ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.
статья по логопедии

 

 

       В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основное средство обогащения словарного состава языка, а так же как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В. Лопатин [3], как основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А. Тимофеев [5]). С другой стороны, словообразование связывают с механизмом создания производных слов. С этой точки зрения, словообразование определяется как область выражения особых формально – смысловых отношений (Е.С. Кубрякова [2]), как собрание способов, правил образования новых слов (И.М. Шанский [8]), как разветвленный и сложный механизм, производящий слова, как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов (В.Н. Немченко [4]).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 110.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.

Баранникова Вероника Валерьевна

учитель-логопед

МДОУ ИРМО «Детский сад «Берёзовый»

Иркутская область,

Иркутский район,

рабочий поселок Маркова,

 микрорайон Берёзовый

       В настоящее время одним из важнейших условий успешности дошкольного обучения является речевая готовность, обеспечивающая дальнейшее усвоение школьной программы, овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются  на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладение грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является  морфологический принцип.  

    В языкознании раздел «словообразование» длительное время присоединяли либо к лексикологии, либо к грамматике, выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование. Лишь в последние десятилетия словообразование выделялось в самостоятельный раздел языкознания. [7].

       В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основное средство обогащения словарного состава языка, а так же как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В. Лопатин [3], как основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А. Тимофеев [5]). С другой стороны, словообразование связывают с механизмом создания производных слов. С этой точки зрения, словообразование определяется как область выражения особых формально – смысловых отношений (Е.С. Кубрякова [2]), как собрание способов, правил образования новых слов (И.М. Шанский [8]), как разветвленный и сложный механизм, производящий слова, как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов (В.Н. Немченко [4]).

     Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

     Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы [1, c. 19].

     Особенностью словообразовательных неологизмов при нормальном онтогенезе является то, что они построены по законам языка, на основе языковых правил общего характера. В усвоении правил грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство языка». Именно оно помогает ребенку практически отличать правильные языковые формы от неправильных. В процессе восприятия и порождения речи происходит сравнение речи с имеющимися у ребенка эталонами. Если речевой факт совпадает с речевым эталоном, то он воспринимается «чувством языка» как правильный. В случае несовпадения у ребенка возникает чувство неправильности данной речевой формы. Таким образом, достаточный уровень сформированности «чувства языка» является важнейшим условием как правильной речи ребенка в целом, так и успешности овладения грамматикой родного языка.

     Функция словообразования является менее сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного.

     Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).

     В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается.

   У детей с общим недоразвитием речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.

    Особенностью при нормальном онтогенезе является то, что формирование словообразовательных навыков происходит в соответствии с возрастным развитием ребенка. При этом первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-, позднее в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее. Кроме этого, в онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола. Наиболее сложным процессом представляется формирование навыка словообразования существительных.

    Дети с ОНР значительно отстают от сверстников с нормально развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова. Недостаточность морфологического анализа у дошкольников с ОНР проявляется в том, что знаковый характер той или иной морфемы «привязан» к ее определенному семантическому значению.

    Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены особенности словообразования у старших дошкольников с ОНР, не выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием. Недостаточно изученной является, и проблема системной коррекции нарушений словообразования у старших дошкольников с ОНР, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи.

 

Библиографический список

  1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
  2. Кубрякова, Е.С. Словообразование. В кн.:  Общее языкознание: Внутренняя структура языка. – М.: Мысль, 1972. – с.720.
  3. Лопатин, В.В. Русская  словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М.: Наука, 1997. – 156с.
  4. Немченко, В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: краткий словарь – справочник. – Красноярск: Изд-во Красноярск,       ун-та, 1981. – с.320.
  5. Тимофеев, К.А. Вариативность в словообразовании. Источник: Вариантные отношения в лексике. – Новосибирск, 1986. – с.3 – 13.
  6. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
  7.  Цейтлин, С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Проблема детской речи – 1996.: Материалы межвузовской конференции / Под ред. С.Н. Цейнтлин, М.Б. Елисеевой, Т.А. Кругляковой. – СПб.: Российский государственный университет, 1996. – 240с.
  8. Шанский, Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В трех частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 1981. – с.320.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Становление словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

Становление словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.В отечественной логопедии на протяжении многих десятилетий предметом пристального изучения является такое ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме...

Ортодонтические проблемы у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями звукопроизношения у детей

Произношение каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Самым тесным образом звукопроизношение связано ...

Теоретические подходы к проблеме изучения развития социального опыта детей дошкольного возраста

Социальное развитие (социализация) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который с...

Консультация для педагогов ДОУ " Проблема развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте"

Проблема развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте...