной недостаточностью (от легких форм ЗПР до тяжелой УО).
Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с ДЦП, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты. Своевременно начатая коррекционная работа с этими детьми, имеет огромное значение в исправлении дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психологомедико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социальны педагог. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорноперцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно - потребностной сферы. Данная индивидуальная программа разработана в связи со снижением познавательной активности, недостаточным развитием когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, ранее не посещавшего ДОУ.
2. Цели и задачи
Цель:
Создание оптимальных условий для развития и обучения ребенка в соответствии с состоянием физического и нервно-психического здоровья, индивидуальных особенностей, уровнем актуального развития; осуществление необходимой коррекции с учетом многообразия форм воспитательно-образовательной и коррекционной работы по социальной адаптации в сфере окружающих сверстников и взрослых.
Задачи:
-Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных и тонких двигательных координаций.
-Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Эмоциональное развитие. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
-Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
3. Сведения о ребёнке
Записываются воспитателем.
Форма занятий: индивидуальная
Время проведения занятий: 2 раза в неделю продолжительностью от 10 до 15 минут в зависимости от самочувствия ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЁНКА С ДЦП.
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Октябрь 1 неделя | Занятие 1. | 1.Кинезиологический комплекс «Колечко» 2. Занятие по м/м «Баночка с косточками». 3. Пальчиковая игра « Мы по лесенке бежали» |
2 неделя | Занятие 2. | 1. Кинезиологический комплекс «Колечко» 2. дорисуй фигуры 3. Пальчиковая игра «Замок» |
3 неделя | Занятие 3. | 1. . Кинезиологический комплекс «Колечко» 2. рисование фигур 3. пальчиковая игра «Мыши» |
4 неделя | Занятие 4 | 1. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь» 2. пальчиковая игра «Дружат добрые зверята» 3. Занятие « Баночки». |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 5. | 1. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь» 2. штриховки 3. пальчиковая игра «Зайчик» |
2 неделя | Занятие 6. | 1.кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь» 2.обведи 3. пальчиковая игра «Мыши» |
3 неделя | Занятие 7. | 1. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка» 2. дорисуй по точкам 3. пальчиковая игра «Ворона» |
4 неделя | Занятие 8. | 1.кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка» 2. пальчиковая игра «Паровоз» 3. Занятие «Водичка» |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Декабрь 1 неделя | Занятие 9. | 1. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка» 2. нарисуй по образцу 3. пальчиковая игра «Кораблик» |
2 неделя | Занятие 10. | 1. кинезиологический комплекс «Сарай-дом с трубой - пароход» 2. дорисуй фигуры 3. пальчиковая игра «Кошки-мышки» |
3 неделя | Занятие 11. | 1. кинезиологический комплекс «Сарай-дом с трубой - пароход» 2. обведи по точкам 3. пальчиковая игра «Клён» |
4 неделя | Занятие 12. | 1. кинезиологический комплекс «Сарай-дом с трубой - пароход» 2. Занятие «Дождик». 3. выложи узор из счётных палочек |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Январь 1 неделя | Занятие 13. | 1. Кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. нарисуй по точкам 3. пальчиковая игра «Торт» |
2 неделя | Занятие 14. | 1. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. Занятие по м\м « Дождик» 3. пальчиковая игра «Братья» |
3 неделя | Занятие 15. | 1. кинезиологический комплекс «Лезгинка» 2. обведи и раскрась 3. пальчиковая игра «Зайчик» |
4 неделя | Занятие 16. | 1. кинезиологический комплекс «Лезгинка» 2. Занятие по м\м «Играем в кубики.» 3. пальчиковая игра «Улитка» |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Февраль 1 неделя | Занятие 17. | 1. кинезиологический комплекс «Лезгинка» 2. Занятие по м\м «Чудесное тесто» 3. пальчиковая игра «Паучок» |
2 неделя | Занятие 18. | 1. кинезиологический комплекс «Фонарик» 2. Занятие по м\м «Солнышко». 3. пальчиковая игра «Червячки» |
3 неделя | Занятие 19. | 1. Кинезиологический комплекс «Фонарик» 2. Занятие « Мы белье стирали» 3.Пальчиковая игра « Кисточка» |
4 неделя | Занятие 20. | 1. кинезиологический комплекс «Фонарик» 2. пальчиковая игра «Веер» 3. Занятие «Цветные клубочки» |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Март 1 неделя | Занятие 21. | 1. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка» 2. Занятие «Чудесный мешочек.» 3. пальчиковая игра «Белка» |
2 неделя | Занятие 22. | 1. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка» 2. пальчиковая игра «Детки» 3. Занятие «Домик для зайчат.» |
3 неделя | Занятие 23. | 1. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка» 2. игры со счётными палочками 3. пальчиковая игра «На работу» |
4 неделя | Занятие 24. | 1. Кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. штриховка 3. пальчиковая игра «Десять птичек стайка». |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Апрель 1 неделя | Занятие 25. | 1. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. Занятие «Аппликация из семян». 3. пальчиковая игра «Птенчики в гнезде». |
2 неделя | Занятие 26. | 1. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. пальчиковая игра «Котята» 3.Занятие «Шнуровка». |
3 неделя | Занятие 27. | 1. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2. штриховка 3. пальчиковая игра «Перчатка» |
4 неделя | Занятие 28. | 1.кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка» 2.Занятие «Поднос с крупой». 3.пальчиковая игра «Паровоз» |
Период проведения | № занятия | Содержание занятия |
Май 1 неделя | Занятие 29. | 1.Кинезиологический комплекс «Колечко» 2.Занятие «Пирамидка». 3. пальчиковая игра «Кошки-мышки» |
2 неделя | Занятие 30 | 1.Кинезиологический комплекс «Колечко» 2.Занятие «Веселые матрешки». 3.Пальчиковая игра « Кисточка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...
Индивидуальный маршрут развития ребёнка » типичной девочки»
Цель развития и образования ребёнка :создание условий для художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности....

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Индивидуальный маршрут развития ребёнка
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка раннего возраста...
Индивидуальный маршрут развития ребёнка
Индивидуальный маршрут развития ребёнка 2-3 лет...