Конспект занятия - головные уборы в России и паре других стран
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2022-2023г. головные уборы в России и паре других стран
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2022-2023г.
«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»,
по теме: «Головные уборы в истории России и паре других стран».
Разработала: воспитатель
МБДОУ г. Иркутск детский сад №44
Группы №4 «Сыроежки»
Мухаметдинова А.С.
Цель: сформировать представление о разных видах головных уборов в россии и других странах. Рассказать, какую задачу они выполняют.
Задачи:
Образовательная: расширять знания детей о понятии «Головные уборы». Формировать представления о русских народных и познакомить с головными уборами других стран. Закреплять представление детей об использовании головных уборах в разные времена года.
Коррекционная: развивать речь, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к головным уборам. Формировать уважительное отношение к одежде других народов.
Возраст: 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: Иллюстрация головные уборы, куклы в разных головных уборах: въетнамке, шляпке, кепке, берете, платке.
Раздаточный материал: разрезанные карточки с изображением разных видов головных уборов.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с разными видами головных уборов, иллюстрации с деталями головных уборов, беседы и наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?», сюжетно-ролевая игра «Магазин шляп», чтение художественной литературы по лексической теме «Головные уборы», разучивание пальчиковой гимнастики «Головные уборы» и физкультминутки «Гномик» .
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момента.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами начнём занятие с хорошего настроения.
(Дети вместе с педагогом говрят слова - Мы друг к другу повернёмся и все вместе улыбнёмся).
Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами гости. Кто-же это?
Ответы детей: Куклы.
2. Основной этап:
Воспитатель: Верно, все эти куколки приехали к нам из разных стран.
Воспитатель: Посмотрите, какие они все весёлые, нарядные и у каждой свой головной убор. И это не просто так. Ведь сегодня мы с вами будем их изучать, а куколки нам помогут. Давайте вместе вспомним, какие бывают головные уборы, отгадывая загадки кукол. Вам нравится отгадывать загадки?
Куколки:
1. Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под … (шляпку)
2. Простудиться не хотите —
Наседку теплую купите:
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет … (шапка).
3. Бывает из шелка, бывает из ситца
И очень девчонкам идет круглолицым
Цветами украшена или в горошек
Похожи девчонки в ней на матрешек. (Косынка или платок)
Беседа о головных уборах.
Воспитатель: молодцы, всё отгадали. А все названные головные уборы из загадок, есть на наших куколках?
Ответы детей: нет, там есть ещё другие.
Воспитатель: какие вы внимательные. У наших кукол есть ещё необычнее головные уборы и сейчас мы узнаем, как они называются.
Воспитатель: В начале, давайте вспомним в какой стране мы живем? (России). Да наша Родина - Россия!.
Воспитатель: Как вы думаете, какой головной убор, которые вы видите на куколках является русским?
Воспитатель: С давних времен традиционно на Руси женщина должна была обязательно покрывать голову. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы.
Воспитатель: Сорвать убор с женщины, было страшным оскорблением. А сейчас можно брать чужой головной убор у друг друга.
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Верно, тоже не стоит так делать, чтобы не обидеть человека.
Воспитатель: Самым древним головным убором на Руси считают повязку и платок. Повязку могли украшать вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями. Дома женщина обязательно носила платок, который завязывала на голове. Концы платка торчали на голове как рожки. Эти рожки означали, что у этой женщины есть дети. Так же они служили для ребенка и его матери оберегом от злого духа и от дурного глаза.
Физкультминутка «Гномик»
Гномик по лесу (Идут по кругу)
Колпачок свой потерял (Наклоны вперед- «ищем пропажу»)
Колпачок был не простым (Руки вперед)
Со звоночком золотым (Хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте)
Где искать ему пропажу (Ходьба на месте)
Воспитатель: Вот мы немного размялись и продолжаем беседу. Ребята, а в каких сказках можно увидеть такой головной убор?
Ответы детей: …
Воспитатель: А вы помните сказку Морозко?
Воспитатель: Какой головной убор был у девочки в начале сказки?
Воспитатель: А ещё есть сказка снегурочка, какой там можно увидеть головной убор на главной героине? Верно ребята, это кокошник. Этот головной убор юные красавицы могли одевать только на праздники и в основном девушки знатного рода.
Воспитатель: Теперь мы знаем, какие есть головные уборы у русских девушек, но подойдут ли они мужчинам?
Воспитатель: Верно, мужчины раньше носили вот такую шапочку, которую вы можете увидеть на картинке. Летом она лёгкая, а зимой утеплялась шерстью и хорошо согревала голову.
Д/и «Головные уборы по временам года»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Посмотрите на картинки и определите, к какому времени года относятся эти головные уборы.
Воспитатель: Как называются головные уборы, которые носят летом? (Летние) Приведите пример, какие сейчас головные уборы носят люди летом. А какую функцию они выполняют?
Воспитатель: Какие головные уборы мы носим зимой? (Зимние). А какие зимние головные уборы А тепе вы знаете? Чем они отличаются от летних?
Воспитатель: теперь закрепим наши знания и выполним пальчиковое упражнение, повторяя их и произнося слова.
Пальчиковая гимнастика «Головные уборы в разные сезоны»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимают и разжимают пальцы)
Мы на голову наденем (Имитация одевания)
Если солнце ярко светит (Растопырить пальцы с напряжением)
Кепку, косынку, панамку (Хлопают в ладоши)
Если мороз за окном (Сжимают и разжимают пальцы)
Шапку, ушанку, платок (Хлопают в ладоши)
Смотрим мы на сезон (Сжимают и разжимают пальцы)
Подбираем головной убор (Гладят себя по голове)
Д/и «Головные уборы в других странах»
Воспитатель: Дети, а головные уборы на этих куколках можно встретить у нас в России сейчас?
Ответы детей: …
Воспитатель: Сейчас мода меняется и всё чаше в городах и странах мы можем увидеть разную одежду, обувь и головные уборы на людях, но традиционно в разных странах есть свои удобные или даже необходимые для природных условий страны, головные уборы. Если у нас, как мы уже сказали, традиционным головным убором на руси считался платок, то во Франции мы можем увидеть на людях вот такие маленькие шапочки. Может кто-то знает как они называются?
Ответы детей: …
Воспитатель: Это берет. Простой, стильный и удобный головной убор.
Игра: «Шапка невидимка».
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру: «Шапка невидимка». Правила просты, сейчас мы представим, что у нас есть шапка невидимка. И когда мы её одеваем вот так, то нас не видно. Наша куколка француженка попробует вас найти, если кто-то забудет надеть шляпку или снимет её раньше времени, того она защекочет.
Воспитатель: Мы немного поиграли и несколько не устали. А теперь давайте посмотрим на последний и самый большой головной убор. Как вы думаете, как он называется? На что он похож? А из чего сделан?
Ответы детей: …
Воспитатель: Этот головной убор носят жители Вьетнама и он даже так и называется, Вьетнамка. Как думаете, зачем им такая соломенная шляпа? Удобно ли её носить?
Ответы детей: …
Воспитатель: Сейчас я предлагаю всем по очереди померить её и проверить это.
Воспитатель: А пока вы мерите её, я скажу вам ещё пару фактов об этом головном уборе. Шапочки для детей и взрослых почти одинаковые и отличаются лишь размером. Некоторые богатые люди даже могу украшать свои шляпы, разукрашивая разными цветами и рисуя изображения или их буквы, которые называются иероглифы. Как вы уже правильно сказали, эта шляпа отлично защищает от дождя солнца и даже ветреной погоды с песком.
3. Рефлексия:
- О чём, мы сегодня говорили?
- Какие головные уборы вам понравились?
- Хотели бы вы себе такие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группе
Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группеЗадачи: Уточнить функции и назначение головных уборов (для защиты, удобства и красоты). Совершенствовать умение разделять утилит...
Конспект занятия "Головные уборы" в средней группе по лепке.
Организационный момент, упражнение "Подумай ответь", игра "Найди лишнее", интересная физкультминутка....
Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"
какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии...
Конспект индивидуального занятия "Головные уборы".
Автоматизация Р-рь, ш-ж....
Конспект НОД "Головные уборы"
различать и называть существенные детали головных уборов, группироватьего по функциональному признакуактивизировать и обогащать словарь: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, пилотка и па...
Конспект ОД "Головные уборы"с использованием современных образовательных технологий
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.Формирование у детей представлений о головных уборах....
Конспект подгруппового логопедического занятия "Головные уборы"
Занятие с использованием технологии "Скрайбинг"...