Театрализация как способ сказкотерапии на занятиях в ДОУ
консультация

Сказкотерапия, как и театрализация являются для дошкольников обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его личное "Я", его самооценка. Кроме того, в театрализованных действиях, сюжетах, ролях проявляются и формируются установки, ценностные ориентации, стили и особенности поведения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, на улице. Самой короткой дорогой к внутреннему миру ребенка оказывается сказочная история, ведь сказка наиболее доступна для детского восприятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Владыкина Вера Владимировна

ГБДОУ №23

  Василеостровского района 

г. Санкт-Петербург

Театрализация как способ сказкотерапии на занятиях в ДОУ

Сказкотерапия, как и театрализация являются для дошкольников обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его личное "Я", его самооценка. Кроме того, в театрализованных действиях, сюжетах, ролях проявляются и формируются установки, ценностные ориентации, стили и особенности поведения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, на улице. Самой короткой дорогой к внутреннему миру ребенка оказывается сказочная история, ведь сказка наиболее доступна для детского восприятия.

Одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация. Театрализованные игры позволяют ребятам проявлять свои творческие способности, создают хорошее настроение и эмоциональный подъем. При этом ребенок, проигрывая определенные ситуации, усваивает важные социальные роли. В театральную деятельность дети включаются постепенно.

Первые занятия следует начинать с театрального представления, то есть воспитатель показывает детям спектакль. Когда ребенок поймет, что такое театр, тогда можно учить его играть самостоятельно, предложив ему определенную роль. Со временем инсценировки должны усложняться, можно добавить дополнительных героев, задействовать вторую руки и другие пальчики.

Для начала познакомьте ребят с настольным театром и театром на фланелеграфе или на магнитах, такое представление будет интересно детям младшего дошкольного возраста. Сначала ребята будут с интересом смотреть и наблюдать, затем предложите им озвучить или передвигать отдельных героев. Это и будет первый опыт принятия на себя роли. Ребята старшего дошкольного возраста могут сразу руководить несколькими героями. Для таких представлений можно использовать специальные театральные наборы по конкретным сказкам или наборы игрушек разной тематики, а сюжет придумать самостоятельно.

В театрализации можно использовать пальчиковые театр – это набор маленьких фигурок, которые надеваются на пальчик ребенка. Каждая фигурка имеет свой характер, свое значение, свою роль. Как правило, фигурки театра соответствуют героям детских сказок, но могут быть отдельные герои, выполняющие определенные роли или функции. Пальчиковый театр позволяет разложить сказку на ладони ребенка. Ребенок может стать любым героем, а иногда и сразу несколькими. Пальчиковый театр хорош тем, что воспринимается детьми как игра.

Также можно использовать куклы-перчатки, они довольно сложны в использовании, так как обладают уникальной способностью двигаться, говорить, проявлять эмоции. В отличие от стационарных фигурок для настольного, фланелеграфного или пальчикового театров, кукла на руку умеет двигаться, напоминая живое существо. В умелых руках воспитателя или родителя, кукла становиться другом ребенку. Удивительно, что дети не отождествляют куклу и взрослого, они воспринимают их как бы отдельно. Поэтому дошкольники охотнее делятся своими секретами, рассказывают о проблемах и трудностях, которые с ним происходят. Возникает диалог между ребенком и взрослым посредством куклы, в ходе которого выявляются детские психологические проблемы.

Старшие дошкольники уже могут сами примерить на свою руку куклу и вместе с ней - героя. При этом они от лица героев рассказывают истории, которые, по сути, являются их собственными волнующими ситуациями.

Разыграть сказку можно еще одним интересным способом, с использованием маски и костюма, когда дети берут на себя определенную роль. Для этого нужны специальные костюмы, маски и атрибуты. Каждому ребенку важно вжиться в роль, эмоционально передав его образ и настроение.

Все театральные игры проводятся на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание сказки. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение различных игр и так далее. На таких занятиях любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.

Занятия должны быть организованы по подгруппам от 4 до 7 человек, что позволяет проводить как индивидуальную работу, так и создавать и сохранять коммуникативные ситуации.

Для того чтобы такая работа оказалась продуктивной необходимо четко следовать этапам работы.

Для начала провести предварительную работу над текстом, диалогов должно быть много, и они должны быть доступны для восприятия детьми дошкольного возраста.

Затем познакомить ребят с содержанием. Рассказать сказку, историю с помощью кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент делать на их мотивах, а также на внеречевых средствах перевоплощения.

Потом ребята разыгрывают содержание по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств, например, движения головы, туловища, походка, движение руками, при этом ведущая роль остается у взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего участия. На первых порах оно может быть довольно частым.

Затем – чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

И наконец – самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала воспитателя. По ФГОС.  Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализаци...

Интегрированная образовательная деятельность рисование + театрализация нетрадиционным способом «граттаж» «По тропинкам любимых сказок» 2 младшая группа

Конспект интегрированной образовательной деятельности рисование + театрализация, нетрадиционным способом «граттаж» «По тропинкам любимых сказок» для детей 3-4 лет. Ко...

Театрализация, как способ развития детей — дошкольников.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык.К.Г. Паустовский....

Театрализация как способ сказкотерапии на занятиях в ДОУ

Сказкотерапия, как и театрализация являются для дошкольников обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его личное "...

«Театрализация, как способ взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и родителей»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытийЭто хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направлен...