«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

К концу дошкольного возраста у выпускника согласно требованиям ФГОС ДОУ должны быть сформированы такие качества, как любознательность,  активность, умение проявлять самостоятельность в познании нового, неизвестного в окружающем мире, предпосылки учебной деятельности - этому способствует познавательно - исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                             

                                                                         

         Аннотация: с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый толчок в развитии.

          К концу дошкольного возраста у выпускника согласно требованиям ФГОС ДОУ должны быть сформированы такие качества, как любознательность,  активность, умение проявлять самостоятельность в познании нового, неизвестного в окружающем мире, предпосылки учебной деятельности - этому способствует познавательно - исследовательская деятельность.

          Большое значение  в формировании у дошкольников элементарных естественно – научных представлений имеет исследовательская деятельность, проходящая в форме экспериментальных действий: опытов, экспериментов, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.

           Прежде всего, необходимо в группе создать центр экспериментирования, в который входит такое оборудование:

- приборы помощники (лупы, магниты, компас, песочные часы);

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; - различный природный материал;

- бросовый материал (проволока, пробки, кусочки ткани и кожи, пластмассы и т.д.);

- гайки, скрепки, болты и т.д.;

- различные виды бумаги и картона;

- пипетки, мерные ложки, микроскоп.

- прочие материалы: зеркала, различные виды круп, фасоль, бобы и т.д.;

- специальные халаты, фартуки, нарукавники.

            Для того, чтобы начать исследование необходимо создать проблемную ситуацию. Это такая ситуация, когда ребенок хочет решить проблему, например, очистить воду, но это для него трудная задача, потому, что не хватает знаний и он сам должен их искать.

            Следующий этап - дети предлагают пути решения этой проблемы – дома воду очищает фильтр, фильтра нет, чем можно его заменить, рассмотрев разобранный картридж с фильтра, дети предлагают решение проблемы возможно при небольшой подсказке воспитателя.

           Обсуждение, для чего нужна чистая вода, куда можно использовать грязную воду. Подбирается оборудование для исследования.

           После проведения исследования формулируются выводы.

Для создания проблемной ситуации использую такие методические приемы:

  -  Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.

  -    Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

  -    Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

  -    Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

  - Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

           Перед началом работы в лаборатории детям рассказываем о правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с детьми мы исследовали растения, камни, глину, песок, свойства воды и сока, магниты, делали пластилин и соленое тесто, мыльные пузыри и т.д. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки,  неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.

В нашей группе был реализован исследовательский проект «Почему мыльные пузыри круглые».

В рамках этого проекта мы:

- рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о мыльных пузырях;

- читали сказку «Путешествие капельки», «Круговорот воды в природе», «Как появились мыльные пузыри», рассматривали иллюстрации в энциклопедии, картины художников, выучили стихотворении о мыльных пузырях. Запомнили пословицы и загадки;

- изготавливали различные растворы для мыльных пузырей и сравнивали, какие получаются пузыри, делали выводы – размер и прочность пузырей зависит от состава жидкости;

- использовали разные формы для получения пузырей, сделали вывод независимо от формы,  пузыри получаются круглые;

-  при выдувании пузырей через трубочки разного диаметра сделали вывод, размер пузыре зависит от диаметра трубочки;

-  свойства мыльной пленки – эластичность, при прохождении струи воды через пленку она осталась целой.

- беседовали  о пользе мыльных пузырей для дыхания, и радостного настроения;

-    познакомились с правилами безопасного обращения с мыльными пузырями;

-    сделали коллаж о мыльных пузырях, посмотрели видео «Шоу мыльных пузырей».

           Разработали и реализовали совместный с родителями проект «Вода нужна всем». Цель  проекта расширить представления детей о свойствах воды, ее важности для всего живого.

В соответствии с целью были определены задачи:

  1. Познакомиться с уникальными свойствами воды;

      2. Закрепить умения проводить несложные опыты с водой.

      3. Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и   наблюдать;

  1. Воспитывать бережное отношение к воде.        

           Актуальность.  Вода - одно из самых важных источников жизни на земле! Без неё невозможно существования человека, животных и растений! Изучением воды занимаются давно. Многие ученые посвящают этому всю свою жизнь. Вода обладает очень многими свойствами, которые можно увидеть в нашей жизни. Опыты, которые характеризуют свойства воды, простые и их можно повторить  под присмотром взрослых. Поэтому тема с водой нам показалась очень интересной и актуальной! После реализации проекта сделали следующие выводы: Вода — основа жизни на Земле, она необходима всем вокруг: растениям, животным, человеку.  Без неё все живое умрет! Поэтому мы должны беречь воду, не загрязнять, не расходовать впустую.

          Исследование «Как получить другое электричество?» реализовывалось в подготовительной группе. Дети задали вопрос: «Почему на столбах с дорожными знаками есть черные пластины?». Я ответила, что это солнечные батареи или коллекторы для получения  энергии, она накапливается днем, а ночью фонари горят.  Детям  стало интересно, как еще можно получить энергию, и сможет ли она заменить электричество.  Изучили книги «Увлекательные опыты с электричеством», детские  энциклопедии «Атомная энергия», «Зачем и почему? – электричество» - изучив материал в книгах,  изучив информацию в интернете, дети   узнали много интересного об электричестве и провели опыты:

1. Преобразовали солнечную энергию в  электрическую  с использованием солнечных элементов. Вывод: Светодиод загорается – значит, мы смогли добыть электричество из солнечного света.

2. Продемонстрировали возможность преобразования механической энергии (ветра) сил природы в электрическую.  Вывод: Мы построили действующий макет ветрогенератора и на его основе изучили возможность преобразования механической энергии силы ветра в электрическую.

3. Продемонстрировали возможность преобразования химических процессов в электрическую энергию. Вывод: Из подручных предметов мы собрали действующий химический источник тока – «Зеленую батарейку», а также выяснили, что металлы, находясь в агрессивной среде, высвобождают электрическую энергию.    

           Можно различными методами и способами формировать творческую личность и развивать её потенциал, но исследовательская деятельность одна из самых эффективных. Педагогам и родителям необходимо поддерживать ребенка - исследователя и тогда из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников – М.:ТЦ «Сфера», 2010.
  2. Марудова Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – Детство – пресс 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...

Детское экспериментирование, как средство познавательного развития дошкольников

В работе даны основные направления по по кспериментированию с докольниками....

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Статья "Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"...

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Современному обществу нужны развивающиеся, образованные и предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принять решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Исследовательская работ...

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»?  Это можно сделать в детском саду, создав комфортные  и методически грамотные условия дл...

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Особенности организации детского экспериментирования.Сотрудничество в экспериментировании как условие познавательного развития детей.             Система эксп...