План по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет»
материал
Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет» | 60.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет».
Подготовила воспитатель:
Бабичева Н.П.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
План работы на 2020-2021 год
1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Работа с детьми
- Октябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3.Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
6.Создане с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках КОПа).
7.Игра «Я катаю мой орех».
8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5.Настольная игра «Найди фигуре место».
6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).
- Январь
1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
- Февраль
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
- Март
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
6.Игра «Прищепки»
7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями»
- Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).
5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.
6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)
- Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
Работа с семьёй
- Январь
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
- Апрель
Совместное творчество детей и родителей: (проект «Книжка своими руками»)
Самореализация
- Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Применять потешки в режимных моментах.
- Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Работа с педагогами:
Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему:
- «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»,
выступление на педагогическом совете на тему:
- «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».
Подготовить материал, мастер – класс для педагогов по теме:
- «Использование разных предметов в работе с детьми по развитию мелкой моторики».
Приложение №1:
В течение года:
Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок, камешек, мелких игрушек, круп.
Индивидуальная работа:
«Изготовление Бизиборда», для развития сенсорных способностей.
Сентябрь
- Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик», «Засолка капусты», «Надоели нам дожди».
Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики».
Октябрь
- Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке»
Доклад: «Важность развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Ноябрь
- Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».
Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Декабрь
- Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка»
- Лепка из соленого теста: «Елочка».
Памятка: «Наши пальчиковые игры»
Январь
- Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка».
Индивидуальные беседы –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»
Февраль
- Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»
Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи»
Март
- Лепка из соленого теста: «Букетик для мамы»
Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки»
Апрель
- Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки».
Приглашение родителей на открытое занятие
Май
- Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое».
Мастер-класс «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Дидактическая игра: «Пчёлки»
Правило:
Играет один ребёнок, за столом, играть до конца, найти каждой пчёлке свой цветок. Если правильно подберёшь для пчёлок цветы, то поможешь им собрать мёд.
Подобрать предметы по величине (большие, средние и маленькие), способом накладывания: больше, меньше, такой же.
Пчёлки полетели на поляну, где растёт много цветов, собирать мёд. Помоги каждой пчёлке найти свой цветок.
Нужно правильно подобрать пчёлкам цветы (большой пчёлке – большой цветок, средней – средний цветок, маленькой – маленький цветок).
Игровые действия:
1 шаг – ребенок выкладывает перед собой цветы и пчёлок.
2 шаг - способом накладывания подбирает пчёлкам цветы.
3 шаг - когда все пчёлки найдут сои цветы - игра закончена.
Игровые атрибуты:
Пчёлки, цветы разной величины
Результат для ребенка: – Молодец, помог каждой пчёлке найти свой цветок.
Результат для педагога: – ребенок научился подбирать предметы по величине (большие, средние и маленькие).
Приложение№2.
Пальчиковые игры.
«Лыжи»
(пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котенок»
(пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.
На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями
и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.
Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«Орехи»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).
Игра «Переложи игрушки»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Игра «Человечек»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,
Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда,
Есть четыре ноги, А не ходят и три.
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
Консультация для родителей
« Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода».
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник". - Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?" - Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". - Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. - Ребенок собирает спички(или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
- Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
- Бельевой прищепкой(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". - Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". - Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок(или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Рекомендации для родителей
по развитию мелкой моторики.
- Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
- В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
- Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
- Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
- Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Анкета для родителей на тему:
"Развитие мелкой моторики у дошкольников».
1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)
- Да.
- Затрудняюсь ответить.
- Нет.
- В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)
- В младенчестве
- 3-4 года
- 7 лет.
3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?
-------------------------------------------------------------------------------
4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки , нитки.
- Конструктор, мозаика.
- Кубики , пирамидки, матрёшки.
- Где берёте информацию о видах развития мелкой моторики?(подчеркнуть)
- В саду
- В ТВ.
- В интернете.
- Подсказывает своя интуиция.
6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)
- Пассивно.
- Активно
- Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)
- С первого раза.
- Требуется многократное объяснение.
- Требуется объяснение и показ действий.
8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда?(подчеркнуть)
- Нет, не знаю
- Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.
- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.
- Знаю, поинтересовался у воспитателей.
Родительское собрание: «Способы развития мелкой моторики у детей».
Вос-ль: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Вос-ль: Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
- Пальчиковые игры и упражнения– это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Пальчик-мальчик».
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые игры».
- Оригами – конструирование из бумаги –это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.
Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.
«Ёлка».
Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).
Этапы выполнения работы:
- согните квадраты по диагонали
- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться
- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы
- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.
Вот и елка.
Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.
«Гриб».
Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.
Этапы выполнения работы:
- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.
- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.
- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.
- у основания треугольника взрослый делает надрез
- «ножка» вставляется в «шляпку».
Гриб готов.
Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».
- Шнуровка– это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вос-ль: Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
- Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Вос-ль: Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Вос-ль: На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Упражнения с мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»;
- Игры с кинетическим песком и тестом;
- Игры с прищепками («Чего не хватает?», «Прицепи подходящее по цвету»)
- Упражнения со счетными палочками: д/и «Построй домик, ёлочку»
и т. д.;
- Игры с фольгой: сминание, вытягивание;
- Игры с горохом, фасолью: д/и «Найди клад», «Разложи по цвету»;
- Игра «Чудесный мешочек», узнавание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками;
- Игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, пробки от пластиковых бутылок, пипетки, бусинки, решетки, пельменница, клавиатура (компьютер, телефон): д/и «Пчелы в сотах»; д/и «Лаборатория»; д/и «Нажми кнопку»; д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»;
- Шнурки: Д/и «Шнуровка», «Рыбалка»
- Массаж ладоней каштаном и шишками;
- Лепка из пластилина;
- Молнии: Д/и «Открой – закрой»;
- Морские и речные камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Один и много»;
- Нетрадиционное рисование: ладошками; пальчиками;
- Мозаика (крупная, мелкая, круглая, треугольная, квадратная);
- Пальчиковый театр(бумажный, фетровый, шерстяной);
- Пазлы: бумажные и деревянные, мягкие.
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им усвоить. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Все мы знаем, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Недостатки развития мелкой моторики у детей проявляются:
- В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;
•В затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
• В снижении двигательной памяти и самоконтроля;
• В замедленности, застревании на одной позе.
Всё вышеизложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.
Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
• Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• Играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• Запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• Работу проводить регулярно, систематически;
• Соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 3-4 лет - 7-10 мин.; 4-5 лет – 15 мин., 5-7 – 25 мин.;
• Учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• Стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...
Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...
Тема самообразования. "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,как развивается ребенок....
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
План самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
План самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...