ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Шилина Наталья Николаевна

В статье описаны формы и методы работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

Анализ многолетней работы творческой группы позволил нам определить определенный алгоритм формирования экологической культуры, который не только составляет основу работы по экологическому воспитанию детей, но и является важной составляющей общей личностной культуры. В представленном алгоритме можно выделить следующие три основных этапа:

- первый - освоение содержания и методов экологического воспитания детей (выбор программы экологического образования, которая наиболее полно отражает биоцентричную парадигму, выявление своеобразия использования в экологическом образовании дошкольников традиционных методов ознакомления их с природой и т.д.);

- второй - освоение научно обоснованных учебно-воспитательных технологий эколого-педагогической работы с детьми разного возраста, построенных на понятном смысле и осуществляющихся с помощью знакомых методов, создание в дошкольном учреждении развивающей экологической среды (ознакомление с представленными в методических публикациях технологиями экологического образования Н. Рыжовой [4], С. Николаевой [2] и других авторов, личностно-ориентированным подходом к экологическому воспитанию);

- третий - творческое освоение вышеупомянутых технологий (нахождение своих приемов, разработка своих вариантов воплощения определенного содержания работы, приспособления технологии к своим социоприродным условиям, а в дальнейшем - апробация новых нетрадиционных форм и методов экологического воспитания и т.д..

Результатом проведенной работы становится не только определение принципов и содержания экологического образования детей в дошкольном учреждении, апробация отдельных форм и методов этой работы, подготовка методических рекомендаций, но и выработка каждым педагогом собственной позиции в экологическом воспитании, собственного видения общей методики экологического образования дошкольников.

Какие же условия являются важнейшими для закладки основ экологической культуры личности в дошкольном возрасте? В учебно-воспитательной работе с дошкольниками мы исходим из понимания того, что в формировании экологической культуры существенную роль играет наличие у детей интереса к природе и активность их в познании окружающей среды.

 Познавательная активность ребенка очень тесно связана с интересом к объектам познания. Поэтому их развитие в процессе экологического воспитания детей разделить практически невозможно. Итак, в разработке методики экологического образования детей дошкольного возраста предпочтение должно отдаваться развивающим технологиям, которые предусматривают высокий уровень активности и самостоятельности детей в познании, использование проблемных методов обучения и коллективно-групповых форм организации учебной деятельности воспитанников.

Формирование экологической культуры, как мы уже отмечали, должно начинаться с раннего возраста. Цель воспитателя в работе с двух- и трехлетним малышами - ввести их в мир познания, научить любоваться природой, проявлять свое эмоциональное положительное отношение к ней. Конечно, уже в этот период дети накапливают определенный багаж знаний о природе. Но важно строить процесс обучения так, чтобы у малышей развивался познавательный интерес к объектам природы, желание узнать что-то новое о свойствах вещей, активно взаимодействовать с ними. Младшим дошкольникам на этом этапе следует дать элементарные знания и умения по установлению простейших закономерностей, причинно-следственных связей в живой и неживой природе.

Особенностью детей раннего и младшего дошкольного возраста является то, что они проявляют интерес и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции, поэтому развитие их познавательного интереса и способностей к познанию следует начинать с привлечения малышей к эмоционально-окрашенному общению с природой. Именно поэтому эффективными в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются приемы, в основе которых лежит влияние на эмоциональные компоненты познавательного процесса. Речь идет, в первую очередь об использовании игровых методов и приемов, которые помогают создать благоприятные условия непринужденности, поддерживают невольный интерес к познанию природы, служат для показа определенных стереотипов доброжелательного отношения к живым существам, требуют проявления заботы о них.

Игровая форма проведения занятия или прогулки позволяет использовать присущий детям анимизм, то есть способность персонифицировать объекты и явления природы, наделять их сознанием, а значит - и относиться к ним как к равным себе существам. Благодаря включению игровых приемов значительно повышается эффективность таких методов, как упражнения, объяснение, наблюдения, труд и тому подобное. Так, уход за комнатными растениями (полив, вытирание листьев от пыли) очень заинтересует младших дошкольников и вызовет у них желание усердно выполнить задачу в том случае, когда мотивом к труду являются «просьбы» комнатных растений о помощи. А использование сказочных персонажей, персонифицированных образов (Волшебного Цветочка, Золотой Рыбки, Курочки Рябы, Дяди Ветра, Тетушки Погоды и т.д.) помогает повысить интерес детей к наблюдениям, иллюстративному материалу, рассказам воспитателя[1].

Большую роль играет также художественная литература, ведь любимые малышами литературные произведения (сказки, стихи, небольшие по объему, лаконичные и в то же время образные описательные рассказы, загадки, потешки, заклички и т.д.) содержат не только интересную информацию о природе, но и несут в себе определенный эмоциональный заряд, который, собственно, и формирует отношение к тому явлению, которое описывается.

Учитывая интерес детей к художественно-исполнительской деятельности, есть возможность совместить художественную литературу, в частности сказку, с ведущей деятельностью дошкольников - игрой. Игры-драматизации, в которых дети отражают в ролях те или иные формы экологического поведения, давая при этом им оценку, помогают дошкольникам приобретать опыт воплощения в жизнь своих экологических знаний. Драматизировать целесообразно как народные сказки о животных, так и авторские познавательные сказки и рассказы В.Бианки, Н.Сладкова, М. Пришвина и других писателей[2].

Чтобы в младшем дошкольном возрасте заложить основы экологического мышления, воспитатели должны развивать у малышей стремление самостоятельно устанавливать простейшие связи в живой и неживой природе (например, зависимость между повадками живых существ и состоянием погоды), учить наблюдать, анализировать увиденное, отражать в графической модели - календаре наблюдений. Очень важно также внимательно относиться к детским вопросам, предлагать детям вместе находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Рассмотри! Понаблюдай! Проверь! Подумай!»). Это позволяет не только удовлетворять естественную любознательность дошкольников, но и формировать на ее основе настоящий познавательный интерес к природе.

В содержании экологического образования детей старшего дошкольного возраста начинают выделяться достаточно сложные природоохранные темы: «Загрязнение окружающей среды, его причины и последствия»; «Охрана от загрязнения воды, воздуха, почвы»; «Охрана редких видов растений и животных»; «Влияние деятельности человека на окружающую среду»; «Правила поведения в природе»; «Экологическая безопасность дошкольников» и другие. Кроме того, продолжается формирование у детей системы экологических знаний, отражающих закономерности существования природы. В первую очередь, это - сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособление к нему; жизнь в сообществах, разнообразие видов, изменения в процессе роста и развития живых существ; цикличность природных явлений; роль каждого из компонентов природы в сохранении экологического равновесия и тому подобное.

Результатом экологического образования старших дошкольников должно стать формирование у них экологической компетентности [3]. Она предполагает определенное мировосприятие, миропонимание и ценностное мировоззрение. Первые два компонента обеспечивают появление в сознании научной картины мира природы (разумеется, на доступном для 6-летнего ребенка уровне), а последний оказывается в сложившемся экологическом поведении.

Усвоение экологических знаний (как и любого другого сложного учебного материала) требует от дошкольников не просто запоминания, а глубокого осознания, которое обеспечит трансформацию знаний в отношении к природе. Осознание знаний - это всегда активный процесс, который требует от ребенка анализа того материала, который он изучает, самостоятельного поиска ответов на вопросы, использования собственного опыта. Такая активность, которая выражает новую позицию ребенка в познании - позицию субъекта этого познания, обеспечивается лишь при определенной организации обучения. Наиболее эффективным в экологическом образовании старших дошкольников является проблемное или исследовательское обучение.

Эффективность проблемного обучения именно в процессе формирования экологического мышления и экологической культуры очевидна. Ведь именно в естественном материале педагогу легко отыскать немало интересных и доступных для самостоятельного решения детьми проблем. В ходе познания природы можно создать ряд проблемных ситуаций, в которых дети встают перед самостоятельным выбором того или иного варианта экологически целесообразного поведения.

В общем, проблемно-поисковые методы занимают особое место в экологическом образовании. Они служат для раскрытия детям свойств объектов и явлений природы (элементарные опыты, сравнительные наблюдения, моделирование), самостоятельного выявления связей и зависимостей в природе (языковые логические задачи, эвристические беседы, экологический тренинг), усвоение экологической сути правил поведения в природе (проблемно-игровые ситуации). Однако, используя их, педагог должен принимать во внимание то, что новые знания как результат самостоятельных «открытий» каждого ребенка должны основываться на знаниях, ранее им усвоенных. Поэтому проблемно-поисковые методы всегда следует сочетать с другими методами познания природы (наблюдениями, рассказами, иллюстративным материалом), в которых закладывается необходимая ребенку для самостоятельного решения проблемы база знаний.

Процесс познания детьми природы может быть не только проблемным, но и содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности детей. Организовывая его, необходимо по законам проведения научных исследований строить как самостоятельный творческий поиск ребенка. Например, чтобы познакомить детей с такой важной экологической проблемой, как загрязнение атмосферы, воспитатель может организовать серию занятий в «Стране чистого воздуха». На этих занятиях дети, путем проведения различных опытов, обобщают свои знания о свойствах воздуха, определяют, какие вещества могут его загрязнять, самостоятельно находят связь между чистотой воздуха и поведением людей в быту и тому подобное[3].

Предоставить экологическому образованию старших дошкольников проблемный или исследовательский характер позволяет так называемый «метод экологических проектов». Поскольку в его основе лежат практические целевые действия, метод открывает большие возможности для формирования собственного жизненного опыта ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром и актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе. Используя «метод проектов» в экологическом воспитании, мы не просто ставим ребенка перед проблемой, которую ему самостоятельно следует решить, мы превращаем его учебную деятельность из репродуктивной в творческую. Первые экологические проекты могут иметь практическое направление («Устройство птичьего столба», «Зеленая аптека», «Метеоцентры», составление карт и атласов природы родного края и т.д.). Овладев простыми исследовательскими умениями, дети смогут вести поиск и теоретически, например, коллективно обсуждают и сформулируют правила поведения в быту для экологического проекта «Экономим электроэнергию и воду»[4].

По итогам наблюдений в живой природе возможной и необходимой становится проверка полученных знаний. Для этого детям можно предложить построение модели лесного яруса (Приложение 1), а также иные упражнения, связанные с полученной во время наблюдений в живой природе информацией.

Предложенные мнения относительно экологического воспитания детей дошкольного возраста, разумеется, не претендуют на исчерпывающую полноту решения этой важной задачи. В конце концов, каждый, кто призван заниматься формированием личности в раннем детском возрасте, может выбрать другие методы, формы, примеры для закладки первых основ экологической культуры. Важно, чтобы в этом деле была соответствующая система, элементы которой учитывали бы возрастные особенности детей. Кроме того, важно постоянно помнить, что экологическое образование должно органично вливаться в русло личностного воспитательного процесса, тесно сочетаться с духовным, патриотическим, эстетическим, народно-этническим, нравственным воспитанием, здоровым физиологическим развитием ребенка.

Природа - это тот самый материал, на основе которого начинает формироваться многогранная личность. И мы твердо убеждены: очень важно, чтобы уже с первых лет жизни маленький человек чувствовал свое единство с природой, научился черпать из этого целебного источника силу и вдохновение для своего здоровья - как физического, так и духовного и психического.

Управляя процессом познания природы и приобретения детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Следует отдавать предпочтение тем формам работы, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким формам работы относятся наблюдение, эксперимент, работа, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, во время которых демонстрируются натуральные объекты или изображения их.

Методы и приемы, которые использует в работе педагог, сочетаются. Например, наблюдение – с беседой, рассказ воспитателя – с чтением художественного произведения, эксперимент – с трудом и т. д.



[1] Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 10-12.

[2] Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 10-12.

[3] Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 10-12.

[4] Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...

Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.

В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....

Доклад "Формы и методы экологического воспитания старших дошкольников"

Доклад из опыта работы. Являюсь руководителем кружка туристко-краеведческой направленности "Чудеса природы".С данным докладом выступила в 2017г на 18 научно-практической городской конференци...

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...

Трудовое воспитание старших дошкольников в современном воспитательно-образовательном процессе. Дежурство.

Дежурство - форма организации труда детей, позволяющая решать отдельные задачи, поставленные ФГОС ДО в рамках социально-коммуникативного развития....