Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
рабочая программа (средняя группа)

Тетерина Ольга Александровна

Программа «Социокультурные истоки»:

- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;

- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;

- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;

- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

«Утверждено»

приказ МАДОУ «Детский сад «Радуга»

№ ______ от 01.09.2020 г

Программа

духовно-нравственного воспитания

«Социокультурные истоки»

Составители

                                                                                                          Пикулева С.Н.., воспитатель

 Тетерина О..А., воспитатель

п.Агириш

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Содержание

Стр

1

Целевой раздел

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.1.1

Цели и задачи программы

6

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.2

Планируемые результаты

8

2.

Содержательный раздел

8

2.1

Описание образовательной деятельности

8

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

11

2.3

 Взаимодействие взрослых с детьми

14

2.4

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников, социальное партнёрство

14

3

Организационный раздел

15

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы

15

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

3.3

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

21

3.4

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

22

3.5

Примерное календарное планирование (по возрастам)

23

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт» Педагог В. В. Зеньковский

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дшкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Программа «Социокультурные истоки», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа включена в образовательную программу дошкольного образования как часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа «Социокультурные истоки»:

- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;

- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;

- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;

- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка;

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Основывается на принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

Обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей (совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям родного народа. Данные особенности восприятия мира ребенком - дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

        Новизна программы:

- Создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательных отношений;

- Использование принципиально новых технологий эффективного образования, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков; важнейший инструментарий работы по программе – активные формы образовательной деятельности, связанные с передачей ребёнку и его семье системы ценностей;

- Создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;

- Формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;

- Обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей дошкольного возраста, книги для развития речи детей, книги для художественно - эстетического развития, альбомы для рисования и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;

- Создание единого социокультурного контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье;

Соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;

Программа имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностных ориентаций детей, основанная на лучших духовных и культурных традициях многонационального народа России, дает подрастающему поколению питательную, из которой можно почерпнуть главное – любовь и уважение к своим родителям, родной земле, стране, богатому духовному и культурному наследию.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

1.1.2.Принципы формирования Программы

«Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.

2. Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.

3. Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.

4. Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.

5. Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга дети испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

6. Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.

  1. Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
  2. Душевное запечатление (рефлексия).Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит переоценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
  3. Интегративности. Интеграция социокультурного, духовно- нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс. Предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно - поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Результатами реализации программы являются:

- системы социокультурных категорий и ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Система ценностей

- Ценности родной культуры: Ценности культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры прошлого-настоящего-будущего.

- Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.

- Социокультурные ценности: Дети приобретают первичный социокультурный опыт, воспринимают традиции своего народа, получают базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности. Эти ценности весьма важны для строительства гражданского общества и гражданского воспитания ребенка-дошкольника.

- Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Развивают у детей способность целостного восприятия мира, формируют такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

- Ценности красоты: красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в послушании и сострадании.

- Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание. Постигая нравственные ценности своего народа, дети  осваивают основы гражданской культуры.

- Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций(Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Содержательная основа программы – система понятий и категорий, которые позволяю сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Образовательная программа разработана для:

- Средняя (4-5 лет);

В средней группе целями образовательной программы являются:

- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

- Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

- Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

- Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми. Для детей этого возраста разработаны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».

        Логика развития основных коммуникативных умений выглядит следующим образом:

Средняя группа (4-5 лет):

У детей 4-5 лет повышается значимость общения со сверстниками, а главной коммуникативной потребностью становится потребность в сотрудничестве с детьми и взрослыми и признании с их стороны.

В возрасте 4-5 лет ставятся задачи развития:

- Навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;

- Способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

- Способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

- Умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы.

Познавательное осмысление осваиваемых духовно-нравственных категорий и ценностей осуществляется в процессе различных видов деятельности самостоятельной и совместной деятельности взрослого (педагога и родителя) с детьми (игровой, коммуникативной, восприятия детской литературы и фольклора, познавательной, музыкально- художественной, продуктивной ) через реализацию принципа интеграции на основе следующих особенностей программы «Социокультурные истоки:.

- Соединение воедино познавательных, нравственных, и социокультурных понятий, что позволяет объединять воспитание и развитие в целостный образовательный процесс;

- Освоение положительного социокультурного опыта родного народа и приобретение личностного социокультурного опыта, который осваивается детьми на основе прочувствованных знаний, развитие способности ориентироваться на будущее;

-Выход на целостное развитие ребёнка и успешный переход его с одной ступени на другую, что обеспечивает более высокий уровень познавательного развития;

-Внесение нового содержательного компонента познавательно развития дошкольников на основе базовых ценностей родного Отечества;

- Изменение взаимодействия педагога с детьми на основе субъектной позиции ребенка (он активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания, свободен к принятию и обоснованию нестандартных решений);

- Формирование у детей интереса к будущей взрослой жизни, созданию семьи и выбору профессии;

Освоенные воспитанниками категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полученные знания в реальной жизненной ситуации.

        Методологической основой данной программы является социокультурный системный подход профессора, члена-корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно- нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

        На основе методологии социокультурного системного подхода разработана и реализуется целостная система активных форм развития и воспитания дошкольников, а также методика их проведения. Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии детей дошкольного возраста.

        Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования:

        - Содержательный;

        - Коммуникативный;

- Управленческий;

- Психологический;

        - Социокультурный.

Активные формы развития и воспитания:

        - Ресурсный круг;

- Работа в паре;

- Ресурсный круг с делегированием;

        -Работа в микрогруппе с участием родителей (проводятся на основе уникальных педагогических технологий).

        Основной формой работы с детьми являются активные занятия.

Формы. Совместная деятельность взрослого и детей; работа в паре; работа в микрогруппе; микрогруппе с участием родителей; ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием народные (обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые), сюжетно-дидактические, подвижные, хороводные, настольно-печатные, речевые игры; игровое инсценированные, драматизация, продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру, социально-педагогические проекты, праздники, оформление выставок детского творчества

Способы. Игровые действия разной степени сложности  и обобщенности; эмоционально выразительные средства; речевые высказывания; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания

Методы.

Создание ситуаций педагогических, морального выбора;

 беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.

Средства.

Социальная действительность, картинки, игровые пособия, дидактический материал, макеты, технические средства обучения, художественная литература; мультимедийные презентации.

В течение учебного года предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.

Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, что включает в себя обогащение и активизацию словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.

Большинство занятий носит интегративный характер. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в развитии личности по пути нравственного восхождения.

Инициативная личность развивается, как известно, в деятельности.

Развитие коммуникативной инициативы детей в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.

Программа формирует в детях разные виды коммуникативных умений: речевые, социально-психологические, психологические, нормы речевого этикета, умение использовать невербальные средства общения.

Использование метода проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:

- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам –научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- «Мы вместе» - мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов ближайшего социума и родителей в едином процессе творчества.

- «Доброе дело для других» (социальная основа истоковских проектов) – направление естественной активности и инициативы ребёнка к социальному действию, получению социально значимого результата.

- «От знания – к доброму делу; от знания к сотрудничеству» - нравственно-познавательная основа деятельностных взаимоотношений всех участников проекта.

В основе проектного метода - проблемное образование, которое предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит формирование мотивации, системы социокультурных ценностей, творческое овладение знаниями, навыками, умениям, развитие внутреннего мира ребёнка и его мыслительных способностей..

Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка на работу в активных формах образовательной деятельности:

- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы и работы сверстника, испытать совместную радость.

- Одобрение, сопровождающееся моральным признание заслуг ребёнка (одобрение взглядом, словом, жестом).

- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.

- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения).

- Вознаграждение взаимопониманием.

- Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.

- Творческие возможности, представленные работой в образовательной деятельности.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Воспитатель в работе с детьми использует несколько форм общения:

        - Деятельностное общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

        - Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребенка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

        - Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно-нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом общении формируются социально-ценностные ориентации ребенка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем социальной позиции школьника.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

 Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения. В реализации Программы семья является равноправным субъектом образовательного процесса. Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями осуществляют единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Работа с родителями является ключевым элементом в реализации данной Программы для дошкольного образования. Одна из главных задач программы – организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.

Цель: взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

По взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи программа решает следующие задачи:

- Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей;

-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

- Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка.

 Формы работы с семьями:

- занятие

- литературно-музыкальные досуги;

- музыкально-художественная драматизация;

- организация творческих выставок;

  семейные гостиные, мастерские, конкурсы, пректы.

Занятия с родителями предваряют проведение итоговых занятий с детьми, заложенных по программе «Социокультурные истоки».

        Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно, вся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества взрослых и детей. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.

        Таким образом, в Программой обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.

Социальное партнерство

Очень важно педагогам дошкольной организации «распахнуть двери» для широкого социального партнёрства с учреждениями родного города, края. Развивающая среда – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленная на духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое и т.д. развитие и воспитание дошкольников, и их социализацию. Именно взаимодействие социальных институтов оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития, духовно-нравственного становления личности, так как одной из целей программы «Социокультурные истоки» является «преобразование дошкольной организации в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный и духовно-нравственный опыт Отечества».

В рамках Социального партнерства осуществляет сотрудничество:

МБУК «Музей истории и ремесел»

МАУ ДО Советского района "Центр "Созвездие" имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича

МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» п.Агириш

Музей – заповедник «Малая Сосьва»

МБОУ СОШ п.Агириш

МБУ ДО «Советская ДШИ»

Центр материально-технического и методического обеспечения Управления образования Советского района

3. Организационный раздел

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

        Образовательная среда обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-техническое оснащение, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда учреждения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база в учреждении и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Оснащение

Наименование помещения

 Оснащение

1

Групповые помещения с отдельными спальнями (5 групповых помещений)

5 групповых помещений, изолированных помещений, принадлежащих каждой детской группе. В состав групповых ячеек входят: приемная для детей, групповая (игровая), спальня, туалетная. Площади всех групповых ячеек соответствуют санитарным требованиям. Групповые ячейки для детей младшего дошкольного возраста располагаются на 1 этаже, для старших дошкольников на 2 этаже. Групповые ячейки для детей младшего возраста имеют самостоятельный вход. Групповые помещения в   полном объеме оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и   возрастным особенностям воспитанников,  во  всех  спальных  помещениях выделена рабочая зона воспитателя ,соединенными  в локальную  сеть  имеющими выход в интернет.

Во всех группах созданы «Центры деятельности детей по интересам» (уголки творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.).

Раздаточный и демонстрационный материал  по всем разделам программы (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, математическое представление, ознакомление с окружающим, художественно-эстетическому развитию и т.д.).

Оборудование для закаливающих процедур (обширное умывание, полоскание горла, солевые дорожки и т.д.). - Бактерицидные лампы. В группах установлены интерактивные доски.

В приёмных: информационные стенды для родителей, Выставки детского творчества.

2

Коридоры детского сада

Информационные  стенды,  стенды  творческих работ  детей

3

Музыкальный зал

Синтезатор, магнитофон, музыкальный центр, портативная аудиосистема

ширма театральная, проектор, ноутбук, колонки, экран для проектора, музыкальные инструменты  имеются музыкально – дидактические игры и пособия,  музыкальные игрушки, костюмерная.(костюмы детские 39 наименований, костюмы взрослые 36 наименований)

4

Физкультурный зал

Стационарное оборудование (спортивный комплекс, гимнастические стенки); переносное оборудование (скамейки, маты, дорожки, канаты, дуги, гантели, кегли, мягкие кубы, доски для ходьбы, мячи массажные , мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, лыжи, обручи, щиты баскетбольные, мешочки с грузом).Спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок, музыкальный центр.

5

Кабинет художественно-эстетического развития

Специальные столы, необходимые для работы материалы, шкафы, столы, стулья детские (регулируемые), мольберты, стойки для пособий, компьютер, интерактивная доска, проектор

6

Зимний сад

Проектор , экран, мини-теплица

7

Прогулочная веранда

Площадка ГИБДД оснащена по правилам дорожного движения, оснащённая большими макетами жилых домов, магазинов, школ, детского сада. Площадка оборудована комплектом дорожных знаков, набором игровых автомобилей. Спортивная площадка. Игровая зона оснащена мягкими модулями

8

Методический кабинет

Библиотека методической и детской литературы, видеотека, подшивка периодики,  для педагогов и детей и дидактические пособия для занятий, архив документации, принтер, автоматизированные рабочие места, в локальной сети, сканер.

9

Зона игровой территории (уличная территория)

12 прогулочных участков, индивидуальных для каждой группы,  современное игровое оборудование: лесенки, скамеечки, домики, деревянные веранды, модульные конструкции. Отдельно выстроены две спортивные площадки для младшего и старшего дошкольного возраста, которые оснащены спортивным оборудованием. Для каждой группы отведено специальное место с целью выращивания огородных культур. Групповые площадки соединены кольцевой дорожкой, имеет разметку для изучения правил по ПДД. Покрытие прогулочных участков смешанное (травяное с утрамбованным грунтом).

Групповые площадки для детей младшего дошкольного возраста располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп. На игровых площадках имеются песочницы с крышками, малые архитектурные формы (горки, лесенки, турники). Оборудование соответствует возрасту и росту детей.

10

Музей «Русская изба»

В стадии формирования

Таким образом, в МАДОУ д\с «Радуга» созданы достаточные материально-технические условия пребывания детей, которые способствуют развитию ребенка в соответствии с его возрастными особенностями

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

        Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.

        Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности. Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог.

Образовательная среда должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.

        Программа «Социокультурные истоки» способствует формированию культуро-сообразного содержания, воссозданию в образовательных организациях культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на традиционные культурные ценности России и национальную духовную культуру. Особое внимание в образовательном процессе дошкольной организации уделяется знакомству детей с традициями национальной культуры, несущими глубокий духовно-нравственный смысл.

        На основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется социокультурная образовательная среда.

        Образовательная среда представляет систему условий развития детей, включая:

        - Пространственно-временные: гибкость, трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования;

        - Социальные: формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка);

        - Материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

        Большую роль в целостном развитии детей играет создание развивающей предметно-пространственной среды.

        Социокультурная развивающая предметно-пространственная среда является фактором естественного и специально-организованного процесса становления личности ребенка как человека культуры.

        Содержательным компонентом развивающей предметно- пространственной среды являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т.д.

        Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательной организации (группы), включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, культуросообразности, полифункциональности, трансформируемости, учета гендерной специфики, интеграции.

        Базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям. Любая образовательная организация как социальный организм современного общества сможет стать для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравственно и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.

        В образовательном пространстве Учреждения, при реализации программы «Социокультурные истоки», исходя из имеющихся условий, (по выбору) целесообразно создать такие функциональные центры, как:

        - «Центр традиционной народной культуры «Горница»;

        - «Галерея искусств»;

        - «Мастерская народных ремесел»;

        - «Музей родного края «Наши истоки»;

        - «Уголок родной природы»;

        - «Музей народной игрушки»;

        - «Музей «История родной куклы»;

        - «Музей воинской Славы «От былинных богатырей до современных защитников Отечества»»;

        - «Центр краеведения»;

        - «Центр народной игры «Золотые ворота»;

        - «Выставочный центр детского рисунка»;

        - «Центр Семьи»;

        - «Центр «Ребячьи сказки»;

        -и другие.

        Предметно-пространственная среда развития должна стать общим фоном жизнедеятельности детей. Она способствует диалогу культур прошлого и настоящего, позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало личности в их единстве.

                В групповых помещениях по программе «Социокультурные истоки» целесообразно (по выбору) создание центров развития:

        - Мини-музеи родного края;

        - Галереи художников;

        - «Семь - Я»;

        - «Родная книга»;

        - «Театр сказок»;

        - Краеведения «Люби и знай свой край»;

        - «Традиционной игры и игрушки»;

        - Выставочный центр «Золотые руки»;

        - «Я живу в России»;

        - «Играйка» (все виды игр) и др.

Принципами отбора произведений искусства выступают:

        - Принцип ценностный, заключающийся в раскрытии ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка;

        - Принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания;

        - Принцип региональности, обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкально- поэтического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально-жизненную ценность;

        - Принцип активности, обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;

        - Принцип многомерности, определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния;

        - Принцип сотрудничества с родителями обуславливает создание среды взаимодействия детей и взрослых с целью освоения системы категорий-ценностей «Истоков».

Рекомендации моделирования развивающей предметно- пространственной среды

        - Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.;

        Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.

        - Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно- прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.;

- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от возраста детей;

        - Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;

        - Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.

        - Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»;

«Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты

 России и родного края и др.

        - Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.

        Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:

— системная, отвечает целям и задачам Программы;

— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;

— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:

  • реализуемой программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Праздники

Традиционными общими праздниками являются:

- три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи и (или) проводов зимы, праздник встречи весны;

- общегражданские праздники - Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День округа, День Победы.

Общекультурные традиции в жизни детского сада являются:

- выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии;

- создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показывать детям куколь-ные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);

- организовывать праздники-сюрпризы;

- проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).

Традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия; дни рождения.

В Учреждении сложились устойчивые традиции:

1.        Детские конкурсы рисунков, творческих работ детей.

2.        Фольклорные праздники ("Колядки", "Масленица"  )

3.        Музыкальные праздники, развлечения, досуги

4.        Физкультурные праздники, досуги, развлечения

5.        День космонавтики

6.        День знаний (1 сентября)

7.        Дни здоровья

8.        День открытых дверей (сентябрь)

9.        Встреча с интересными людьми

10.        Выставка поделок совместно с родителями «Осенние фантазии»

11.        Конкурс «Огород на окне»

12.        Тематическая мероприятия ко Дню рождения округа

13.        Мероприятия, посвященные празднованию 9 мая

14.        Выпускной (май)

15.        Экскурсии)

16.        Выставка рисунков – совместное творчество родителей и детей Открытые занятия

17.        Конкурсы чтецов (участники дети 4-7 лет);

18.        Празднование Дня матери;

19.        Конкурс «Мистер и миссис Радуга»

20.        Семейный творческий конкурс «Будь звездой»

21.        Конкурсы «Мастерская Деда Мороза», зимних построек

Муниципальные конкурсы:

        «Губернаторские состязания»

        Фестиваль детского творчества «Весеннее настроение»

        Фестиваль художественного чтения «Синяя птица»

        Районный конкурс «Волшебная книга»

        Спортивные соревнования «Веселые старты»

        Шахматный турнир

        Поздравительная открытка  к 23 февраля

Праздники (музыкальные и спортивные развлечения, концерты) в течение учебного года планируются в соответствии с планом работы учреждения на текущий год.

3.4 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
  2. Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для разви-тия детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокуль-турном опыте» для дошкольного образования.
  3. Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
  4. Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
  5. Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
  6. Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
  7. «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
  8. «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
  9. «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
  10.  «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
  11.  «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
  12.  «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
  13.  «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
  14.  «Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
  15.  «Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
  16. «Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
  17.  «Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста(5-6 лет);
  18.  «Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
  19.  «Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
  20.  «Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
  21.  «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
  22.  «Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
  23. «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
  24.  «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
  25.  «Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
  26. «Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

средняя группа (4-5 лет)

№ п/п

Тема

Дата план

Дата  факт

Обязательная часть

содержания образования

Примерный план взаимодействия с родителями

Учебно – методическое обеспечение программы

1.

«Дружная семья»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».

2.Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.

3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

Примерный план:

1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», рассказов Л. Корсунской «Семья», Э.Шима «Брат и младшая сестра», Е.Пермяка «Первая рыбка», стихотворений, потешек, пословиц и личного опыта детей.

2.Русская народная игра «У дедушки Трифона».

  1. Работа в паре «Дружная семья».

4.Оформление страницы Альбома «Дружная семья».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 4-5 лет.

2. Представление комплекта книг для развития детей 4-5 лет.

3. Работа с книгой для развития «Дружная семья».

4. Выполнение заданий по русской народной сказке в обработке К.Д. Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

5. Работа с пословицами в книге «Дружная семья»

6. Э.Шима «Брат и младшая сестра», Е.Пермяка «Первая рыбка», стихотворений, потешек, пословиц и личного опыта детей.

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.163-165.

Истоковедение» том 11, стр.76-77.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» стр.3, 5-9, 11, 12-13, 14, 15, 16, 18, 19-20, 21.

2.

«Домашнее тепло»

Задачи:

1.Дальнейшее освоение  социокультурной категории «Семья».

2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

  1. Развитие умения слушать друг друга.

Примерный план:

1.Пальчиковая игра «Семья».

2.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей.

  1. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы».
  2. Ресурсный круг «Домашнее тепло».
  3. Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло».

1. Работа с книгой для развития «Дружная семья».

2. Беседа с детьмина тему «Как в нашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей.

3.Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.165-166.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» стр.3, 14, 24-25, 27.

3.

«Дороги добра»

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».

2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.

3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй?» на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», потешек, рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка»,пословиц и личного опыта детей.

2. Игра «Огород», хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько».

3. Работа в паре «Дороги добра».

4. Оформление страницы Альбома «Дороги добра».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство и работа по книге «В добрый путь».

2. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок- золотой гребешок», «Снегурушка и лиса».

3. Работа с пословицами в книге «В добрый путь».

4. Активное занятие. Ресурсный круг «В добрый путь» (Какую роль играет семья в развитии положительного жизненного опыта у детей?)

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.167-168.

Истоковедение» том 11, стр.78-79.

Книга  для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» стр. 4, 5-7, 8, 9-14.

4.

«Сказочный лес»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».

2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

4. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок«Петушок- золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», стихотворения Н.Токмаковой «Ели», пословиц.

2. Хороводная игра «Хоровод в лесу»

3. Работа в паре «Сказочный лес».

4.Оформление страницы Альбома «Сказочный лес».

1. Работа с книгой для развития «В добрый путь».

2.Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок- золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», стихотворения Н.Токмаковой «Ели», пословиц.

3.Оформление страницы Альбома «Сказочный лес».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.168-171.

Книга  для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» стр.16-25.

5.

«Добрая забота»

Задачи:

1.Первоначальное освоение  социокультурной категории «Труд земной».

2. Воспитание у детей доброго отношения к животным.

3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Примерный план:

1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке», пословиц, русской народной песни «Буренушка» и личного опыта детей.

2. Хороводная игра «Кто пасется на лугу?».

3. Работа в паре «Добрая забота».

4. Оформление страницы Альбома «Добрая забота».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с  книгой «Добрая забота».

2. Выполнение творческих заданий по рассказам Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» и К.Д. Ушинского «На что тебе?».

3. Работа с пословицами в книге «Добрая забота».

4. Активное занятие. Ресурсный круг «Добрая забота» (Как книга поможет научить детей проявлять сострадание и милосердие?)

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.171 - 173.

Истоковедение» том 11, стр.79-80

Книга  для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.4, 5-8, 9, 11, 12, 12-14..

6.

«Праведный труд»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».

2.Воспитание у детей уважения к труду.

3. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник», П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» стихотворений Т. Шорыгиной «Жатва» и В.Глущенко «Грядка».

2. Русская народная игра «Кто с нами?».

3. Ресурсный круг «Чему доброму вас научили взрослые?»

4.Оформление страницы Альбома «Праведный труд».

1. Работа с книгой для развития «Добрая забота»

2.Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник», П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» стихотворений Т. Шорыгиной

3.Оформление страницы Альбома «Праведный труд».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.173 - 174.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.17-25.

7.

«Любимая сказка»

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с   социокультурной категорией «Труд души».

2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке.

3. Развитие умения работать в паре.

Примерный план:

1.Викторина «Узнайте сказку» и «Отгадайте сказочного героя»

2. Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любимой сказки»

3. Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка-хаврошечка».

4. Ресурсный круг «Моя любимая сказка»

5. Оформление страницы Альбома «Любимая сказка».

1. Знакомство с книгой для развития ««Благодарное слово».

2.Чтение русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка».

3.Оформление страницы Альбома «Любимая сказка».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.174 - 175.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.9-12.

8.

«Благодарное слово»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1. Дальнейшее освоение  социокультурной категории «Труд души».

2.Развитие взаимодействия детей и взрослых.

3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике», Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», пословиц и личного опыта детей.

2.Выполнение творческого задания.

3.Инсценирование рассказа Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?».

4. Ресурсный круг «Благодарное слово».

5. Оформление страницы Альбома «Благодарное слово».

Активное занятие (развивающее)

1. Работа с книгой для развития ««Благодарное слово».

2. Выполнение заданий по  русской народной сказке «Крошечка-хаврошечка» и Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике».

3. Работа с пословицами в книге «Благодарное слово».

4. Активное занятие. Ресурсный круг «Благодарное слово». (Как благодарное слово помогает в жизни?)

Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 175.

Истоковедение» том 11, стр.80.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.14, 15-19, 20-22.

9.

«Светлый праздник»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

2.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

1.Чтение детям фрагмента произведения И.С. Шмелева «Лето Господне». Работа в круге. Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов к.Д.Ушинского «Березка», «Сказки про березоньку», стихотворения«Я березка кудрявая» и личных впечатлений детей.

2.Художественно-игровая деятельность детей. Русский народный хоровод «Во поле береза стояла».

3.Присоединение к празднику Светлой Троицы. Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям» со слов «В Троицын день…» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим»

4.Ресурсный круг «доброе слово березке».

5.Оформление страницы Альбома «Светлый праздник».

Активное занятие (развивающее)

1. Работа в круге по книге«Благодарное слово».

2. Выполнение заданий по  «Сказке про березоньку»

3. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлый праздник».

4. Подведение итогов работы за год.

Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 176-177..

Истоковедение» том 11, стр.81.

Книга  для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» стр.24, 27-30..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)

·        Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...

Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....

Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....

Советы родителям по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»

Советы родителям   в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию  «Социокультурные  истоки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания "социокультурные истоки"...

Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» совместно с родителями Тема: «Радость послушания»

Организованная  образовательная  деятельностьв рамках реализации программыдуховно – нравственного воспитания«Социокультурные истоки» совместно с родителямиТема: «Радо...