Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
методическая разработка на тему
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание методического комплекса
Младший дошкольный возраст с 3 до 4 лет
В группе младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) главными целями воспитательной программы являются:
- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение;
- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять своё отношение к услышанному).
Знакомство детей с миром и формирование доброго , доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. Первое слово, которое дарят ребёнку родители – его имя. В имени – выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребёнка. Святое имя – залог бессмертия.
Ребёнок не только слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поёт ребёнку мать, - колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает умиротворение.
В возрасте 3-4 лет ребёнок способен почувствовать, что песня может быть также частью праздника, выражением общей радости. Самые любимые детские праздники – Новый год и Рождество. Нарядная ёлка, весёлый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту праздничную атмосферу, которая помнится все последующие годы.
Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. Солнце освещает, согревает, радует.
Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребёнок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира.
Показать ребёнку связь Слова и Образа позволяет Первая Книга. Красочные иллюстрации, представленные в книге, делают слово зримым. Слушая чтение, ребёнок впервые начинает ощущать волшебную силу слова. Книга, как яркое проявление связи слова и образа, рождает добрые чувства. Она становится для ребёнка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения.
В этом возрасте определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании.
Основной активной формой обучения в этот период является ресурсный круг. В ресурсном круге каждый ребёнок получает реальную возможность высказываться. Дети учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очерёдность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи.
В ресурсном круге успешное выполнение действий одного и того же класса (пение колыбельной, рассказывание потешки и т.д.) позволяет ребёнку узнать себя и своих товарищей. Результатом самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и ровесникам.
Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т.п.).
В общении со взрослыми у детей 3-4 лет в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтения книги создают условия для удовлетворения потребностей у детей в общем с взрослыми деле.
Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет
В группе среднего дошкольного возраста целями воспитательной программы являются:
- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательными к родителям и другим близким людям;
- развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
Основными разделами программы являются «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь. Центральными категориями, которые предлагается освоить дошкольниками, являются «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Выбор данных категорий обусловлен тем, что они отражают особенности представления о семье, имеющейся у русского человека.
Для ребёнка естественно считать, что он и его родители – одно целое. Ощущение дружной семьи возникает в том случае, когда каждый её член окружён вниманием и заботой, каждый находит в ней радость и утешение. Дружной можно назвать семью, в которой все стремятся как можно чаще быть вместе. Дружная семья позволяет ребёнку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Дружная семья даёт ощущение домашнего тепла, которое воспринимается как проявление сердечной доброты.
Для ребёнка 4-5 лет велико значение оценки взрослого (по модусу правильно – неправильно, хороший – плохой, добрый – злой и т.д.). Это связано с формированием в данном возрасте потребности в социальном соответствии (желание быть таким, как взрослые). Пытаясь получить похвалу, ребёнок стремится к воспроизведению норм поведения взрослых и далее – к контролю за правильностью своего поведения. Данная возрастная особенность получает подкрепление и развитие в процессе освоения такой категории, как «Дорога добра». Содержание категории представлено следующим социокультурным рядом: «Родной дом для человека – начало всех путей и дорог. Куда за руку ведут ребёнка взрослые? В детский сад, в гости к бабушке, в храм, навестить больного друга… Почему эти дороги можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основание доброго опыта».
Прочувствованное восприятие на занятии данного социокультурного ряда позволяет каждому ребёнку ощутить свою способность поступать в соответствии с социальными нормами, получать одобрение, что, в свою очередь, способствует развитию положительной самооценки.
Отбор категории для такого раздела программы, как «Родные просторы», в дошкольном образовании обусловлен особенностями восприятия ребёнком окружающего мира. Дитя ощущает мир как живое целое, оно открыто миру, так как чувствует себя его частью. Ребёнка влечёт и притягивает окружающий мир. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира – одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
В свете представлений об особенностях восприятия мира ребёнком становится понятным его отношение к «братьям меньшим». Если даже объекты неживой природы ребёнок способен наделить чувством, то поведение животных, которые во многих проявлениях похожи на человека, воспринимается им как вполне реальное отражение чувств и отношений в мире людей.
Эта возрастная особенность может стать основой для развития у детей таких качеств как сочувствие, сострадание. Именно этим обусловлено включение в раздел программы «Труд земной» такой категории, как «Добрая забота».
Включение категории «Праведный труд» в программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.
В разделе «Труд души» представлены категории «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник».
В возрастной группе 4-5 лет у детей повышается значимость общения со сверстниками. Традиционно в качестве основного способа организации общения рассматривается игра. Использование на занятиях по программе такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагающей необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребёнка к участию в коллективной деятельности.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное восприятие детьми шестого года жизни ценностей внутреннего мира человека. Развитие целостного мировосприятия. Продолжение формирования представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Развитие нравственных чувств старших дошкольников, содействие формированию нравственного поведения (умение проявлять доброе отношение и заботу друг к другу, младшим детям, бабушкам и дедушкам). Формирование мотивации к послушанию взрослым, совершению добрых поступков.
Особенности развития нравственного сознания старшего дошкольника. Потребность в социальном соответствии. Воспитание в преемственности социальной традиции – условие формирования национальной идентичности, развития нравственного сознания. Влияние социокультурного контекста развития дошкольника на процесс становления базовой культуры личности ребенка.
Развитие мотивации на общение в группе, взаимодействие и сотрудничество. Закрепление навыков взаимодействия в ресурсном круге, в паре, умения слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию. Формирование адекватной самооценки старшего дошкольника.
ВЕРА
Верность родной земле. Родная земля – место, где родился и живет человек. Богатыри и воины – защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера.
Радость послушания. Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой.
НАДЕЖДА
Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой?
Доброе согласие. Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.
ЛЮБОВЬ
Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь.
Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других – радоваться самому.
МУДРОСТЬ
Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь – правила мудрости.
Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ.
Старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет
Развитие эмоционально-волевой и духовно-нравственной сферы ребенка седьмого года жизни. Первоначальное знакомство детей седьмого года жизни с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. Продолжение формирования у детей представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Воспитание уважения к людям труда. Первоначальное знакомство с социокультурными традициями выбора жизненного пути.
Закрепление позитивного настроя на общение в группе. Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных встреч (умение участвовать в общем деле, понять сверстника, встать на его позицию, поделиться своими знаниями, договориться, прийти к согласию). Развитие единого контекста в группе. Развитие основ управленческих навыков. Формирование ресурса успеха.
ТРАДИЦИИ СЛОВА
Сказочное слово. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие. Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок.
Жизненный путь. Опыт старших поколений. Добрый человек в добре проживет век. Праведная жизнь.
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА
Светлый образ. Благочестивые родители. Светлый отрок. Благодать Божия. Вера. Молитва. Защитники Земли Русской.
Великий чудотворный образ. Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА
Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Благодарность мастеру.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство.
Книга – праздник души. Путь книги. Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать книги?
Игровая деятельность как средство реализации программы «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
(игры, рекомендуемые в период подготовки к встречам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)
· Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Советы родителям по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»
Советы родителям в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»...
Образовательная программа дошкольного образования. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников Истоки".
Программа представляет собой содержательный модуль "Духовно-нравственная культура (православная культура)" основной общеобразовательной программы дошкольного образования....
Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Задачи: познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); познакомить некоторыми кухонными принадлежно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания "социокультурные истоки"...
Выступление на методическом часе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Выступление на методическом часе...