«Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
материал (подготовительная группа)
План по самообразованию по теме: "Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_v_2022_-_23_uch_godu_muravleva.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» г. Аркадак, Саратовской области
План по самообразованию.
тема: «Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»»
Воспитатель: Муравлёва Н. Г.
2022 – 2023 учебный год
Актуальность:
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. С изменением социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, именно, через игру ребенок осваивает и познает мир. Следовательно, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания старших дошкольников. На основании вышесказанного, был разработан план работы по самообразованию, в данном направлении. При его разработке учитывалось несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям и детям по данной теме.
Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»; - развитие экономического мышления у дошкольников.
Задачи:
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Задачи для родителей:
Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей.
Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей. Мотивировать родителей к совместной деятельности.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Изучение методической литературы | |
В течение года | Организация и обогащение предметно – развивающей среды. | |
Работа с детьми | ||
| октябрь | Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?» |
Демонстрация детям слайд-презентации «История денег» | ||
Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. | ||
Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.) | ||
Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» | ||
«Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка) СРИ «Семейный Магнит» (Прил.№2) Детская мастерская «Изготовление подарков и товара общего спроса». | ||
«Труд» | ноябрь | Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда); |
Занятие «Сколько заработал, столько и купил» (Прил.№2) | ||
Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень) | ||
Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.(Создать книжку - копилку) | ||
Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?» (Прил. №2) | ||
«Всякому делу надо учиться» | декабрь | Беседа «Зачем всему надо учиться?» |
Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?) | ||
Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» Рисование «Моя будущая профессия» | ||
«Результаты труда человека. Товар» | январь | Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет) |
Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе» | ||
Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины) (Прил.№2) | ||
«Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара) | ||
«Деньги. Семейный бюджет» | февраль | Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) |
Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» | ||
Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения) | ||
Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая) | ||
«Играю – бизнес развиваю» | март | Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»; (Прил. №2) |
Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»; | ||
Игровое занятие «Магазин «Детский мир» | ||
апрель | Игровое занятие «Деньги всякие нужны»; Игровое занятие «Деньги всякие нужны»; | |
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»; | ||
май | Просмотр – анализ экономических отношений по сюжету мультфильма «Как мужик корову продавал»; | |
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» | ||
Мониторинг полученных знаний. | ||
Работа с семьями | сентябрь | Анкетирование родителей на тему «Экономическое воспитание в семье» |
октябрь | Консультация: «Экономическое развитие дошкольников" | |
ноябрь | Сочиняем сказку о «Денежке». Конкурсное задание. | |
декабрь | Изготовление товара для ярмарки. | |
февраль | Советы родителям по экономическому воспитанию детей | |
март | Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) | |
апрель | Фотовыставка: «Мамины помощники» | |
Самореализация | Май | Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на родительском собрании (с презентацией). Выступить с отчетом на итоговом педсовете. |
Предполагаемые результаты по завершению реализации плановых мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью
Используемая литература.
- Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
- «Зачем нужны деньги» Ц. А. Рубе, Е.С. Шабельник.
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
- Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
- Шнайдер Л. Конни и карманные деньги; пер.с нем.-М: Альпина Паблишер, 2020 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...
Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер - класс...
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
Развитие понятий «полезная» и «вредная» еда у дошкольников как основы правильного питания.Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании.Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только...
Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность
Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность...