Логопедический досуг в форме душевного разговора «В гостях у самовара»
методическая разработка (подготовительная группа)
Логопедический досуг в форме душевного разговора
«В гостях у самовара»
Программное содержание:
- Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- Уточнить общее представление о самоваре;
- Расширить лексический запас детей словами «самовар», «баранки»;
- Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- Развивать у детей творчество.
Ход нод:
Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем. Чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем. Чаем, чаем, чаем! А откуда и когда к нам пришел чай?
Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхал в лесу, приказал согреть воду для питья. неожиданно поднялся ветер, м в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.
Воспитатель: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец – промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Вот тогда – то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Чай на Руси очень любили пить. Люди говорили: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» (заучивание пословицы). Проходят годы – самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить. Далее детям была предложена викторина.
«ЧАЙНАЯ» ВИКТОРИНА
1.Был листок зеленым –
Черным стал, томленным,
Был листок зубчатым,
Стал листок трубчатым
Был он на лозине-
Стал он в магазине. (Чай)
2.Бел как снег.
В чести у всех,
В рот попал-
Там и пропал. (Сахар)
3.Под одной крыше
Четыре брата стоят (Стол)
4.Четыре ноги,
Два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
5.Как начнёт
Говорить-разговаривать.
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
6.Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье
Ну и объеденье. (Бублик)
Учитель - логопед: А еще на Руси любили пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?
Дети: Да! Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был всегда щедр.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим ещё об одном предмете посуды, а вот о каком, отгадайте загадку.
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шумит и кипит
Вам чай пить велит.
Дети: Самовар.
Учитель-логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о самоваре.
Рассказ воспитателя о самоваре. В 18веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. В нутрии самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка.
Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?
Дети: Самовар кипит, уходить не велит
- С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, Одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись.
|
Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки, редко – конфеты. Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.
Учитель-логопед: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
-Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
-Где есть чай, там под елью рай.
Учитель-логопед: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.
Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир.
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий тонизирующий напиток.
По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_dosug_v_forme_dushevnogo_razgovora_l.docx | 289.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг в форме душевного разговора
«В гостях у самовара»
Программное содержание:
- Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- Уточнить общее представление о самоваре;
- Расширить лексический запас детей словами «самовар», «баранки»;
- Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- Развивать у детей творчество.
Ход нод:
Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать. Просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем. Чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем. Чаем, чаем, чаем! А откуда и когда к нам пришел чай?
Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхал в лесу, приказал согреть воду для питья. неожиданно поднялся ветер, м в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.
Воспитатель: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец – промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Вот тогда – то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Чай на Руси очень любили пить. Люди говорили: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» (заучивание пословицы). Проходят годы – самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить. Далее детям была предложена викторина.
«ЧАЙНАЯ» ВИКТОРИНА
1.Был листок зеленым –
Черным стал, томленным,
Был листок зубчатым,
Стал листок трубчатым
Был он на лозине-
Стал он в магазине. (Чай)
2.Бел как снег.
В чести у всех,
В рот попал-
Там и пропал. (Сахар)
3.Под одной крыше
Четыре брата стоят (Стол)
4.Четыре ноги,
Два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
5.Как начнёт
Говорить-разговаривать.
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
6.Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье
Ну и объеденье. (Бублик)
Учитель - логопед: А еще на Руси любили пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?
Дети: Да! Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был всегда щедр.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим ещё об одном предмете посуды, а вот о каком, отгадайте загадку.
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шумит и кипит
Вам чай пить велит.
Дети: Самовар.
Учитель-логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о самоваре.
Рассказ воспитателя о самоваре. В 18веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. В нутрии самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка.
Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?
Дети: Самовар кипит, уходить не велит
- С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, Одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись. |
Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки, редко – конфеты. Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.
Учитель-логопед: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
-Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
-Где есть чай, там под елью рай.
Учитель-логопед: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.
Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир.
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий тонизирующий напиток.
По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"
Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....
Сценарий логопедического досуга "В гостях у Корнея Чуковского".
Предлагаю вашему вниманию сценарий логопедического досуга в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....
Сценарий логопедического досуга "В гостях у Маши"
Сценарий к альбому "В гостях у Маши"...
Логопедический досуг "В гостях у сказки".
В данном досуге предлагается детям закрепить знания о сказках. В игровой, непринуждённой обстановке дети вспоминают сказочных героев, сами сказки, воспитывается интерес к слушанию сказок. С...
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара»
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у самовара» Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.Задачи:- Вызвать эмоциональный интерес у...