Развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Консультация для педагогов по развитию социальной уверенности у  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

Подготовила и провела педагог-психолог МБДОУ д/с №24 Л.Т.Логвинова

   Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

 Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость т.д. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Социально неуверенные, а вследствие этого агрессивные, закомплексованные, закрытые от внешнего мира и углубленные в себя дети - проблема актуальная и серьезная. Ее решение требует длительной, последовательной, скоординированной работы всех взрослых, окружающих такого малыша. Если вовремя не выявить и не преодолеть этих трудностей развития, то в дальнейшем возникнут различные психологические проблемы в уже взрослой личности.  Поэтому одна из важнейших задач стоящих перед педагогами-формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Крайне важно уже с раннего детства формировать у малыша эту способность, а также умение понимать окружающий мир и жить с ним в гармонии. Если малышу не хватает родительской любви, ласки, дружеских, доверительных отношений с людьми, которые его окружают, то, безусловно, и общее развитие, и личностное становление нарушаются. Недостаток общения и развития посредством игр трудно чем-то компенсировать. 

Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если ребёнок не получает любви и психологического благополучия, то он испытывает негативные переживания, осознавая их, что отражается  на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает её по какому – либо каналу, это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше ориентироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительную Я – концепцию, которая определяется  тремя факторами:

1 – чувством собственной значимости;
2 – уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности;
3 – убеждённости в импонировании другим людям.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем возрасте – это семья. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.

Всякая деятельность имеет определённую цель. Способность ребёнка достичь её даёт уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции. Чувство собственной значимости или ничтожности идёт от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факторы имеют социальный характер. Социально неуверенные дети, склонны, почти во всех делах, находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться к детской группе, затем к школьной жизни и переходит во взрослую жизнь.

Ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отражённая оценка социума – таков его и социальный статус, Возможность взаимодействовать с социумом, т.е. по сути таково его психическое здоровье. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом, вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка:

 На вербальном уровне:

- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова, или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;

- рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);

- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;

- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

 На невербальном уровне:

 -   пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимания;

- часто плаксивы и апатичны;

- мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;

- не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера,

отводят глаза.

 На уровне социальных контактов:

- неприсоединение к группе играющих детей;

- разные формы отказа с чужими, незнакомыми людьми;

- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;

- неумение самоутверждаться - выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание.

 Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.

 Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.

На основании вышесказанного можно вывести следующие  рекомендации педагогам  по развитию социальной уверенности у детей дошкольного возраста:

1. На занятиях обязательно эмоционально поддерживать детей, со вниманием относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребенка. Необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявление внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости; помочь ему приобрести позитивный опыт самопознания и самовыражения. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться сориентировать ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.

2. Игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка. С ребенком необходимо вместе играть, например, собирать конструктор, пазлы, бегать на воздухе, играть в прятки и т. д.  В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками: ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий. Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.  Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенку, принимая его установки, и выражает искреннюю веру в возможности ребенка, создает атмосферу взаимопонимания.

3. Необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдавать негативные приказы. Осторожно надо относиться и к похвале - она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. Похвала, не соответствующая представлению ребенка о себе, расходящаяся с реальностью, может быть воспринята как насмешка или как неискренность.

4. Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:

- нужно хотеть услышать ребенка;

- нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;

- нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать их и не осуждать их;

- нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить  в его возможности самому разрешить свои проблемы;

- нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Выступление на педсовете"Развитие социальной компетентностидетей дошкольного возраста. "...

Внедрение новых форм сотрудничества с родителями в развитии социальных навыков детей дошкольного возраста.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми «Ты мой друг и я твой друг» (развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста)

Цель: создание условий для единства с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности;помощь в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, р...

Консультация для педагогов «Развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста в игре»

Социально неуверенные, а вследствие этого агрессивные, закомплексованные, закрытые от внешнего мира и углубленные в себя дети - проблема актуальная и серьезная.Ее решение требует длительной, последова...