Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
рабочая программа
Программа «Социокультурные истоки»:
- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;
- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;
- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsiokulturnye_istoki.docx | 121.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
«Утверждено»
приказ МАДОУ «Детский сад «Радуга»
№ ______ от 0.09.2020 г
Программа
духовно-нравственного воспитания
«Социокультурные истоки»
Составители
Твердова Т.С., воспитатель
Волкова Н.В., воспитатель
п.Агириш
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Содержание | Стр |
1 | Целевой раздел | 5 |
1.1 | Пояснительная записка | 5 |
1.1.1 | Цели и задачи программы | 6 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.2 | Планируемые результаты | 8 |
2. | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности | 8 |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | 11 |
2.3 | Взаимодействие взрослых с детьми | 14 |
2.4 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников, социальное партнёрство | 14 |
3 | Организационный раздел | 15 |
3.1 | Описание материально-технического обеспечения Программы | 15 |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 17 |
3.3 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 21 |
3.4 | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 22 |
3.5 | Примерное календарное планирование (по возрастам) | 23 |
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт» Педагог В. В. Зеньковский
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дшкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Программа «Социокультурные истоки», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа включена в образовательную программу дошкольного образования как часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа «Социокультурные истоки»:
- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;
- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;
- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка;
Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
Основывается на принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
Обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей (совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям родного народа. Данные особенности восприятия мира ребенком - дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Новизна программы:
- Создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательных отношений;
- Использование принципиально новых технологий эффективного образования, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков; важнейший инструментарий работы по программе – активные формы образовательной деятельности, связанные с передачей ребёнку и его семье системы ценностей;
- Создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;
- Формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;
- Обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей дошкольного возраста, книги для развития речи детей, книги для художественно - эстетического развития, альбомы для рисования и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;
- Создание единого социокультурного контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье;
Соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;
Программа имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностных ориентаций детей, основанная на лучших духовных и культурных традициях многонационального народа России, дает подрастающему поколению питательную, из которой можно почерпнуть главное – любовь и уважение к своим родителям, родной земле, стране, богатому духовному и культурному наследию.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
1.1.2.Принципы формирования Программы
«Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.
2. Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.
3. Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.
4. Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.
5. Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга дети испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.
6. Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.
- Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
- Душевное запечатление (рефлексия).Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит переоценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
- Интегративности. Интеграция социокультурного, духовно- нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс. Предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно - поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
Результатами реализации программы являются:
- системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Система ценностей
- Ценности родной культуры: Ценности культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры прошлого-настоящего-будущего.
- Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.
- Социокультурные ценности: Дети приобретают первичный социокультурный опыт, воспринимают традиции своего народа, получают базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности. Эти ценности весьма важны для строительства гражданского общества и гражданского воспитания ребенка-дошкольника.
- Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Развивают у детей способность целостного восприятия мира, формируют такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.
- Ценности красоты: красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в послушании и сострадании.
- Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание. Постигая нравственные ценности своего народа, дети осваивают основы гражданской культуры.
- Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций(Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Содержательная основа программы – система понятий и категорий, которые позволяю сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
Образовательная программа разработана для:
- Средняя (4-5 лет);
В средней группе целями образовательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
- Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми. Для детей этого возраста разработаны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».
Логика развития основных коммуникативных умений выглядит следующим образом:
Средняя группа (4-5 лет):
У детей 4-5 лет повышается значимость общения со сверстниками, а главной коммуникативной потребностью становится потребность в сотрудничестве с детьми и взрослыми и признании с их стороны.
В возрасте 4-5 лет ставятся задачи развития:
- Навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
- Способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- Способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
- Умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы.
Познавательное осмысление осваиваемых духовно-нравственных категорий и ценностей осуществляется в процессе различных видов деятельности самостоятельной и совместной деятельности взрослого (педагога и родителя) с детьми (игровой, коммуникативной, восприятия детской литературы и фольклора, познавательной, музыкально- художественной, продуктивной ) через реализацию принципа интеграции на основе следующих особенностей программы «Социокультурные истоки:.
- Соединение воедино познавательных, нравственных, и социокультурных понятий, что позволяет объединять воспитание и развитие в целостный образовательный процесс;
- Освоение положительного социокультурного опыта родного народа и приобретение личностного социокультурного опыта, который осваивается детьми на основе прочувствованных знаний, развитие способности ориентироваться на будущее;
-Выход на целостное развитие ребёнка и успешный переход его с одной ступени на другую, что обеспечивает более высокий уровень познавательного развития;
-Внесение нового содержательного компонента познавательно развития дошкольников на основе базовых ценностей родного Отечества;
- Изменение взаимодействия педагога с детьми на основе субъектной позиции ребенка (он активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания, свободен к принятию и обоснованию нестандартных решений);
- Формирование у детей интереса к будущей взрослой жизни, созданию семьи и выбору профессии;
Освоенные воспитанниками категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полученные знания в реальной жизненной ситуации.
Методологической основой данной программы является социокультурный системный подход профессора, члена-корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно- нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.
На основе методологии социокультурного системного подхода разработана и реализуется целостная система активных форм развития и воспитания дошкольников, а также методика их проведения. Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии детей дошкольного возраста.
Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования:
- Содержательный;
- Коммуникативный;
- Управленческий;
- Психологический;
- Социокультурный.
Активные формы развития и воспитания:
- Ресурсный круг;
- Работа в паре;
- Ресурсный круг с делегированием;
-Работа в микрогруппе с участием родителей (проводятся на основе уникальных педагогических технологий).
Основной формой работы с детьми являются активные занятия.
Формы. Совместная деятельность взрослого и детей; работа в паре; работа в микрогруппе; микрогруппе с участием родителей; ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием народные (обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые), сюжетно-дидактические, подвижные, хороводные, настольно-печатные, речевые игры; игровое инсценированные, драматизация, продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру, социально-педагогические проекты, праздники, оформление выставок детского творчества
Способы. Игровые действия разной степени сложности и обобщенности; эмоционально выразительные средства; речевые высказывания; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания
Методы.
Создание ситуаций педагогических, морального выбора;
беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.
Средства.
Социальная действительность, картинки, игровые пособия, дидактический материал, макеты, технические средства обучения, художественная литература; мультимедийные презентации.
В течение учебного года предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, что включает в себя обогащение и активизацию словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.
Большинство занятий носит интегративный характер. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в развитии личности по пути нравственного восхождения.
Инициативная личность развивается, как известно, в деятельности.
Развитие коммуникативной инициативы детей в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.
Программа формирует в детях разные виды коммуникативных умений: речевые, социально-психологические, психологические, нормы речевого этикета, умение использовать невербальные средства общения.
Использование метода проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:
- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта.
- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам –научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
- «Мы вместе» - мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов ближайшего социума и родителей в едином процессе творчества.
- «Доброе дело для других» (социальная основа истоковских проектов) – направление естественной активности и инициативы ребёнка к социальному действию, получению социально значимого результата.
- «От знания – к доброму делу; от знания к сотрудничеству» - нравственно-познавательная основа деятельностных взаимоотношений всех участников проекта.
В основе проектного метода - проблемное образование, которое предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит формирование мотивации, системы социокультурных ценностей, творческое овладение знаниями, навыками, умениям, развитие внутреннего мира ребёнка и его мыслительных способностей..
Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка на работу в активных формах образовательной деятельности:
- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы и работы сверстника, испытать совместную радость.
- Одобрение, сопровождающееся моральным признание заслуг ребёнка (одобрение взглядом, словом, жестом).
- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения).
- Вознаграждение взаимопониманием.
- Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.
- Творческие возможности, представленные работой в образовательной деятельности.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Воспитатель в работе с детьми использует несколько форм общения:
- Деятельностное общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);
- Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребенка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);
- Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно-нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом общении формируются социально-ценностные ориентации ребенка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем социальной позиции школьника.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения. В реализации Программы семья является равноправным субъектом образовательного процесса. Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями осуществляют единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Работа с родителями является ключевым элементом в реализации данной Программы для дошкольного образования. Одна из главных задач программы – организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.
Цель: взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей
По взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи программа решает следующие задачи:
- Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей;
-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
- Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка.
Формы работы с семьями:
- занятие
- литературно-музыкальные досуги;
- музыкально-художественная драматизация;
- организация творческих выставок;
семейные гостиные, мастерские, конкурсы, пректы.
Занятия с родителями предваряют проведение итоговых занятий с детьми, заложенных по программе «Социокультурные истоки».
Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно, вся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества взрослых и детей. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.
Таким образом, в Программой обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.
Социальное партнерство
Очень важно педагогам дошкольной организации «распахнуть двери» для широкого социального партнёрства с учреждениями родного города, края. Развивающая среда – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленная на духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое и т.д. развитие и воспитание дошкольников, и их социализацию. Именно взаимодействие социальных институтов оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития, духовно-нравственного становления личности, так как одной из целей программы «Социокультурные истоки» является «преобразование дошкольной организации в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный и духовно-нравственный опыт Отечества».
В рамках Социального партнерства осуществляет сотрудничество:
МБУК «Музей истории и ремесел»
МАУ ДО Советского района "Центр "Созвездие" имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича
МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» п.Агириш
Музей – заповедник «Малая Сосьва»
МБОУ СОШ п.Агириш
МБУ ДО «Советская ДШИ»
Центр материально-технического и методического обеспечения Управления образования Советского района
3. Организационный раздел
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Образовательная среда обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-техническое оснащение, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда учреждения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база в учреждении и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Оснащение
Наименование помещения | Оснащение | |
1 | Групповые помещения с отдельными спальнями (5 групповых помещений) | 5 групповых помещений, изолированных помещений, принадлежащих каждой детской группе. В состав групповых ячеек входят: приемная для детей, групповая (игровая), спальня, туалетная. Площади всех групповых ячеек соответствуют санитарным требованиям. Групповые ячейки для детей младшего дошкольного возраста располагаются на 1 этаже, для старших дошкольников на 2 этаже. Групповые ячейки для детей младшего возраста имеют самостоятельный вход. Групповые помещения в полном объеме оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников, во всех спальных помещениях выделена рабочая зона воспитателя ,соединенными в локальную сеть имеющими выход в интернет. Во всех группах созданы «Центры деятельности детей по интересам» (уголки творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.). Раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, математическое представление, ознакомление с окружающим, художественно-эстетическому развитию и т.д.). Оборудование для закаливающих процедур (обширное умывание, полоскание горла, солевые дорожки и т.д.). - Бактерицидные лампы. В группах установлены интерактивные доски. В приёмных: информационные стенды для родителей, Выставки детского творчества. |
2 | Коридоры детского сада | Информационные стенды, стенды творческих работ детей |
3 | Музыкальный зал | Синтезатор, магнитофон, музыкальный центр, портативная аудиосистема ширма театральная, проектор, ноутбук, колонки, экран для проектора, музыкальные инструменты имеются музыкально – дидактические игры и пособия, музыкальные игрушки, костюмерная.(костюмы детские 39 наименований, костюмы взрослые 36 наименований) |
4 | Физкультурный зал | Стационарное оборудование (спортивный комплекс, гимнастические стенки); переносное оборудование (скамейки, маты, дорожки, канаты, дуги, гантели, кегли, мягкие кубы, доски для ходьбы, мячи массажные , мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, лыжи, обручи, щиты баскетбольные, мешочки с грузом).Спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок, музыкальный центр. |
5 | Кабинет художественно-эстетического развития | Специальные столы, необходимые для работы материалы, шкафы, столы, стулья детские (регулируемые), мольберты, стойки для пособий, компьютер, интерактивная доска, проектор |
6 | Прогулочная веранда | Площадка ГИБДД оснащена по правилам дорожного движения, оснащённая большими макетами жилых домов, магазинов, школ, детского сада. Площадка оборудована комплектом дорожных знаков, набором игровых автомобилей. Спортивная площадка. Игровая зона оснащена мягкими модулями |
7 | Методический кабинет | Библиотека методической и детской литературы, видеотека, подшивка периодики, для педагогов и детей и дидактические пособия для занятий, архив документации, принтер, автоматизированные рабочие места, в локальной сети, сканер. |
8 | Зона игровой территории (уличная территория) | 12 прогулочных участков, индивидуальных для каждой группы, современное игровое оборудование: лесенки, скамеечки, домики, деревянные веранды, модульные конструкции. Отдельно выстроены две спортивные площадки для младшего и старшего дошкольного возраста, которые оснащены спортивным оборудованием. Для каждой группы отведено специальное место с целью выращивания огородных культур. Групповые площадки соединены кольцевой дорожкой, имеет разметку для изучения правил по ПДД. Покрытие прогулочных участков смешанное (травяное с утрамбованным грунтом). Групповые площадки для детей младшего дошкольного возраста располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп. На игровых площадках имеются песочницы с крышками, малые архитектурные формы (горки, лесенки, турники). Оборудование соответствует возрасту и росту детей. |
9 | Музей «Русская изба» | В стадии формирования |
Таким образом, в МАДОУ д\с «Радуга» созданы достаточные материально-технические условия пребывания детей, которые способствуют развитию ребенка в соответствии с его возрастными особенностями
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности. Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог.
Образовательная среда должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.
Программа «Социокультурные истоки» способствует формированию культуро-сообразного содержания, воссозданию в образовательных организациях культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на традиционные культурные ценности России и национальную духовную культуру. Особое внимание в образовательном процессе дошкольной организации уделяется знакомству детей с традициями национальной культуры, несущими глубокий духовно-нравственный смысл.
На основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется социокультурная образовательная среда.
Образовательная среда представляет систему условий развития детей, включая:
- Пространственно-временные: гибкость, трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования;
- Социальные: формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка);
- Материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Большую роль в целостном развитии детей играет создание развивающей предметно-пространственной среды.
Социокультурная развивающая предметно-пространственная среда является фактором естественного и специально-организованного процесса становления личности ребенка как человека культуры.
Содержательным компонентом развивающей предметно- пространственной среды являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т.д.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательной организации (группы), включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, культуросообразности, полифункциональности, трансформируемости, учета гендерной специфики, интеграции.
Базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям. Любая образовательная организация как социальный организм современного общества сможет стать для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравственно и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.
В образовательном пространстве Учреждения, при реализации программы «Социокультурные истоки», исходя из имеющихся условий, (по выбору) целесообразно создать такие функциональные центры, как:
- «Центр традиционной народной культуры «Горница»;
- «Галерея искусств»;
- «Мастерская народных ремесел»;
- «Музей родного края «Наши истоки»;
- «Уголок родной природы»;
- «Музей народной игрушки»;
- «Музей «История родной куклы»;
- «Музей воинской Славы «От былинных богатырей до современных защитников Отечества»»;
- «Центр краеведения»;
- «Центр народной игры «Золотые ворота»;
- «Выставочный центр детского рисунка»;
- «Центр Семьи»;
- «Центр «Ребячьи сказки»;
-и другие.
Предметно-пространственная среда развития должна стать общим фоном жизнедеятельности детей. Она способствует диалогу культур прошлого и настоящего, позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало личности в их единстве.
В групповых помещениях по программе «Социокультурные истоки» целесообразно (по выбору) создание центров развития:
- Мини-музеи родного края;
- Галереи художников;
- «Семь - Я»;
- «Родная книга»;
- «Театр сказок»;
- Краеведения «Люби и знай свой край»;
- «Традиционной игры и игрушки»;
- Выставочный центр «Золотые руки»;
- «Я живу в России»;
- «Играйка» (все виды игр) и др.
Принципами отбора произведений искусства выступают:
- Принцип ценностный, заключающийся в раскрытии ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка;
- Принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания;
- Принцип региональности, обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкально- поэтического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально-жизненную ценность;
- Принцип активности, обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;
- Принцип многомерности, определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния;
- Принцип сотрудничества с родителями обуславливает создание среды взаимодействия детей и взрослых с целью освоения системы категорий-ценностей «Истоков».
Рекомендации моделирования развивающей предметно- пространственной среды
- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.;
Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.
- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно- прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.;
- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от возраста детей;
- Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;
- Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.
- Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»;
«Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты
России и родного края и др.
- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.
Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:
— системная, отвечает целям и задачам Программы;
— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;
— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;
— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:
- реализуемой программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий;
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Праздники
Традиционными общими праздниками являются:
- три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи и (или) проводов зимы, праздник встречи весны;
- общегражданские праздники - Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День округа, День Победы.
Общекультурные традиции в жизни детского сада являются:
- выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии;
- создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показывать детям куколь-ные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);
- организовывать праздники-сюрпризы;
- проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).
Традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия; дни рождения.
В Учреждении сложились устойчивые традиции:
1. Детские конкурсы рисунков, творческих работ детей.
2. Фольклорные праздники ("Колядки", "Масленица" )
3. Музыкальные праздники, развлечения, досуги
4. Физкультурные праздники, досуги, развлечения
5. День космонавтики
6. День знаний (1 сентября)
7. Дни здоровья
8. День открытых дверей (сентябрь)
9. Встреча с интересными людьми
10. Выставка поделок совместно с родителями «Осенние фантазии»
11. Конкурс «Огород на окне»
12. Тематическая мероприятия ко Дню рождения округа
13. Мероприятия, посвященные празднованию 9 мая
14. Выпускной (май)
15. Экскурсии)
16. Выставка рисунков – совместное творчество родителей и детей Открытые занятия
17. Конкурсы чтецов (участники дети 4-7 лет);
18. Празднование Дня матери;
19. Конкурс «Мистер и миссис Радуга»
20. Семейный творческий конкурс «Будь звездой»
21. Конкурсы «Мастерская Деда Мороза», зимних построек
Муниципальные конкурсы:
«Губернаторские состязания»
Фестиваль детского творчества «Весеннее настроение»
Фестиваль художественного чтения «Синяя птица»
Районный конкурс «Волшебная книга»
Спортивные соревнования «Веселые старты»
Шахматный турнир
Поздравительная открытка к 23 февраля
Праздники (музыкальные и спортивные развлечения, концерты) в течение учебного года планируются в соответствии с планом работы учреждения на текущий год.
3.4 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
- Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для разви-тия детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокуль-турном опыте» для дошкольного образования.
- Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
- Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
- Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
- Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
- «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста(5-6 лет);
- «Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
- «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
средняя группа (4-5 лет)
№ п/п | месяц | период | Тема | Задачи | Беседа | Игры | Чтение художественной литературы | Литература | Итоговое мероприятие |
1 | сентябрь | 1 нед. 01.09.- 03.09. | «Дружная семья» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. 5.Создание условий для развития у детей связной речи и эмоционально-образного восприятия героев сказки. | «Что такое семья?» | Хороводная игра «По малину в сад пойдём» (с.10) | Чтение русской народной песенки «Где был, Иванушка?» Л.Корсунская «Семья», «Бабушкин двор | «Истоковедение» том 5, стр.163-165. Истоковедение» том 11, стр.76-77. Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» стр.3, 5-9, 11, 12-13, 14, 15, 16, 18, 19-20, 21. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Наша дружная семья» |
2 нед 06.09.-10.09. | По мотивам РНС «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», | РН игра «У дедушки Трифона» | Чтение РНС «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», И.Бунин «Матушке»; стихотворения М.Танк «Сколько звёзд на ясном небе!» | ||||||
3 нед. 13.09.-17.09. | Рассказывание РНС по картинам книги «Дружная семьья» | Пальчиковая игра «Семья», Словесная игра «Расскажите о героях сказки» | Чтение стихотворения И.Бунин «Наша бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», А.Стариков «Мама и родина» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Наша дружная семья» | |||||
4 нед. 20.09.-24.09. | «Что такое дружная семья?» на основе образов-иллюстраций (РРс12) | Хороводная игра «Где был Иванушка?», речевая игра «Доскажи словечко» | Чтение потешек «Из-за леса, из-за гор…», «Пошла Маша на базар…» Е.Пермяк «Первая рыбка», Стихотворения Т.Бокова «Папа», Э.Шим «Брат и младшая сестра» | Активное занятие. Ресурсный круг «Дружная семья» | |||||
2 | октябрь | 5 нед. 27.09 - 01.10. | «Домашнее тепло» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3.Развитие умения слушать друг друга. 4.Освоение навыков связной речи. 5. Развитие способности у детей поддерживать тепло родного очага. | «Кто живёт в этой дружной семье?». | Игровое упражнение «К нам гости пришли» музыка А.Александрова, слова М.Ивенсен | Чтение стихотворения А.Плещеева «Внучка», Е.Благинина «Бабушка-забота» | «Истоковедение» том 5, стр.165-166. Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» стр.3, 14, 24-25, 27. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Домашнее тепло» |
6 нед. 04.10. – 08.10. | «Что значит дарить тепло?» | РН игра «Как у бабушки Ларисы» | Чтение стихотворения В.Белова «Весёлая забота»; Рассказа Л.Нечаева «Семеро по лавкам» | ||||||
7 нед. 11.10. – 15.10. | Беседа о прочитанном Т.Шорыгина «Дедушка и внучка» | Хороводная игра «Кто у нас хороший!» | Чтение стихотворения Т.Петуховой «Семья», «Семейный круг» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Домашнее тепло» | |||||
8 нед. 18.10. – 22.10. | Беседа о прочитанном Д.Тарадановой «Что может быть семьи дороже?» | Игровое упражнение «Порадуй маму» | Разучивание наизусть песни «Самая хорошая» слова: О.Фадеевой, музыка В.Иванникова | Активное занятие. Работа в паре «Доброе слово в семье» | |||||
3 | ноябрь | 9 нед. 25.10.-29.10. | «Дороги добра» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 4. Освоение навыков разговорной речи. 5.Создание условий для развития инициативной речи детей об окружающем мире. | Беседа на тему «Добро желаешь – добро и делай», «Где живёт доброта?» | Хороводная игра «Ой, вставала я ранёшенько» | Чтение стихотворения Г. Даньшова «Добрый человек», Чтение РНС «Петушок и бобовое зёрнышко» | «Истоковедение» том 5, стр.167-168. Истоковедение» том 11, стр.78-79. Книга для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» стр. 4, 5-7, 8, 9-14. | Информация в родительский уголок и размещение в мессенжерах Слово к родителям «Родной дом – начало всех путей и дорог», «Семья – начало доброго пути малыша» |
10 нед. 01.11.-05.11. | Беседа «О каких добрых делах говорится в потешках?» с.8 | Хороводная игра «Огород» | Чтение потешек «Куда Ваня едешь?», «Пошёл котик на торжок». «Посылали молодицу» | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Дороги добра» | |||||
11 нед. 08.11.-12.11. | Беседа по мотивам РНС «Петушок и бобовое зёрнышко» | Словесная игра «Расскажите о героях сказки» | Чтение рассказа К.Лукашевич «Добрая девочка» М.Пляцковский «Чудесное самое чудо», М.Терехова «Добро» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Дороги добра» | |||||
12 нед. 15.11.-19.11. | Пересказ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» по картинкам книги «В добрый путь» Беседа «Как вы заботитесь о птицах? О домашних питомцах?» | Пальчиковая игра «Эй, кузнец – молодец!» | Чтение стихотворения Т.Петуховой «Мой папа», Л.Николаенко «Доброта», Т Петухова «Забота о бабушке», Разучивание наизусть А.Яшин «Покормите птиц зимой» | Активное занятие. Работа в паре «Дороги добра» | |||||
4 | декабрь | 13 нед. 22.11.-26.11. | «Сказочный лес» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Развитие эмоциональной сферы ребенка. | Беседа «Жизнь леса и его обитатели» | Хороводная игра «Хорошо в лесу» | Чтение стихотворений «Лес родной», Н.Найдёнова «Белые фонарики», К.Д.Ушинский «В лесу летом» | «Истоковедение» том 5, стр.168-171. Книга для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» стр.16-25. | Информация в родительский уголок и размещение в мессенжерах Слово к родителям «Сказочный лес» |
14 нед. 29.11.-03.12. | Беседа на тему «Чем богат лес?», Пословицы и поговорки о лесе с.27 (РР) | Словесная игра «Как найти дорожку» - разучивание | Е.Благинина «По малину», И.Суриков «Зима» - разучивание | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Сказочный лес» | |||||
15 нед. 06.12.-10.12. | Беседа по сказке «Петушок-золотой гребешок» | Словесная игра «Как найти дорожку» - инсценировка | РНС «Петушок-золотой гребешок», стихотворение А.С.Пушкина «Под голубыми небесами» - разучивание | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Сказочный лес» | |||||
16 нед. 13.12.-17.12. | Рассказывание РНС «Петушок-золотой гребешок» по картинам книги «В добрый путь» Отгадывание загадок о лесе. | Показ игры «Как найти дорожку» малышам детского сада | РНС «Снегурушка и лиса», стихотворение И.Токмаковой «Ели» Л.Модзалевский «Времена года» | Активное занятие. Ресурсный круг «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес» | |||||
5 | январь | 17 нед. 20.12.-24.12. | «Добрая забота» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2. Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Освоение навыков разговорной речи и создание условий для развития инициативной речи детей о труде и окружающем мире. 5.Развитие у детей в речевом общении со взрослыми, использовании в практике общения монологов и элементов объяснительной речи. Обогащение и активизация словаря при знакомстве с явлениям и природы и сезонными полевыми работами. | Беседа на основе иллюстраций к рассказу Л.Нечаева «Как покататься на лошадке?» Развитие детей на основе образов-иллюстраций к рассказу | Хороводная игра «Кто пасётся на лугу?» | Чтение Л.Нечаев «Как покататься на лошадке?»; М.Пляцковский «Сивка-бурка»; | «Истоковедение» том 5, стр.171 - 173. Истоковедение» том 11, стр.79-80 Книга для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.4, 5-8, 9, 11, 12, 12-14.. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Добрая забота» |
18 нед. 10.01.-14.01. | Беседа на тему «Как домашние животные помогают хозяину?» Составление рассказа «Как мы помогаем братьям нашим мерньшим» | Русская народная песня «Бурёнушка» | Чтение К.Д.Ушинский «Петушок с семьёй»; К.Д.Ушинский «Спор животных»; Е.Благинина «Котёнок» | Размещение в мессенжерах Слово к родителям на тему «Уроки жизни-любви, добра, заботы о ближних» | |||||
19 нед. 17.01.-21.01. | Составление рассказа по картинкам книги «Добрая забота» | Русская народная песня «С горы на гору шла» | Ю.Крутогоров «Четыре времени года, четыре цвета земли»; Слова М.Ивенсен Музыка Т.Ломовой «Лошадка Зорька» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Добрая забота» | |||||
20 нед. 24.01.-28.01. | Беседа по прочитанным потешкам | Речевая игра «Ласковое словечко» | Л.Коротаева «У моей коровушки»; К.Д.Ушинский «Уточки»; чтение потешек «Когда солнышко взойдёт», «Пошли коровушки», «Ермил, Ермил» | Активное занятие. Ресурсный круг «Добрая забота» | |||||
6 | февраль | 21 нед. 31.01.-04.02. | «Праведный труд» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. 4.Освоение навыков разговорной речи и создание условий для развития инициативной речи детей о труде и окружающем мире. 5.Развитие детей в речевом общении со взрослыми, использование в практике общения монологов и элементов объяснительной речи. Обогащение и активизация словаря при знакомстве с явлениями природы и сезонными полевыми работами» | Развитие детей на основе образов-иллюстраций к рассказу «Семейный праздник» | Русская народная игра «Кто с нами?» | О.С.Абрамова «Семейный праздник»; С.Погореловский «Слава хлебу на столе» | «Истоковедение» том 5, стр.173 - 174. Книга для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.17-25. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Праведный труд» |
22 нед. 07.02.-11.02. | Беседа «Какой цвет у каждого времени года?» Беседа по смыслу пословиц «Жизнь дана на добрые дела»; «Труд человека кормит»; «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» | Словесная игра «Расскажите о временах года» | В.Глущенко «Грядка»; Ю.Крутогоров «Четыре времени года, четыре цвета земли» | Размещение в мессенжерах Слово к родителям на тему «Труд или праздность?» | |||||
23 нед. 14.02.-18.02. | Беседа о смысле пословиц «Весна красна цветами, а осень-пирогами», «Весенний день год кормит» | Пальчиковая игра «Хлеб» | П.Засодимский «Откуда взялся хлеб?» Т.А.Шорыгина «Жатва»; А.Прокофьев «Подсолнух» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Праведный труд» | |||||
24 нед. 21.02.-25.02. | Составление рассказа по картинкам книги «Добрая забота» | Пальчиковая игра «Вместе с мамой» | К.Д.Ушинский «На что тебе?»; Л.Квитко «Дочка»; Я.Тайц «Все здесь» | ||||||
7 | март | 25 нед. 28.02.-04.03. | «Любимая сказка» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3. Развитие умения работать в паре. 4.Развитие навыков разговорной речи. Создание условий для развития инициативной речи детей о сказках. 5. Развитие у детей связной речи и эмоционально-образного восприятия героев сказки. Воспитание интереса к русским народным сказкам. 6.Активизация в речи детей ласкового проговаривания героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительными ласкательными суффиксами. Развитие у детей личностного отношения к поступкам героев сказки, умение устанавливать причинные связи. | Беседа по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» Рассуждение о пословицах: Сказка правда, в ней намёк, добрым молодцам урок» | Хороводная игра «В гости к сказке» - разучивание. | Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Ветер по морю гуляет»; С.Островая «Если сказка в дверь стучится» | «Истоковедение» том 5, стр.174 - 175. Книга для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.9-12. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая сказка» |
26 нед. 07.03.-11.03. | Беседа с детьми по сказке «Крошечка-Хаврошечка»; Рассуждение о пословицах: Красна сказка складом, а песня – ладом. | Хороводная игра «Ой, вставала я ранёшенько» | Знакомство с РНС «Крошечка-Хаврошечка»; стихотворение П.Николаева «Для чего нужны нам сказки?» | Информация для родителей в мессенжеры Слово к родителям «Раскрытие мира людей и взаимоотношений через образы РНС для детей 4-5 лет» | |||||
27 нед. 14.03.-18.03. | Беседа по отрывку из сказки «Конёк-горбунок»; Рассуждение о пословицах: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. | Словесная игра «Расскажите о своей любимой сказке» | Чтение отрывка из сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок»; стихотворение О.Бундур «Папа рассказывает сказку» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая сказка» | |||||
28 нед. 21.03.-25.03. | Беседа по мотивам стихотворения В.Берестова «Недаром дети любят сказку»; Отгадывание загадок о героях любимых сказок. | Игра «Узнайте сказку» | Викторина по РНсказкам | Активное занятие. Ресурсный круг «Добрый мир» (Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым? | |||||
8 | апрель | 29 нед. 28.03.-01.04. | «Благодарное слово» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. | Беседа по мотивам рассказа Н.К.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» | Хороводная игра «В гости к сказке» - закрепление | Чтение истории Н.К.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» | «Истоковедение» том 5, стр. 175. Истоковедение» том 11, стр.80. Книга для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.14, 15-19, 20-22. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Благодарное слово» |
30 нед. 04.04.-08.04. | Беседа «Чему учит правдивая история» Н.К.Абрамцевой на основе иллюстраций из книги с.15-19 «Благодарное слово» | Хороводные игры по желанию детей | Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?»; стихотворение Е.Серова «Родные края» | Информация для родителей в мессенжеры Слово к родителям «Благодарность родителям-основа жизни человека» | |||||
31 нед. 11.04.-15.04. | Составление рассказа по картинам книги «Благодарное слово» | Хороводные игры по желанию детей | Чтение отрывка из РНС «Гуси-лебеди» Стихотворение Н.Иванова «Поздравление бабушке» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Благодарное слово» | |||||
32 нед. 18.04.-22.04. | Развитие детей на основе образов-иллюстраций «Спасибо» с.20-21 («Благодарное слово» речевое развитие) | Хороводные игры по желанию детей | Чтение отрывка из РНС «Крошечка-Хаврошечка»» стихотворение С.Журанин «На горе за рощей» | Активное занятие. Ресурсный круг «Добрая книга» (Какие добрые чувства могут пробудить в сердце ребенка книги?). | |||||
9 | май | 33 нед. 25.04.-29.04. | «Светлый праздник» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 2.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие навыков разговорной речи и эмоционального восприятия праздника Святой Троицы. 4.Обогащение и активизация словаря детей на основе приобщения к творчеству русского писателя И.С.Шмелёва. 5.Развитие связной речи детей, формирование умения эмоционально передавать содержание рассказа с опорой на иллюстрации. 6.Формирование эмоционально-образного восприятия русской берёзки. Обогащение словаря детей словами-эпитетами. | Беседа на основе иллюстраций из книги «Благодарное слово» с.25-26 | Русская народная песня «Во поле берёза стояла» | И.С.Шмелёв «Троица»; Стихотворение Н.Н.Луговской «Утро на троицу» | «Истоковедение» том 5, стр. 176-177.. Истоковедение» том 11, стр.81. Книга для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.24, 27-30.. | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Светлый праздник» |
34 нед. 04.05.-06.05. | Беседа на основе иллюстраций к рассказу К.Д.Ушинского «Берёзка» с.27 (Благодарное слово) | Словесная игра «Доброе слово и доброе дело» | К.Д.Ушинский «Берёзка»; стихотворение К.Д.Ушинского «Майское утро» | Информация для родителей в мессенжеры Слово к родителям «праздник Святой Троицы» | |||||
35 нед. 10.05.-13.05. | Беседа с детьми по рассказу «Троица» | Хороводная игра «Во поле берёза стояла» | А.Прокофьев «Берёза»; стихотворение И.Агеевой «Берёза» | Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Светлый праздник» | |||||
36 нед. 16.05.-20.05. | Развитие детей на основе образов-иллюстраций с.28 (Благодарное слово речевое развитие) | Хороводная игра «Во поле берёза стояла» | Сказка про Берёзоньку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Задачи: познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); познакомить некоторыми кухонными принадлежно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания "социокультурные истоки"...
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки
рабочая программа...
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
Программа «Социокультурные истоки»:- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинс...
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Задачи:Образовательные:-Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»-Формировать у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурны...