«РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
проект (средняя группа) на тему

 

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала воспитателя. По ФГОС.

  Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В  ее основе лежит креативность (творчество), умение ориентироваться в информации, самостоятельно реализовывать  свои представления.

  Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка..

       Развитие творческих способностей  будет более эффективным, при:
- создание условий для развития творческой деятельности детей; 
- погружение ребенка в творчество связано с познавательной и практической деятельностью; 
- педагогические приемы, формы и методы взаимодействия с детьми соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям дошкольников; 
- определена и используется система образовательно-творческих заданий разного уровня сложности.

Творческие  проекты классифицируются по преобладающему мотиву:

- по доминирующему виду творчества (изобразительное, театральное, прикладное, хореографическое, музыкальное,  др);

- по форме представления результата (праздник, презентации, выставки, концерт, спектакль и др.)

Результаты проектной деятельности проявляются:

- в интерпретации, переосмыслении предложенного замысла;

- в реализации собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать замысел с помощью разных выразительных средств;

 - в оформлении продуктов проектной деятельности (подбор, изготовление афиш, декораций, костюмов, программок).

Реализация детских проектов помогает многим детям:

- Испытать радость открытия;

- Чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;

- Успешнее социализироваться и адаптироваться в окружающем мире.

   В этом я убедилась, проживая проект «Различные средства выразительности в процессе театрализации как способ коммуникативных способностей».

Паспорт проектной деятельности.

Актуальность

 Известно: речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

 Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе непосредственно образовательной деятельности возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям взрослых.  За последние годы  педагоги дошкольных учреждений  все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в усвоении программного материала, отмечают   нарушения в звукопроизношении  и как следствие этого, слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по выше изложенным причинам, отстающие в развитии от сверстников.

 Конечно, с такими детьми занимается логопед, но и воспитатели должны принимать активное участие в данной работе для достижения видимых результатов. Исходя из этого, я решила связать  свою  работу с коммуникативными способностями  детей с привлечением различных средств выразительности в процессе театрализации, атрибутов и их элементов. Театрализация   привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализация  может  иметь   форму спектакля, театрализованных игр и т.д.

 Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении.  Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.

 Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы,  побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

  « Коммуникативные способности развиваются в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поскольку, не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в этом может оказать театрализация в детском саду. Они всегда радуют детей, и пользуются у них неизменной любовью.

Тема«Различные средства выразительности в процессе театрализации как способ коммуникативных способностей детей»

Тип проекта - информационно-практический, долгосрочный.

По предметно –  образовательной областихудожественно –  эстетическое, речевое развитие.

По характеру координации проектаоткрытый.

По количеству участниковгрупповой ( дети группы № 9 ,воспитатели, родители, музыкальный руководитель).

Срок реализациисентябрь- май.

Форма представления проектапрезентация средствами театрализованной деятельности.

Цель проекта:

-развития эстетических способностей средствами театрального искусства в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром;

-вступать втесный взаимосвязь друг с другом, проявлять в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.)

-создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление  заданного литературным текстом, сюжетом или сочинение вариативного собственного сюжета);

-исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики ,пантомимики, движения, напева);

-оформление спектакля – в создании ( подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

 

Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных способностей и социально – эмоционального развития становится возможным при выполнении следующих  задач:

 

Задачи:

-последовательное знакомство с видами театра;

-постепенное ознакомление с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- единство  социально-эмоционального и когнитивного развития;

-совершенствование артистических навыков детей;

-работа над речью, интонациями;

-раскрепощение ребенка;

-побуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Гипотеза:

- если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя  различные средства выразительности в процессе театрализации , то речь ребенка улучшится.

Основные принципы реализации проектной деятельности:

-импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учёт индивидуальных способностей.

Основные формы реализации проектной деятельности:

-разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни ( смешной случай, интересное событие и т. д.);

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры – драматизации;

-разыгрывание сказок и инсценировок;

-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Перспектива развития проекта:

-представить спектакль для детей младших групп;

-организовать с родителями « Творческую мастерскую» по изготовлению костюмов и декораций для театрализованной деятельности;

-обновить и изготовить атрибуты, декорации в зоне развития и творчества детей;

-представлять исполнительский уровень детей участием в разных конкурсах и мероприятиях.

Этапы проекта:

-подготовительный: определить программное содержание, структуру и технологическое обеспечение для осуществления проекта.

-основной: реализовать задачи проекта посредством проведения  различных мероприятий.

-заключительный: презентацию результатов проекта, подвести итоги, сделать выводы.

Результат:

-повысился интерес у детей к театральному искусству.

- ознакомлены с окружающим миром во всем его многообразием – через образы, краски, звуки, музыку.

- сформулированы способности анализировать свои поступки, поведения сверстников, героев сказок.

-  дети умеют применять в спектаклях, инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи.

Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты так как имеющиеся знания благодаря их многократному практическому и наглядно действенному воспроизведению в игре, драматизация приобретает прочный и осознанный характер. Именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающееся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и усердием, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 В своей работе я достигла таких результатов благодаря совместной работе с родителями, которые принимали активное участие в развлечениях, праздниках, сценах, а также изготовлению различных театров. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

В проектной деятельности представлены:

-паспорт проектной деятельности;

-перспективный  этапный  план работы на учебный год;

-картотека  игр- драматизации;

-сказки, сценки, ролевые диалоги по иллюстрациям;

-консультации для родителей;

-мониторинг.?

Библиографический список:

1.Антипина А.Е. ««Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.

2. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.

3.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.

4.Буренина А.И. «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.

5.Мигунова О.В. «Организация театральной деятельности в детском саду».      

   Великий Новгород, 2006 г.

6.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.

7.Сорокина Н.Ф. «Кукольный театр для самых маленьких». М., 2009 г.

8. «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 1999г.

9. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 1999г

10. Щёткин А.В. «  Театральная деятельность в детском саду»

 11.интернет источник:dochskolnik.ru

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Выступление на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности"

Повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....