Теоретические подходы к проблеме изучения развития социального опыта детей дошкольного возраста
статья
Социальное развитие (социализация) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- Трудовых навыков
- Знаний
- Норм, ценностей, традиций, правил
- Социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические подходы к проблеме изучения развития социального опыта детей дошкольного возраста
Социальное развитие (социализация) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- Трудовых навыков
- Знаний
- Норм, ценностей, традиций, правил
- Социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
В период детства (возраст от новорожденности до достижения психологической зрелости) происходит социальное развитие индивида, становление его как члена человеческого общества.
Прогрессивные мыслители XVII – XVIII вв. – Гельвеций, Д.Дидро, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо придерживались того мнения, что ребенок в процессе социализации приобретает качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности в обществе, в том числе и осваивая широкий социально-ролевой опыт.
Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Таким образом, социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Что же влияет на социальное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша. [6, с.221]
Но если ребенок посещает дошкольное учреждение, то большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются педагоги и сотрудники ДОУ.
«Воспитатель в группе – главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет ему, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда занятия, и нужно сидеть спокойно и слушать. Он устраивает всевозможные интересные вещи: игры, танцы, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки, истории. Он устанавливает правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может не заметить, и даже поругать»
Так как воспитатель является для ребенка фигурой наиболее значимой, то на него и ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления, поведения, социализации. [3, с.253]
Кроме этого, педагог в значительной степени может компенсировать неблагоприятное, а порой и негативной влияние семьи, правильно выбрав тактику взаимодействия с ребенком и способы контроля за его поведением.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений со сверстниками и формирование с ними дружеских связей.
Общение – это процесс взаимодействия людей. Если говорить о педагогическом общении, то здесь в первую очередь понимается система взаимодействия педагога с детьми с целью познания детей, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического и социального развития каждого ребенка микроклимата в группе. [5, с.139]
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых.
Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе него лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца с взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения являются мимические движения.
С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие между ними. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает осваивать способы действия с ними.
Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Признаками проявления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна раскрывает возможности выйти за пределы частной ситуации. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы прочитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
С 6 до7 лет присутствует внеситуативно-личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в чистом виде. Ведущими мотивами являются личностные. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе него лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. [9, с.44]
Общение на каждом этапе предполагает определенный уровень знаний и умений, т.е. компетентность. Взрослый в глазах маленького человека обладает высокой компетентностью и является образцом для подражания: нормы поведения и стиль взаимодействия взрослого, ребенок воспринимает как естественные и строит свой собственный стиль общения. Значительную роль в этом процессе играют сверстники. Поэтому воспитатель должен знать, как построить процесс общения таким образом, чтобы создать хорошую атмосферу, характеризующую общую обстановку в детском коллективе, которая определяется следующими факторами:
1.Отношениями между воспитателем и детьми;
2.Отношения между самими детьми.
Благоприятный климат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя при этом свою индивидуальность, но уважают также право других быть самими собой. Педагог существенно влияет на микроклимат группы. Фактически именно он создает этот климат, атмосферу раскованности, искренности, занимая позицию равноправного партнера. Несомненно, мы говорим не об абсолютном равенстве, а о равноценности.
В таком контексте большое значение для равноправного общения имеет организация пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком воспитателю желательно использовать позицию «глаза на одном уровне», исключающую пространственное доминирование. [6, с.227] Кроме того, имеет смысл при организации занятий, бесед с детьми садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга. Поэтому является оптимальной форма круга.
Для того чтобы установить хороший микроклимат в группе, необходимо быть искренне заинтересованным в детях, как в личностях, в их мыслях, переживаниях, настроении. Нам самим должно быть небезразлично, как к нам относятся дети, и в свою очередь, мы должны с уважением относиться к ним, так как уважение для детей – это своеобразный сигнал того, что они хорошие, что их любят и понимают.
Воспитатель в общении с детьми – не просто человек, который умеет с ними общаться. Компетентность в общении является показателем профессионализма педагога.
Как же способствовать социальному развитию ребенка? Первым и немаловажным моментом является поощрение различных форм игры. Ведь в «дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается опыт, тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию». [4, с.123]
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.
Исследователями (Д.Н.Узнадзе, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И.Устименко и др.) рассматриваются своеобразие игры, ее роль и значение, также ими отмечается ценность игры, ее условность [1, с.134].
В игре осуществляется практическое познание ребенком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствование не являются мотивом игры или ее целью. Ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний – к игре его побуждают свои мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи и т.п. Даже в дидактической игре дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, совершенствуется непреднамеренно.
Социальному развитию ребенка способствуют не только игры, но и упражнения, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.
Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения. Ведь рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом и есть ответственность педагога перед ребенком. [2, с.75]
Но воспитатель – не отлаженная машина, не судья или волшебник, однако никто, кроме него, не сделает эту работу лучше. Воспитатель, таким образом, выступает в роли человека, идущего рядом с ребенком и ведущего его за руку в большой мир. Воспитатель – это самый близкий в детском саду для ребенка человек.
Литература
1.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: ИЦ Дрофа, 2002г.
2.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
3.Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. – М.: Педагогика, 1984г.
4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
6.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992г.
7.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М., ИЦ Дрофа, 2001г.
8.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 1986г.
9.Общение ребенка в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»
Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Выступление на педсовете"Развитие социальной компетентностидетей дошкольного возраста. "...
Развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по развитию социальной уверенности у дошкольников....
Проблемы гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Феномен гендерной социализации. Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Гендерные различия девочек и мальчиков. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста. Роль ...
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.
В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основно...
статья: «Актуальность проблемы физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Методическая разработка "Обогащение социального опыта детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств....