ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 315.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Пояснительная записка
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16. Так же данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43,72;
- Конвенция о правах ребенка ( 1989г.);
- Типовое положение МБОУ;
- СанПин 2.4.1.3049-14;
- Устав МБОУ «Начальная школа – детский сад»
- ФГОС ДО
Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Речью опосредованы практически все психические процессы человека и наоборот, можно сказать, что речевая деятельность и ВПФ ребенка неразрывно связаны.
Эффективностью данной специально разработанной комбинированной системы коррекционно- развивающего обучения по индивидуальной программе «Индивидуальный маршрут» является реализация совокупности принципов и методов обучения:
1.Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов.
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой и в тесной взаимосвязи с педагогом-психологом, воспитателем.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом.
4.Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5.Учитывая , что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
6. Максимальное использование при коррекционной работе над дефектами речи различных анализаторов.
7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
8. Систематический контроль и корректировка.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально – волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно – развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
-комплексную диагностику;
- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;
- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно – развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):
- общие сведения о ребёнке.
- анамнестические данные
- данные обследования специалистов
- логопедическое и психолого – педагогическое обследование, которое включает:
1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
- изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
- состояние игровой деятельности.
- состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
- состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
- состояние эмоционально – волевой сферы (контактность, волевые проявления,работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
- особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
- анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2)
- заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).
- основные направления коррекционно – развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:
низкий уровень – 1 балл,
средний – 2 балла,
выше среднего – 3 балла,
высокий уровень – 4 балла.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).
В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
- Ступенчатая диагностика.
- Индивидуальный подбор педагогических технологий.
- Систематический контроль и корректировка.
- Наблюдение.
- Пошаговая фиксация.
В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей( познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно – развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно – развивающем маршруте». Цель работы по построению индивидуального коррекционно – развивающего маршрута для конретного ребёнка
- повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
- социально – личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно – педагогической помощи.
- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
- направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно – развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- освоение предметно - практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
- накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, которые поспособствуют в дальнейшем к подготовке к обучению грамоте;
- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения посильных ребенку;
- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту и способностям ребенка;
- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
- формирование простейших форм и элементов учебной деятельности;
- формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Диагностический блок
Блок контроля
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений ( их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).
Индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико – коррекционно – развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
- Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
- Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
- Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
- Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
- Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
мать: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
отец:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Жалобы родителей:____________________________________________________________
Анамнестические данные
Беременность _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Роды ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психомоторный анамнез: держит голову__________________________________________
сидит _________________встаёт __________________ходит__________________________
Какие заболевания перенёс до года ______________________________________________
Речевой анамнез: гуление_______________________лепет___________________________
первые слова___________________________речь фразой_____________________________
как быстро наращивался словарный запас__________________________________________
не прерывалось ли речевое развитие______________________________________________
Заключение отоларинголога ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение офтальмолога ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение психоневролога_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение ортодонта _________________________________________________________
Внешний вид _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
Губы (массивные, толстые, расщепление, послеоперационный рубец)__________________
Зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов)_________________________________
Прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения)___________________________________
Твёрдое нёбо (узкое, куполообразное, расщелина)___________________________________
Мягкое нёбо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка)____________
Язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий, короткий)__________________________
Артикуляционная моторика______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая)___________________
Состояние просодики.
Голос____________________________, высота ___________________, сила ____________,
Темп ___________________, внятность _________________, интонация _______________,
наличие носового оттенка____________________наличие запинок____________________,
заикание _____________________________________________________________________.
Направления обследования | Знания, умения, навыки | I обследование | II обследование | III обследование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие представления | Имя, фамилия, возраст | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес, члены семьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интересы и занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Живая природа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неживая природа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явления обществен -ной жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая Моторика | «Выполни команду» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Захват предметов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Пальчики здороваются | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Лягушка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Зайчик» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные действия» | Завязывание банта» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шнуровка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Застёгивание Пуговиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Игра на пианино» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние познавательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восприятие | Включение в Ряд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пространствен-ные представления | Ориентиров- ка в схеме тела«Покажи где….» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентиров- ка в пространстве (в, на, под,...) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентиров- ка на листе бумаги «Положи верно» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактильный предметный гнозис | «Что в мешочке?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Временные представления | Части суток | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Времена года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышление | Найди время Года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классифика- ция картинок «Что к чему?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Почини коврик» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Счёт -один-много -пересчёт предметов -сравнение -счётные Операции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запоминание | «Лесенка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Запомни картинки» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтение Стихов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимание | «Найди различия» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Найди и зачеркни» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность | Предметная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
игровые действия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сюжетная игра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сюжетно- ролевая игра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продуктивные виды деятельности | Рисование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лепка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппликация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально -волевая сфера | Контактность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
волевые проявления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работоспо – собность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мотивы деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продуктив-ность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевая деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сенсорные умения | Величина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вкладыши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пирамидка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звукопроиз- ношение 1-ый год | с | сꞌ | з | З | ш | ж | ч | щ | л | л | р | р | Другие звуки | ||||||||||||||||||||||||||||
2-ой год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонематичес- кое восприятие | ба –на та –на | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ба –ба –па са – ша – СА ка – га –ха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коса-коза кот-год уточка- удочка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звуковой Анализ | Утка овощ аист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
суп, кот | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дом, кот | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слоговая структура | Помидоры милиционер сковорода аквариум лекарство | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лексика | «Что для чего?» -пылесос, холодильник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Покажи и назови» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
какой?лимон какая?лиса какое?платье | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Скажи наоборот» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Назови какая, какой» сок из яблока шуба из меха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Притяжатель-ныеприлагатель-ные Чей хвост? Чей дом? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Кто что делает?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грамматичес- кий строй | «Один-много» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Скажи ласково» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Подбери словечко» красный (-ая -ое) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Чего сколько?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлоги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детёныши Животных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связная Речь | Рассказ по Картинке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассказ по серии картинок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описатель- ный рассказ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты диагностики группы коррекционно - развивающего воспитания и обучения.
за ________20___ - 20___ учебный год
педагог-психолог________________________
учительлогопед___________________________
Ф.И. ребёнка | Внешний вид | Двиа – тельные навыки | Мото – рика | Пред- метные действия | Познавательная деятельность | Общий запас знаний | Эмц.- волевая сфера | Игра | Продук- тивные виды деятель- ности | Речевая деятель- ность | Итог | |||
Вос- приятие | Простран- ственные и временные представ- ления | Запо- минание | Мышление | |||||||||||
Выводы: 4 группа (нормальное развитие): высокий уровень_______средний______низкий__________________________
3 группа (задержка психического развития) _________________________
2 группа (лёгкое снижение познавательной активности)_______________
1 группа (умственная отсталость) __________________________________
Мониторинг логопедической работы группы коррекционно – развивающего воспитания и обучения.
Учебный год__________________________ Учитель – логопед ___________________________
№ п/п | Ф.И. Ребёнка | Звукопроиз- ношение | Фонематичес- кие процессы | Словарный запас | Связная речь | Слово – образование | Основы Грамоты | Граммати – ческий строй речи | Уровень речевого развития | ||||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
ВЫВОД: С хорошей речью (высокий уровень) - ○ - выраженное отставание в речи
Со значительным улучшением (средний уровень) - ○ - значительное отставание речи
С незначительным улучшением (ниже среднего) - ○ - незначительное отставание речи
Без улучшения (низкий уровень) - ○- речь в норме
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ
на ребёнка МБОУ «Начальная – школа детский сад»
Ф.И. ребёнка, возраст________________________________________________________
Срок пребывания в группе____________________________________________________
Вид программы обучения ____________________________________________________
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
I. Ознакомление с окружающим и развитие речи | ||||||||||||||
1. Ознакомление с природой. учить наблюдать за сезонными изменениями в природе | ||||||||||||||
различать и правильно называть/показывать состояние погоды | ||||||||||||||
учить узнавать и правильно называть/показывать времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке | ||||||||||||||
расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях | ||||||||||||||
уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы | ||||||||||||||
учить различать птиц (по величине, окраске оперения, пению, повадкам) | ||||||||||||||
правильно называть/показывать, узнавать насекомых, их характерные особенности | ||||||||||||||
познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят | ||||||||||||||
2. Ознакомление с жизнью и трудом людей. познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр | ||||||||||||||
иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых | ||||||||||||||
знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки | ||||||||||||||
познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях | ||||||||||||||
знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг | ||||||||||||||
домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде | ||||||||||||||
знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности | ||||||||||||||
любимые игрушки и настольные игры | ||||||||||||||
расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах) | ||||||||||||||
II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия. | ||||||||||||||
учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) | ||||||||||||||
развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами | ||||||||||||||
указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины | ||||||||||||||
учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера | ||||||||||||||
уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета | ||||||||||||||
уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз) | ||||||||||||||
различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди – сзади | ||||||||||||||
уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи | ||||||||||||||
III. Умственное развитие | ||||||||||||||
учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения) | ||||||||||||||
по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине) | ||||||||||||||
по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины) | ||||||||||||||
по трём признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине) | ||||||||||||||
учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам | ||||||||||||||
учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками | ||||||||||||||
учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности) | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
IV. Речевое развитие. | ||||||||||||||
формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш») | ||||||||||||||
формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит», развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт») | ||||||||||||||
развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради | ||||||||||||||
расширять и уточнять словарь по лексическим темам | ||||||||||||||
работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики) | ||||||||||||||
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков | ||||||||||||||
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков | ||||||||||||||
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ л ] | ||||||||||||||
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ р ] | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
уточнение и постановка неправильно произносимых звуков________________________________________________ | ||||||||||||||
автоматизация изолированного звука ____________________ ( примерный срок) | ||||||||||||||
автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________ ( примерный срок) | ||||||||||||||
дифференциация изолированныхзвуков___________________ | ||||||||||||||
дифференциация звуков в словах ________________________ | ||||||||||||||
дифференциация звуков во фразовой речи _________________ | ||||||||||||||
работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов: двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток) | ||||||||||||||
трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок) | ||||||||||||||
односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк) | ||||||||||||||
слова сложной слоговой структуры | ||||||||||||||
развивать грамматический строй речи, построение предложения | ||||||||||||||
отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах | ||||||||||||||
использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности | ||||||||||||||
правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже | ||||||||||||||
понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов | ||||||||||||||
правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами | ||||||||||||||
согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои | ||||||||||||||
образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами | ||||||||||||||
согласовывать существительные с числительными | ||||||||||||||
образовывать наречия от прилагательных | ||||||||||||||
образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный) | ||||||||||||||
подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения | ||||||||||||||
развивать связную речь | ||||||||||||||
развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров | ||||||||||||||
составлять простые распространённые предложения | ||||||||||||||
учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом | ||||||||||||||
заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их | ||||||||||||||
учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации | ||||||||||||||
учит оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа | ||||||||||||||
пересказывать и составлять рассказы по картине и по серии картин составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры | ||||||||||||||
V. Развитие звукового анализа и синтеза | ||||||||||||||
развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков | ||||||||||||||
гласные звуки | ||||||||||||||
анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков | ||||||||||||||
гласные в начале, в середине, в конце односложных слов | ||||||||||||||
согласные звуки | ||||||||||||||
выделение согласных звуков в разных позициях в слове | ||||||||||||||
понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение» | ||||||||||||||
различать на слух твёрдые и мягкие согласные | ||||||||||||||
преобразование слов путём замены или добавления звука | ||||||||||||||
деление слов на слоги | ||||||||||||||
анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками | ||||||||||||||
полный звуковой анализ и синтез слов | ||||||||||||||
составление графической схемы предложений без предлогов, с простыми предлогами | ||||||||||||||
Буквы | ||||||||||||||
чтение прямых и обратных слогов, односложных слов, выкладывание слов из букв | ||||||||||||||
элементарные правила правописания ( раздельное написание слов слов в предложении, точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, правописание буквы и после ж, ш | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
VI. Обучение в игре | ||||||||||||||
в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны | ||||||||||||||
сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине | ||||||||||||||
группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.) | ||||||||||||||
называть группы обобщающими словами | ||||||||||||||
исключать лишний предмет | ||||||||||||||
формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие | ||||||||||||||
в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их использовать предметы – заместители | ||||||||||||||
брать на себя роли | ||||||||||||||
учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно | ||||||||||||||
VII. Элементарные математические представления | ||||||||||||||
считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» | ||||||||||||||
учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным | ||||||||||||||
сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел | ||||||||||||||
ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже | ||||||||||||||
читать и записывать числа до 10 | ||||||||||||||
учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10 | ||||||||||||||
решать простые арифметические задачи | ||||||||||||||
различать геометрические фигуры | ||||||||||||||
пользоваться знаками и обозначениями: +, -, = | ||||||||||||||
VIII. Эмоционально – волевая сфера. | ||||||||||||||
активизация игровой деятельности введение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями | ||||||||||||||
игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию | ||||||||||||||
Год Обучения | Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. | Особые отметки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
развитие нравственных чувств и переживаний | ||||||||||||||
умение брать ответственность на себя | ||||||||||||||
понимать свои эмоциональные состояния | ||||||||||||||
совмещениеречевых формул действия и предметной деятельности | ||||||||||||||
развитие программирующей функции речи |
Примечания:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат коррекционной работы ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выпуска _____________________________________________________________________________
Место дальнейшего обучения
Лист контроля динамики
на 20___ - 20___ , 20___ - 20___ , 20__-20___ учебный год.
Ф.И. ребёнка _______________________Дата рождения________________
Разделы программы | Итоги изучения на начало учебного года | Динамика | ||||||||
1 –е полугодие | 2-е полугодие | |||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | ||
Игровая деятельность | ||||||||||
Развитие речи | ||||||||||
Обучение грамоте | ||||||||||
ФЭМП | ||||||||||
Продуктивные виды деятельности | ||||||||||
Самообслужи- вание | ||||||||||
Музыкальное воспитание | ||||||||||
Физическое воспитание | ||||||||||
Эмоционально – волевая сфера | ||||||||||
Заключение по итогам диагностики на начало учебного года | Заключение по итогам выполнения образовательной программы за учебный год | |||||||||
Учитель – логопед: _________________
Педагог-психолог:______________
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Учебный год________
Педагог-психолог__________________
Учитель-логопед___________________
Ф.И. ребёнка | Динамика | |||||||||||||
Положительная | Относительно- положительная | Незначительная | Отрицательная | Волнообразная | Избирательная | Скачкообразная | ||||||||
Январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | Январь | май | январь | май | |
Динамика: 1-е полугодие 2-е полугодие
положительная-_______________________________________________
относительно положительная- _________________________
отрицательная-________________________________________________
незначительная-_______________________________________________
волнообразная-________________________________________________
скачкообразная -_______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...
Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотиче...
Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...