Конспект НОД "Головные уборы Чувашских девушек и женщин"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рудак Наталья Сергеевна

 какие головные уборы носят женщины и девушки в Чувашии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golovnye_ubory_konspekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Цель: способствовать формированию уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

      1.Познакомить детей с особенностями головного убора Масмак    

       2. Закрепить знания о головных уборах чувашских женщин и девушек (Хушпу, Тухья).

      3. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.

      4.Формировать навыки практического применения информации при продуктивной деятельности (украшение головного убора «Масмак», при помощи геометрических фигур), обогащать речь детей.

     5. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу о головных уборах, высказывать свою точку зрения, с интересом участвуют в игре, интересуются изобразительной детской деятельностью.

Предварительная работа: знакомство с людьми, живущими в центре Европейской части России – чувашами, легенда «Народ, живущий у воды», рассматривание:  кукол в национальных  костюмах, головные уборы «Тухья», «Хушпу», «Кокошник», «Коруна», «Тюбитейка»,разучивание Чувашской хороводной игры

«У дядюшки Трифона», раскрашивание бумажных фартуков с использованием чувашского орнамента.

                   Содержание организационно – образовательной деятельности

(звучит Чувашская музыка)

В-ль: Ребята, послушайте какая красивая музыка (дети слушают музыку). Это музыка не просто звучит, она предлагает нам открыть волшебную шкатулку.

 Вам интересно узнать, что в ней? (Достают куклу в национальном чувашском костюме).

Посмотрите, это к нам в гости пришла кукла Настя (дети здороваются, знакомятся с куклой). Кукла Настя предлагает нам подойти к карте.

Вос-ль: Ребята, скажите какой страны карта?

Дети: Карта Российской федерации - Россия                      

Вос-ль: Да, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Населяют Россию люди разных национальностей. Какие это национальности?

(дети называют с помощью воспитателя национальности). Ребята, а какой национальности кукла Настя?

Дети: Чувашской национальности.

В-ль: А как вы определили?

Дети: По костюму. У чувашских девушек на голове головной убор Тухья. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета.

В-ль: Правильно. В центре Европейской части России, по берегам реки Волги в ее среднем течении, с давних пор живут люди, называющие себя чувашами. Чувашей называют еще народом, живущим у воды.

Вос-ль: Кукла Настя рассказала мне о том, что у них в Чувашии говорят на чувашском языке, все живут дружно. Во время праздников, народных гуляньев, свадеб люди любят красиво одеваться, наряжаться. Кукла Настя подготовила для  вас фотовыставку праздничных головных уборов. Их носят чувашские девушки и женщины.

                                      ( рассматривают фотоматериал)

В-ль: Вам, что - то здесь знакомо?

                                      (Дети называют знакомые головные уборы).

Ребята, а как называется головной убор у Насти?

(Тухья) Чем она украшена? (Монетами, бисером)

В-ль: Чтобы украсить тухью, нужно иметь большое терпение и мастерство: она сплошь покрыта узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебряные монеты. Кто носил тухью?

Дети: Незамужние девушки.

В-ль: Для чего пришивались серебряные монеты?

Дети:Своим звоном они отгоняют зло, злых духов.

В-ль: Каким считается головной убор тухья?

Дети: Тухья праздничный – головной убор. Она считалась волшебной, передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком.

В-ль: А какие головные уборы вы еще знаете?

Дети: Хушпу, – головной убор, который носили замужние женщины. В орнаменте хушпу, чувашки отражали свои представления о мире.

В-ль: Какие основные цвета для расшивки хушпу использовали женщины?

                                              (ответы детей)

В-ль: А чем любили заниматься чувашские женщины, мужчины?

                                             ( ответы детей)

В-ль: Кукла Настя рассказала мне о том, что дети чуваши очень любят играть, петь песни и предлагает вам сыграть в Чувашскую игру:

                                          «У дядюшки Трифона»

У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

                                      ( дети идут по кругу)

Они не пили, и не ели, друг на друга все смотрел, разом делали как я.

(ведущий выполняет движение, за ним повторяют дети, затем ведущий выбирает лучшего, игра повторяется).

                                                     ( играет музыка)

Вос-ль: Слышите ребята, опять звучит музыка. В шкатулке еще что-то лежит.

(достает фотографию с изображением головного убора, повязку «Масмак»).

Вос-ль: Кукла Настя предлагает вам познакомится еще с одним Чувашским головным убором.

Вос-ль: Масмак - это головная повязка. На что похожа повязка?

Дети: Похожа на радугу.

В-ль:  Масмак - яркая, разноцветная и по форме как радуга дуга. Масмак своеобразное головное украшение в виде ободка, повязки. Как вы думаете, для чего носили масмак?

Дети: Для красоты, как оберег.

В-ль: А еще чуваши считали, что масмак их связывает с небесным миром. Посмотрите на узоры:

                                            (рассматривают масмак). 

Что вы видите?

Дети: Солнце, солнечные лучи.

В-ль: Правильно. Эта группа треугольников изображает солнце с лучами. Сколько солнц на масмаке?

Дети: Много.

В-ль: Если дарили вещь, на которой был узор с изображением солнца, значит, желали добра и счастья.

Ребята, кукла Настя для вас готовила подарки, но не успела их украсить. Она очень расстроилась. Я вам предлагаю помочь Насте и украсить повязки Масмак. Вы согласны?

Дети: Да

Вос-ль: А перед тем как мы с вами украсим повязки, предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай головной убор». Вы должны будете по карточкам отобрать Чувашские головные уборы и назвать их.

(раздаются карточки с головными уборами, дети отбирают карточки с Чувашкими головными уборами).

                                 Продуктивная деятельность детей

Украшение Масмаков.  Перед работой воспитатель предлагает пальчиковую игру  

                                               «Десять пальцев»

                                   Десять пальцев у меня, сколько же умею я,

                                   Если хочешь, покажу и про это расскажу.

                                   Кулаки могу сжимать, а потом их открывать.

                       Я могу, а могу и спрятать.

                                   Полететь могу пустить, а потом и падать.

            А потом сложу тихонько на коленках, как котенка.

В-ль: Ребята, Настя очень рада, что вы помогли ей украсить повязки и угощает вас вкусным и полезным клюквенным морсом. Клюквенный морс это любимый и национальный напиток Чувашского народа.

                                       (играет музыка)

В-ль: Музыка напоминает нам о том, что пора прощаться с куклой Настей.

                                     (дети прощаются с куклой)

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Чувашский народный гигроскоп"

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Познакомить с чувашскими народными приметами и чувашским гигроскопом, пре...

Конспект организованной образовательной деятельности-беседы "Восславим женщину -Мать!"

Конспект организованной образовательной деятельности-беседы  "Восславим женщину -Мать!"...

Конспект занятия: "Традиции чувашского народа"

Познакомить детей с традициями и бытом чувашского народа....

Конспект занятия "Подвиг чувашского народа"

Цель: расширять знания детей о Великой отечественной войне....

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи» Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвиг...

Конспект занятия: «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»

laquo;Кто без тревог не прожил и дня!?Кто с нетерпением ждет меня!?Кто все простит!? Кто все поймет!?Если я сделаю наоборот!»Догадайтесь о ком это стихотворение?Дети: О маме.Воспитатель: Д...