РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья
В статье даны рекомендации по проведению мероприятий и использованию форм работы по экологическому воспитанию с воспитанниками и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Орлова Александра Владимировна
воспитатель
ГБДОУ детский сад №63 Приморского района
Санкт-Петербург
Аннотация: в статье даны рекомендации по проведению мероприятий и использованию форм работы по экологическому воспитанию с воспитанниками и родителями (законными представителями).
Ключевые слова: дошкольное образование, экологическое воспитание, экологическая культура, организованная образовательная деятельность.
В настоящее время проблема экологического воспитания является наиболее актуальной. Это связано с происходящими изменениями во всём мире: экологическим кризисом, катастрофой, нависшей над всем человечеством. Всему этому предшествовала безответственная, безграмотная с экологической точки зрения, деятельность людей, приведшая к таким последствиям (изменение озоновой оболочки, климата, истощение природных ресурсов).
Как же сохранить то, что осталось и исправить допущенные ошибки? Нужно правильно воспитывать последующие поколения, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, поэтому именно на педагогов детских садов возложена важная миссия – воспитание экологически грамотных детей. Воспитатели – первые, кто должны заложить в своих воспитанниках основы экологической культуры. А для этого нужно грамотно построить педагогический процесс, постоянно взаимодействуя с природой.
Невозможно воспитывать в детях экологическую культуру в отрыве от природы, также как нельзя полюбить природу, не посадив деревце, цветок, не покормив птиц зимой. Только в процессе созидательной деятельности ребёнок может почувствовать свою значимость, востребованность; ощутить себя защитником и любителем природы.
Для малышей нужно постоянно создавать условия для ежедневного и полноценного общения с природой; развивать в них чувства сопереживания и сострадания.
С детьми дошкольного возраста необходимо проводить разнообразные мероприятия, используя разные формы работы: организованная образовательная деятельность (далее – ООД), экскурсии, наблюдения, беседы, игровая и трудовая деятельность, пешие прогулки, позволяющие ребёнку наблюдать, восхищаться объектами природы.
Какова же роль планируемых мероприятий?
1. Организованная образовательная деятельность (далее ООД), как основная форма организации экологического воспитания дошкольников, способствует формированию основ экологической культуры. ООД имеет определённую структуру и дидактическую цель. Педагогом используются учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие формировать достоверные представления.
2. Экскурсии позволяют расширить и обогатить знания детей, увидеть редкие объекты, которых нет в поле зрения ребёнка.
3. Составление экологической сказки. При её составлении ребёнок должен самостоятельно придумать название сказки, обозначить проблему и решить её в процессе кульминации сказки.
4. Занятие – путешествие. Педагог совместно с детьми отправляется путешествовать, в процессе путешествия ребёнок знакомиться с чем – то новым, неизвестным, получает интересную, познавательную информацию.
5. Игровая деятельность. В процессе развивающих игр у ребёнка формируются и уточняются новые знания, закрепляются полученные ранее.
6. Продуктивная деятельность. В процессе лепки, выполнения аппликации дети знакомятся с особенностями строения цветка (листа, дерева), узнают об их характерных особенностях. Во время работы с природным материалом удовлетворяется любознательность детей. При экспериментировании с шишкой (камешком, ракушкой) происходит запоминание форм, свойств, красок; развивается творческое воображение.
7. Опыты и простейшая экспериментальная деятельность. Проводя опыты и эксперименты под руководством воспитателя, ребёнок путём проб и ошибок самостоятельно добывает нужную информацию, учиться размышлять, делает простейшие умозаключения и выводы.
8. Чтение художественной литературы о природе великих писателей-природоведов (М. Пришвин, В. Бианки, Б. Жидков, К. Паустовский и др.), чьи произведения пропитаны любовью и восхищением, образно и живо описывают природные явления, передают достоверные факты, побуждают детей к наблюдению.
9. Проектная деятельность. Позволяет создать проект, в создании и реализации которого должна быть проведена большая работа: изучена литература, подобраны иллюстрации, фотографии, представлены результаты и, что самое главное, ребёнок должен самостоятельно продумать последовательность изложения материала и рассказать его сверстникам.
10. Просмотр фильмов. Используя мультимедиа, можно показать слайды и фильмы о растениях, не произрастающих в данной местности и животных, редко встречающих в природе.
11. Проведение досугов и праздников, посвящённых природе. Досуги и праздники являются одной из эффективных форм педагогического воздействия на воспитанников, способствуют решению задач экологического воспитания, закреплению полученных знаний, духовно обогащают ребёнка. Зрелищность и яркость проводимых мероприятий вызывает эмоциональный отклик у малышей, создаёт радостное настроение. Праздники и досуги являются показателем достижений ребёнка (поёт, танцует, читает стихи).
12. Проведение конкурсов поделок из природного материала. «Осенняя фантазия», «Чудеса природы», «Огородные фантазии» и др. В процессе изготовления поделок ребёнок даёт волю своему воображению, старается не только отразить увиденный ранее сюжет, но и пытается придумать что-то новое, используя разнообразный материал.
Создание насыщенной, полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды способствует реализации потребностей и возможностей ребёнка, проявлению любознательности, пытливости.
Чтобы научить детей любить природу, нужно взрослым уметь ею восхищаться. Если взрослый, увидев цветущую вишню, яблоню, не пройдёт мимо, восторженно отреагирует на увиденное, то и ребёнок, проходя мимо в следующий раз – будет восторгаться.
Встречи с природой расширяют представления воспитанников об окружающем их мире. Работая с детьми, педагогу необходимо проводить просветительскую работу и с родителями (законными представителями) через организацию родительских собраний, мастер-классов, консультаций, проектов.
Семья играет огромную роль в формировании у малышей основ экологического мировоззрения. К сожалению, не все взрослые могут быть примером для подражания. Зачастую можно услышать на замечание: «Нельзя рвать цветы, отламывая ветку!», ответ ребёнка: «А мой папа так делает», «А моя мама сказала можно!» И очень сложно бывает переубедить ребёнка, что его папа (мама) не прав(а). Поэтому родители должны быть положительным примером для своих детей.
В качестве дополнения к образовательной деятельности могут быть созданы кружки дополнительного образования экологической направленности, способствующие ознакомление с миром природы.
Наша цель – сформировать у воспитанников экологически целесообразного поведения, научить грамотно взаимодействовать с природой.
Список литературы
- 1. Высказывания великих о природе. Никитинская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vrnlib.ru/vyskazyvaniya-velikix-o-prirode/
- 2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – ISBN 978–5-86775–735–9.
- 3. Строкова О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2020. – №10. – С. 25–28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
презентация "Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...
Опыт работы: Игра как метод экологического воспитания детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.Нарастающие экологические проблемы побуж...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
В статье описаны формы и методы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....
«Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»
Аннотация: Статья освещает особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ, приводятся конкретные сведения о составлении программы по разделам....
"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, ...
"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы» ...
Консультация для воспитателей «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»...