Конспект занятия - головные уборы в России и паре других стран
план-конспект занятия (старшая группа)

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2022-2023г.  головные уборы в России и паре других стран

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2022-2023г.

«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»,

по теме: «Головные уборы в истории России и паре других стран».

                                                          Разработала: воспитатель

                                                                             МБДОУ г. Иркутск детский сад №44

                                                         Группы №4 «Сыроежки»

                                                  Мухаметдинова А.С.

Цель: сформировать представление о разных видах головных уборов в россии и других странах. Рассказать, какую задачу они выполняют. 

Задачи:  

Образовательная: расширять знания детей о понятии «Головные уборы». Формировать представления о русских народных и познакомить с головными уборами других стран.  Закреплять представление детей об использовании головных уборах в разные времена года.

Коррекционная: развивать речь, память, внимание.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к головным уборам. Формировать уважительное отношение к одежде других народов.

Возраст: 5-6 лет.

Дидактический наглядный материал:   

Демонстрационный: Иллюстрация головные уборы, куклы в разных головных уборах: въетнамке, шляпке, кепке, берете, платке.

Раздаточный материал: разрезанные карточки с изображением разных видов головных уборов.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  с разными видами головных уборов, иллюстрации с деталями головных уборов, беседы и наблюдения за людьми  «Какие головные уборы носят люди?», сюжетно-ролевая игра «Магазин шляп», чтение художественной литературы по лексической теме «Головные уборы», разучивание пальчиковой гимнастики «Головные уборы» и физкультминутки «Гномик» .
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия:

 1. Организационный момента.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами начнём занятие с хорошего настроения.

(Дети вместе с педагогом говрят слова - Мы друг к другу повернёмся и все вместе улыбнёмся).

Воспитатель: Посмотрите,  у нас с вами гости. Кто-же это?

Ответы детей: Куклы.

2. Основной этап:

Воспитатель: Верно, все эти куколки приехали к нам из разных стран.

Воспитатель: Посмотрите, какие они все весёлые, нарядные и у каждой свой головной убор. И это не просто так. Ведь сегодня мы с вами будем их изучать, а куколки нам помогут. Давайте вместе вспомним, какие бывают головные уборы, отгадывая загадки кукол. Вам нравится отгадывать загадки?

 Куколки:

1. Если хочешь модной быть,

Успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток

Должен подходить под … (шляпку)

2. Простудиться не хотите —
Наседку теплую купите:
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет … 
(шапка).

3. Бывает из шелка, бывает из ситца

И очень девчонкам идет круглолицым

Цветами украшена или в горошек

Похожи девчонки в ней на матрешек. (Косынка или платок)
Беседа о головных уборах.                                                                        

Воспитатель: молодцы, всё отгадали. А  все названные головные уборы из загадок, есть на наших куколках?

Ответы детей: нет, там есть ещё другие.

Воспитатель: какие вы внимательные. У наших кукол есть ещё необычнее головные уборы и сейчас мы узнаем, как они называются.

Воспитатель: В начале, давайте вспомним в какой стране мы живем? (России). Да наша Родина - Россия!.

Воспитатель: Как вы думаете, какой головной убор, которые вы видите на куколках является русским?

Воспитатель: С давних времен традиционно на Руси женщина должна была обязательно покрывать голову. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы.

Воспитатель: Сорвать убор с женщины, было страшным оскорблением. А сейчас можно брать чужой  головной убор у друг друга.

Ответы детей: нет.

Воспитатель: Верно, тоже не стоит так делать, чтобы не обидеть человека.

Воспитатель: Самым древним головным убором на Руси считают повязку и платок. Повязку могли украшать вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями. Дома женщина обязательно носила платок, который завязывала на голове. Концы платка торчали на голове как рожки. Эти рожки означали, что у этой женщины есть дети. Так же они служили для ребенка и его матери оберегом от злого духа и от дурного глаза.

Физкультминутка «Гномик» 

Гномик по лесу                            (Идут по кругу)

Колпачок свой потерял               (Наклоны вперед- «ищем пропажу»)

Колпачок был не простым          (Руки вперед)

Со звоночком золотым                (Хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет     (Прыжки на месте)

Где искать ему пропажу             (Ходьба на месте)   

Воспитатель: Вот мы немного размялись и продолжаем беседу. Ребята, а в каких сказках можно увидеть такой головной убор?

Ответы детей: …

Воспитатель: А вы помните сказку Морозко?

Воспитатель: Какой головной убор был у девочки в начале сказки?

Воспитатель: А ещё есть сказка снегурочка, какой там можно увидеть головной убор на главной героине? Верно ребята, это кокошник. Этот головной убор юные красавицы могли одевать только на праздники и в основном девушки знатного рода.

Воспитатель: Теперь мы знаем, какие есть головные уборы у русских девушек, но подойдут ли они мужчинам?

Воспитатель: Верно, мужчины раньше носили вот такую шапочку, которую вы можете увидеть на картинке. Летом она лёгкая, а зимой утеплялась шерстью и хорошо согревала голову.

Д/и «Головные уборы по временам года»      

Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Посмотрите на картинки и определите, к какому времени года относятся эти головные уборы.

Воспитатель:  Как называются головные уборы, которые носят летом?  (Летние) Приведите пример, какие сейчас головные уборы носят люди летом. А какую функцию они выполняют?

Воспитатель:  Какие головные уборы мы носим зимой? (Зимние). А какие зимние головные уборы А тепе вы знаете? Чем они отличаются от летних?

Воспитатель: теперь закрепим наши знания и выполним пальчиковое упражнение, повторяя их и произнося слова. 

Пальчиковая гимнастика  «Головные уборы в разные сезоны»
Раз, два, три, четыре, пять         
(Сжимают и разжимают пальцы)
Мы на голову наденем             (Имитация одевания)
Если солнце ярко светит            (Растопырить пальцы с напряжением)
Кепку, косынку, панамку           
(Хлопают в ладоши)
Если мороз за окном                  
 (Сжимают и разжимают пальцы)
Шапку, ушанку, платок              
(Хлопают в ладоши)
Смотрим мы на сезон                 
(Сжимают и разжимают пальцы)
Подбираем головной убор        
 (Гладят себя по голове) 

Д/и «Головные уборы в других странах»                   

Воспитатель:  Дети, а головные уборы на этих куколках можно встретить у нас в России сейчас?

Ответы детей: …

Воспитатель: Сейчас мода меняется и всё чаше в городах и странах мы можем увидеть разную одежду, обувь и головные уборы на людях, но традиционно в разных странах есть свои удобные или даже необходимые для природных условий страны, головные уборы. Если у нас, как мы уже сказали, традиционным головным убором на руси считался платок, то во Франции мы можем увидеть на людях вот такие маленькие шапочки. Может кто-то знает как они называются?

Ответы детей: …

Воспитатель: Это берет. Простой, стильный и удобный головной убор.

Игра: «Шапка невидимка».

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру: «Шапка невидимка». Правила просты, сейчас мы представим, что у нас есть шапка невидимка. И когда мы её одеваем вот так, то нас не видно. Наша куколка француженка попробует вас найти, если кто-то забудет надеть шляпку или снимет её раньше времени, того она защекочет.

Воспитатель: Мы немного поиграли и несколько не устали. А теперь давайте посмотрим на последний и самый большой головной убор. Как вы думаете, как он называется? На что он похож? А из чего сделан?

Ответы детей: …

Воспитатель: Этот головной убор носят жители Вьетнама и он даже так и называется, Вьетнамка. Как думаете, зачем им такая соломенная шляпа? Удобно ли её носить?

Ответы детей: …

Воспитатель: Сейчас я предлагаю всем по очереди померить её и проверить это.

Воспитатель: А пока вы мерите её, я скажу вам ещё пару фактов об этом головном уборе. Шапочки для детей и взрослых почти одинаковые и отличаются лишь размером. Некоторые богатые люди даже могу украшать свои шляпы, разукрашивая разными цветами и рисуя изображения или их буквы, которые называются иероглифы. Как вы уже правильно сказали, эта шляпа отлично защищает от дождя солнца и даже ветреной погоды с песком.

3. Рефлексия:
- О чём, мы сегодня говорили?

- Какие головные уборы вам понравились?

- Хотели бы вы себе такие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группе

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группеЗадачи: Уточнить функции и назначение головных уборов (для защиты, удобства и красоты). Совершенствовать умение разделять утилит...

Конспект занятия "Головные уборы" в средней группе по лепке.

Организационный момент, упражнение "Подумай ответь", игра "Найди лишнее", интересная физкультминутка....

Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"

какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии...

Конспект НОД "Головные уборы"

различать и называть существенные детали головных уборов, группироватьего по функциональному признакуактивизировать и обогащать словарь: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, пилотка и па...

Конспект ОД "Головные уборы"с использованием современных образовательных технологий

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.Формирование у детей представлений о головных уборах....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Головные уборы"

Занятие с использованием технологии "Скрайбинг"...