ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

С ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx315.63 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\0001.jpg

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

С ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Пояснительная записка

     В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация  воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16. Так же данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

  • Конституция  РФ,  ст. 43,72;
  • Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);
  • Типовое положение  МБОУ;
  • СанПин 2.4.1.3049-14;
  • Устав  МБОУ  «Начальная школа – детский сад»
  • ФГОС   ДО

      Речь -  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Речью опосредованы практически все психические процессы человека и наоборот, можно сказать, что речевая деятельность и ВПФ ребенка неразрывно связаны.

Эффективностью  данной   специально  разработанной    комбинированной  системы  коррекционно- развивающего  обучения  по  индивидуальной  программе      «Индивидуальный  маршрут»  является  реализация  совокупности  принципов  и  методов  обучения:

1.Взаимосвязь  работы   по  коррекции  речи   с   развитием   познавательных  процессов.

2. Взаимосвязь   логопедической   работы  с   программой и  в  тесной   взаимосвязи  с  педагогом-психологом, воспитателем.

3. Системный   подход   к   формированию   речи:  логопедическая   работа  на   любом   этапе   должна  проводиться  над   речевой  системой   в   целом.

4.Использование  наглядности   с  целью   активизации  познавательной   и   речевой   активности,  стимулирования   мыслительных  операций, повышения  интереса  к  занятиям.

5.Учитывая ,  что  ведущим  видом   деятельности  для   детей   дошкольного   возраста  является   игровая   деятельность,  в  каждое   занятие   необходимо   включать   игровые   упражнения,  что   значительно   повысит  эмоциональную   и   умственную   активность   детей.

6. Максимальное   использование   при  коррекционной  работе  над   дефектами  речи  различных  анализаторов.

7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.

8. Систематический контроль и корректировка.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально – волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

- определённые организационные формы обучения;

- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);

- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;

- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

- специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются   в индивидуальной коррекционно – развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

-комплексную диагностику;

- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией  индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР  является специальная индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно – развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Организация обучения  основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому  построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

   Все этапы диагностики,   отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):

- общие сведения о ребёнке.

- анамнестические данные

- данные обследования специалистов

- логопедическое и психолого – педагогическое обследование, которое включает:

1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

-  изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

- состояние игровой деятельности.

- состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

- состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

- состояние эмоционально – волевой сферы (контактность, волевые проявления,работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

- особенности  речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

- анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов  (приложение № 2)

- заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).

- основные направления коррекционно – развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут).

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по  4 – бальной системе:

низкий уровень – 1 балл,

средний – 2 балла,

выше среднего – 3 балла,

высокий уровень – 4 балла.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  1. Ступенчатая диагностика.
  2. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
  3. Систематический контроль и корректировка.
  4. Наблюдение.
  5. Пошаговая фиксация.

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей( познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей.  Этапы коррекционно – развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно – развивающем маршруте». Цель  работы по построению индивидуального коррекционно – развивающего маршрута для конретного ребёнка

 - повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

 - индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

- социально – личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно – педагогической помощи.

- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

- направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание»  в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно – развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко,  в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

  • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • освоение предметно - практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, которые поспособствуют в дальнейшем к подготовке к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения посильных ребенку;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту и способностям ребенка;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
  • формирование простейших форм и элементов учебной деятельности;
  • формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Диагностический блок

Блок контроля

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений ( их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице  (приложение № 5).

Индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ  диагностико – коррекционно – развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной  подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
  5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
  6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007


КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Дата поступления в группу ______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

мать: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

отец:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Жалобы родителей:____________________________________________________________

                            Анамнестические данные

Беременность _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Роды ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психомоторный анамнез: держит голову__________________________________________

сидит _________________встаёт __________________ходит__________________________

Какие заболевания перенёс до года ______________________________________________

Речевой анамнез: гуление_______________________лепет___________________________

первые слова___________________________речь фразой_____________________________

как быстро наращивался словарный запас__________________________________________

не прерывалось ли речевое развитие______________________________________________

Заключение отоларинголога ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение офтальмолога ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение психоневролога_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение ортодонта _________________________________________________________

Внешний вид _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы (массивные, толстые, расщепление, послеоперационный рубец)__________________

Зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов)_________________________________

Прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения)___________________________________

Твёрдое нёбо (узкое, куполообразное, расщелина)___________________________________

Мягкое нёбо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка)____________

Язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий, короткий)__________________________

Артикуляционная моторика______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая)___________________

Состояние просодики.

Голос____________________________, высота ___________________, сила ____________,

Темп ___________________, внятность _________________, интонация _______________,

наличие носового оттенка____________________наличие запинок____________________,

заикание _____________________________________________________________________.

Направления

обследования

Знания, умения, навыки

I

обследование

II

обследование

III

обследование

  1

год

   2  год

3 год

  1

год

  2

год

3 год

  1

год

  2

   год

3 год

Общие

представления

Имя,

фамилия,

возраст

Адрес, члены семьи

Интересы и занятия

Живая природа

Неживая природа

Явления обществен -ной жизни

Общая

Моторика

«Выполни

команду»

Захват предметов

«Пальчики здороваются

«Лягушка»

«Зайчик»

Предметные

действия»

Завязывание

банта»

Шнуровка

Застёгивание

Пуговиц

«Игра на

пианино»

                                 Состояние познавательной деятельности

Восприятие

Включение в

Ряд

Пространствен-ные представления

Ориентиров-

ка в схеме

тела«Покажи где….»

Ориентиров-

ка в пространстве

(в, на, под,...)

Ориентиров-

ка на листе

бумаги

«Положи верно»

Тактильный

предметный

гнозис

«Что в

мешочке?»

Временные

представления

Части суток

Времена года

Мышление

Найди время

Года

Классифика-

ция картинок

«Что к чему?»

«Почини

коврик»

Счёт

-один-много

-пересчёт

предметов

-сравнение

-счётные

Операции

Запоминание

«Лесенка»

«Запомни

картинки»

Чтение

Стихов

Внимание

«Найди

различия»

«Найди

и зачеркни»

Игровая

деятельность

Предметная

игровые

действия

сюжетная

игра

сюжетно-

ролевая

игра

Продуктивные

виды

деятельности

Рисование

Лепка

Аппликация

Эмоционально

-волевая сфера

Контактность

волевые

проявления

работоспо –

собность

мотивы

деятельности

продуктив-ность

Речевая деятельность

Сенсорные

умения

Величина

Форма

Цвет

Вкладыши

пирамидка

Звукопроиз-

ношение

1-ый год

с

сꞌ

з

З

ш

ж

ч

щ

л

л

р

р

Другие звуки

2-ой год

Фонематичес-

кое восприятие

ба –на

та –на

ба –ба –па

са – ша – СА

ка – га –ха

коса-коза

кот-год

уточка-

удочка

Звуковой

Анализ

Утка

овощ

аист

суп, кот

дом, кот

Слоговая

структура

Помидоры

милиционер

сковорода

аквариум

лекарство

Лексика

«Что для чего?»

-пылесос,

холодильник

«Покажи и

назови»

Обобщения

какой?лимон

какая?лиса

какое?платье

«Скажи

наоборот»

«Назови какая, какой»

сок из яблока

шуба из меха

Притяжатель-ныеприлагатель-ные

Чей хвост?

Чей дом?

«Кто что

делает?»

Грамматичес-

кий строй

«Один-много»

«Скажи

ласково»

«Подбери

словечко»

красный (-ая

-ое)

«Чего сколько?»

Предлоги

Детёныши

Животных

Связная

Речь

Рассказ по

Картинке

Рассказ по

серии

картинок

Пересказ

Описатель-

ный рассказ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Результаты диагностики группы коррекционно -  развивающего  воспитания и обучения.

за ________20___ - 20___ учебный год

педагог-психолог________________________

учительлогопед___________________________

Ф.И.

ребёнка

Внешний

  вид

Двиа –

тельные

навыки

Мото –

рика

Пред-

метные

действия

             Познавательная деятельность

Общий

запас

знаний

Эмц.-

волевая

сфера

Игра

Продук-

тивные

виды

деятель-

ности

Речевая

деятель-

ность

Итог

Вос-

приятие

Простран-

ственные и временные

представ-

ления

Запо-

минание

Мышление

  Выводы: 4 группа (нормальное развитие): высокий уровень_______средний______низкий__________________________

                  3 группа (задержка психического развития) _________________________

                  2 группа (лёгкое снижение познавательной активности)_______________

                  1 группа (умственная отсталость) __________________________________


                          Мониторинг логопедической работы группы коррекционно – развивающего  воспитания и обучения.

                        Учебный год__________________________   Учитель – логопед ___________________________

п/п

Ф.И.

Ребёнка

Звукопроиз-

ношение

Фонематичес-

кие процессы

Словарный

запас

Связная

речь

Слово –

образование

Основы

Грамоты

Граммати –

ческий строй

речи

Уровень

речевого

развития

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

ВЫВОД: С хорошей речью (высокий уровень) -                                                   ○  - выраженное отставание в речи

            Со значительным улучшением (средний уровень) -                                            ○ - значительное отставание речи

                С незначительным улучшением (ниже среднего) -                                              ○ - незначительное отставание речи

                Без улучшения (низкий уровень) -                                                                         ○- речь в норме


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

         на ребёнка МБОУ «Начальная – школа детский сад»                                          

Ф.И. ребёнка, возраст________________________________________________________

Срок пребывания в группе____________________________________________________

Вид программы обучения ____________________________________________________

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2  

3

I. Ознакомление с окружающим и развитие речи

1. Ознакомление с природой.

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

различать и правильно называть/показывать состояние погоды

учить узнавать и правильно называть/показывать времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

 расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях

 уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

учить различать птиц (по величине, окраске оперения, пению, повадкам)

 правильно называть/показывать, узнавать насекомых, их характерные особенности

 познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят

2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр

иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых

 знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки

 познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях

знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг

 домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде

 знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности

 любимые игрушки и настольные игры

 расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)

II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

3

 узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

 развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины

 учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при  распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера

 уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета

уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине

 различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз)

 различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди – сзади

 уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи

III. Умственное развитие

учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения)

 по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине)

 по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины)

 по трём признакам  (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине)

 учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам

учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками

 учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

3

IV. Речевое развитие.

 формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)

формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,

 развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

 развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради

расширять и уточнять словарь по лексическим темам

 работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)

 упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков

 упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих  звуков

 упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ л ]

 упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и  правильного произношения звука [ р ]

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

3

уточнение и постановка  неправильно произносимых звуков________________________________________________                                          

 автоматизация изолированного звука ____________________

( примерный срок)

автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________

                        ( примерный срок)

 дифференциация изолированныхзвуков___________________

 дифференциация звуков в словах ________________________

дифференциация звуков во фразовой речи _________________

 работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов:

 двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток)

трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок)

 односложные слова со  стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк)

 слова  сложной слоговой структуры

 развивать грамматический строй речи, построение предложения

 отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах

 использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности

правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже

 понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов

 правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами

согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои

 образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  согласовывать существительные с числительными

 образовывать наречия от прилагательных

 образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный)

 подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

3

 образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения

 развивать связную речь

 развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров

 составлять простые распространённые предложения

 учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

 заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их

 учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации

 учит оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа

 пересказывать и составлять рассказы по картине и по серии картин

 составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры

V. Развитие звукового анализа и синтеза

развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков

 гласные звуки

 анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков

 гласные в начале, в середине, в конце односложных слов

 согласные звуки

 выделение согласных звуков в разных позициях в слове

 понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение»

 различать на слух твёрдые и мягкие согласные

 преобразование слов путём замены или добавления звука

 деление слов на слоги

 анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками

 полный звуковой анализ и синтез слов

 составление графической схемы предложений без предлогов, с простыми предлогами

Буквы

 чтение прямых и обратных слогов, односложных слов, выкладывание слов из букв

 элементарные правила правописания ( раздельное написание слов слов в предложении, точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, правописание буквы и после ж, ш

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

VI. Обучение в игре

 в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны

 сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине

 группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.)

 называть группы обобщающими словами

 исключать лишний предмет

 формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие

 в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их

 использовать предметы – заместители

 брать на себя роли

 учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно

VII. Элементарные математические представления

 считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

 учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным

 сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково

 практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел

 ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина)

 понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже

 читать и записывать числа до 10

 учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10

 решать простые арифметические задачи

 различать геометрические фигуры

 пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =

VIII. Эмоционально – волевая сфера.

активизация игровой деятельности

введение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями

игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию

  Год

Обучения

                                             Разделы программы.

                                       Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1

2

3

развитие нравственных чувств и переживаний

умение брать ответственность на себя

понимать свои эмоциональные состояния

совмещениеречевых формул действия и предметной деятельности

развитие программирующей функции речи

Примечания:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат коррекционной работы ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выпуска _____________________________________________________________________________

Место дальнейшего обучения


          Лист контроля динамики

               на 20___ - 20___  ,     20___ - 20___   , 20__-20___ учебный год.

                                                

Ф.И. ребёнка _______________________Дата рождения________________

Разделы

программы

     Итоги изучения на              начало учебного года

                        Динамика

           1 –е

     полугодие

         2-е

  полугодие

1 год

2 год

3 год

  1 год

  2 год

3 год

 1 год

     2 год

3 год

Игровая

деятельность

Развитие

  речи

Обучение

грамоте

ФЭМП

Продуктивные

виды

деятельности

Самообслужи-

вание

Музыкальное

воспитание

Физическое

воспитание

Эмоционально – волевая

сфера

Заключение по итогам диагностики на начало учебного года

Заключение по итогам выполнения образовательной программы за  учебный год

                                        Учитель – логопед: _________________

            Педагог-психолог:______________


                             ЛИСТ КОНТРОЛЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебный год________  

Педагог-психолог__________________

Учитель-логопед___________________

Ф.И. ребёнка

Динамика

Положительная

Относительно-

положительная

Незначительная

Отрицательная

  Волнообразная    

Избирательная

 Скачкообразная      

Январь

май

январь

май

январь

май

январь

май

январь            

май

Январь

май

январь

май

Динамика:                                       1-е полугодие         2-е полугодие                                                                            

положительная-_______________________________________________

относительно положительная- _________________________            

отрицательная-________________________________________________

незначительная-_______________________________________________

волнообразная-________________________________________________

скачкообразная -_______________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотиче...

Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...