«Краеведческое ралли по Керженскому заповеднику»
проект (подготовительная группа)
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Но современные дети практически не знают о заповедниках России. Информации они не получают ни от родителей, не из СМИ.
А заповедники - территории, которые находятся под особой охраной, под запретом, с целью сберечь редкие породы растений, животных и т. п. Поэтому решили рассказать детям нашей группы о заповеднике, который находится на территории нашего края «Керженский» и организовали познавательно-исследовательский проект по данной теме. Участие в проекте позволит расширить представления детей о заповеднике. Позволит выявить редкие и исчезающие виды животных, обитающих в заповеднике. Привить детям дошкольного возраста основы экологической культуры.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kerzhenskiy_zapovednik.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
Педагогический коллективный проект
«Краеведческое ралли по Керженскому заповеднику»
Авторы проекта:
Верещагина Т.Т.,
Колчина А.А.
г.о. Семеновский 2022г.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погорельский
Паспорт проекта
Возраст участников
Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).
Вид проекта
По количеству участников в проекте:
- коллективный.
По продолжительности выполнения проекта:
- краткосрочный (с 07 февраля по 28 февраля).
По доминирующему виду деятельности:
- познавательно- исследовательский проект.
Актуальность проекта
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Но современные дети практически не знают о заповедниках России. Информации они не получают ни от родителей, не из СМИ.
А заповедники - территории, которые находятся под особой охраной, под запретом, с целью сберечь редкие породы растений, животных и т. п. Поэтому решили рассказать детям нашей группы о заповеднике, который находится на территории нашего края «Керженский» и организовали познавательно-исследовательский проект по данной теме. Участие в проекте позволит расширить представления детей о заповеднике. Позволит выявить редкие и исчезающие виды животных, обитающих в заповеднике. Привить детям дошкольного возраста основы экологической культуры.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Гипотеза:
ЕСЛИ: | ТО: |
Создать систему экологического воспитания в ДОУ | Удастся дать необходимые экологические знания, представления и избежать перегрузи дошкольников |
Осуществлять воспитательно- образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий | Удастся дать необходимые экологические знания, представления и сохранить здоровье дошкольников |
Применять на занятиях нестандандартные формы работы | Появиться возможность развивать творческие способности и иследовательские умения детей |
Предусмотреть в планах работы по проекту содружество: детский сад= семья, активные формы работы детского сада с семьей | Просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность в экологическом просвещении детей возрастет |
Цель проекта:
- Дать детям первоначальные знания о заповеднике, его истории и деятельности.
- Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием животного мира Керженского заповедника, ее экологией.
- Познакомить детей с Красной книгой Керженского заповедника.
- Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
- Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
- Формировать умение работать с информацией
- Обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения.
- Активизировать деятельность родителей в экологическом воспитании детей.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, через продуктивную деятельность.
Новизна:
Использование модульного подхода к организации образовательного процесса, на наш взгляд это: целостность, разносторонность, вариативность, действуя в рамках одной темы может дать комплексно-тематическое планирование. Форма организации образовательной работы при таком подходе помогает детям успешно и без переутомления осваивать необходимые для их возраста знания.
Практическая значимость:
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности его реализации в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Всё зависит от фантазии педагога. Представленный опыт по организации предметно-развивающей среды, как современный подход к проведению разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к заповеднику, заботливое и бережное отношение к природе, повысит интерес детей к ценностям родного края, а это уже почто 100% -ный результат успеха.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, выставки детских и родительских рисунков животных, выпуск буклетов о «Керженском заповеднике», показ презентации на тему «Керженский заповедник», посещение библиотеки, а также выполнение практических заданий совместно воспитателя и ребенка, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Образовательная область | Содержание
|
Физическое развитие | Проведение подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др. |
Социально-коммуникативное развитие | Формировать основы экологической культуры. Знакомить с отдельными представителями животного мира из Красной книги. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе. |
Художественно-эстетическое развитие | Слушать звуки природы(пение птиц, крики животных, шум леса) Передавать свое отношение к природе через продуктивную деятельность ( лепка, рисование, оформление альбомов и макетов). |
Речевое развитие
| Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, загадок, считалок. Закреплять умение детей передавать свое отношение к природе в рассказах. |
Познавательное развитие | Дать детям более полное представление о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Уточнять и расширять представление о заповеднике Знакомство детей с дикими животными Керженского заповедника. |
Форма работы:
- изучение литературы по теме;
- беседы;
- занятия по теме;
- изучение продукта детского творчества;
- организация выставки работ детей;
- оформление консультации, буклетов для родителей о Керженском заповеднике;
- посещение городской библиотеки;
- создание презентации.
Этапы реализации проекта
Этап | Деятельность на этапе |
Организационный этап |
|
Этап реализации | Познавательная деятельность:
Речевая деятельность:
И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи». Г. Скребицкий «На лесной полянке». В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж») Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц». В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»
Р. н. с. «Зимовье». Р. н. с. «Хвосты» Р. н. с. «Два медвежонка» Художественно творческая деятельность:
Игровая деятельность:
Музыкально-фольклорная деятельность.
Работа с родителями. Родителям предлагалось:
|
Результативный этап |
|
Интересы участников проекта
Группа | Интересы участников проекта |
Дети |
|
Педагоги |
Получить возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков по познавательной деятельности. |
Родители |
|
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погорельский
Читая строки стихотворения С. Погорельского, сражу же, представляешь всю неповторимую и необычную красоту леса, его таинственность, и взрослые и дети любят гулять по лесу пытаясь разгадать загадки его. И мы с ребятами заинтересовались не только заповедником, но и захотели узнать, кто же, живет в заповеднике и кто охраняет покой заповедных мест. Дети задавали много вопросов в ходе рассмотрения различных альбомов, но самый частый вопрос это был, чем питаются животные в лесу зимой, как зимуют животные, где спят.
Вначале мы с детьми изучали историю и герб Керженского заповедника, рассматривали различные иллюстрации леса, проводилась беседа о правилах поведения в лесу, альбомы с дикими животными нашего края, читали стихи, сказки и рассказы о животных. Далее мы просмотрели презентацию о жизни диких животных в лесу, как помогают работники заповедника животным пережить долгую холодную зиму в лесу. Познакомились с животными нашего края.
На втором этапе была организавана экскурсия в городскую библеотеку, где
сотрудники библеотеки рассакзали о природе нашего Родного края и показали презентацию о Керженском заповеднике. Дети посмотрели выставку книг о животных нашего края, Красную книгу Нижегородской области. Такая экскурсия дала детям большой запас знаний о Керженском заповеднике и незабываемые впечатления.
На третьем этапе ребята занимались проектной деятельностью, рисовали, лепили, ребята вместе с воспитателем создавали макете леса с дикими животными. И в свободное время у детей было желание самостоятельно рисовать, лепить животных, рассматривали журналы и иллюстрации с лесом и дикими животными. Дети старшей группы сделали не большой рассказ о правилах поведения в лесу для детей средней группы. Воспитатели в группе провели консультации для родителей, распостранили буклкты о Керженском заповеднике.
Родители вместе со своими детьми очень заинтересовались проектом и во многом нам помогали.
Заключение
Полученные в ходе реализации проекта результаты .
Наиболее оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного об охране окружающей природе, о Керженском заповеднике и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к жизни диких животных в природе. Дети владеют определенным уровнем знаний о заповеднике и обитателях заповедника, о работниках заповедника. Воспитывается нравственность и бережное отношение к природе. Формируется осознанное отношение к Родине, гуманное отношение к природе.
Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает не только позитивно взаимодействовать с природой, но гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Развивать творческую личность, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. исправ. и допол. – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /В.В. Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина и др. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Н.Г.Зеленкова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(Подготовительная группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
- Т.С.Комарова Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
- М.М.Борисова Малоподвижные игры игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- Т.С.Комарва Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
- О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
Использованные интернет ресурсы:
- Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей». http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
- Консультация для родителей «Мы друзья природы»
http://nsportal.ru/detskiy-sad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка - передвижка "Керженский заповедник"
Информация о Керженском заповеднике (Семеновский округ Нижегородская область)...
Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими вида...
Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи: 1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими ви...
Конспект НОД «Путешествие в Керженский заповедник». Средняя группа.
laquo;Познавательное развитие»: «Ознакомление с окружающим миром»...
Проект "Красная книга Керженского заповедника"
формирование представления детей об особо охраняемой природной территории Керженского заповедника и ценностное отношение к миру животных на этой территории...
Презентация для старших дошкольников "Керженский заповедник"
Презентация поможет воспитателю донести до понимания детей важность сохранения обитателей природы, красочно представить обитателей Нижегородской области, в том числе - исчезающие виды животных, растен...
Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"
День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...