Мы тоже имеем право
проект
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
МЫ ТОЖЕ ИМЕЕМ ПРАВО
Продолжительность проекта: - долгосрочный
Начало проекта: 01.09. 2019 г.
Окончание проекта: 25.05.2022 г.
Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, сотрудники детского сада, родители.
Руководитель проекта: Пескова Ирина Леонидовна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так Антуан Де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приучили…». Уже в начале ХХ века в Женеве Лига Наций приняла первый международный правовой документ – Декларацию прав ребенка, в которой указывалось, что родители, а так же добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер. Детский фонд ООН создал целую систему защиты прав ребенка. Одним из важнейших элементов этой системы является Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Именно Конвенция о правах ребенка во всем мире признана основным документом международного права, что говорит о необходимости информирования о ее основных положениях, как детей, так и взрослых во всех учебно-воспитательных учреждениях.
Изменения, произошедшие в российском обществе в последние годы, коренным образом изменили и социальный статус семей, что в свою очередь отразилось и на положении ребенка в обществе.
В современном обществе приоритетным становится принцип воспитания, при котором ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающую социальной ответственностью.
Одной из главных задач, рекомендованных ЮНЕСКО и стоящих перед педагогами и родителями воспитанников, является формирование осознания прав человека. Поэтому мы считаем, что на современном этапе правового воспитания важным аспектом должно стать ознакомление каждого ребенка, в доступной ему форме, с его правами и обязанностями.
Данные социологического опроса родителей воспитанников «Знаем ли мы права своих детей?» показали, что из 20 опрошенных родителей (из них 15 мам и 5 пап)
45 % родителей не знакомы с содержанием Конвенции ООН о правах ребенка;
30 % знают права детей, но затрудняются раскрыть их содержание;
10 % считают физические наказания и словесную угрозу наиболее действенными в воспитании;
15 % считают, что педагоги несут ответственность за воспитание ребенка.
Полученные данные подтвердили, что работу по правовому образованию надо вести как с детьми, так и с родителями.
Нормативной основой проекта являются:
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
Устав учреждения.
И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Методологическая основа проекта:
- Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Давыдова О.И., Вялкова С.М., Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. «Защита прав и достоинств маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада:Пособие для работников дошк. Образоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2003.
- Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. Волгоград:ИТД «Корифей» 2008.
- Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост.: Е.В. Соловьева и др. – М.: АРКТИ, 2004.
- Козлова С. Мы имеем право!.-М.: Обруч, 2010.
- Усачев А. Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых.- М., 1999 г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи проекта:
1. Познакомить дошкольников, в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав ребенка.
2. Сформировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Распространить информацию в области права, защиты прав детей и семьи среди родителей.
4. Воспитать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
5. Сформировать основы толерантности.
Основные направления реализации проекта:
С детьми:
- занятия для детей (1 раз в месяц.)
- беседы;
- игровая деятельность;
- продуктивная деятельность;
-чтение специально подобранной литературы;
- организация целевых прогулок и экскурсий.
С родителями:
- выпуск наглядной агитации (консультации, буклеты, групповая газета «Мы тоже имеем право»);
- общие праздники и развлечения;
- групповые родительские собрания «Я и самоуважение» и др.
- Неформальные беседы: «Что изменилось во взаимоотношении с ребенком», «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять» и др.
- Круглый стол на темы: «Что делать, когда ребенок не слушается», «Обсуждаем декларацию прав человека».
-Открытые занятия по правовому воспитанию дошкольников для родителей.
Принципы проекта:
- -Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
- - Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
- - Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению
- - Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.
Жизненный цикл проекта:
1. Исследование проблемы: 01.05.2019 г – 01.06.2019
2. Подготовительный этап: 01.06-2019 – 01.09.2019
3. Этапы работы: 2019 – 2022г.
А) Я и моё окружение – 2019 – 2020 учебный год (средняя группа)
Б) Дети в мире людей - 2020 – 2021 учебный год (старшая группа)
В) Да здравствует школа! 2021 – 2022 учебный год (подготовительная к школе группа)
4. Подведение результатов: май 2022г.
Этапы работы проекта:
2019 – 2020 учебный год (средняя группа)
Я и моё окружение
Цель: познакомить ребёнка с собственными правами, привить интерес к истории рода на примере его семьи.
Задачи:
Обогатить кругозор детей о семье, как части общества.
Помочь ребёнку изучить его родословную.
Дать понятие об обязанностях.
Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
Развивать эмоциональную сферу.
Показать связь поколений.
Привить уважение к своим предкам.
Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
Познакомить с национальными особенностями быта.
Разработать собственные модели семьи.
Составить семейное древо.
Создать альбом родословных.
Провести праздник семьи.
Тематический план к проекту «Я и моё окружение»
№ | Тема | Содержание | Сроки |
1 | Где мы отдыхали летом | Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых. Рисование «Как я отдыхал летом». | сентябрь |
2 | “Моя семья» | Познакомить с ролью семьи в обществе. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье .Закрепить представление о семье, как о людях,, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Рисование на тему «Моя семья». | октябрь |
3 | Я и моё имя | Беседа “По-разному зовутся дети” (Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.). Беседа «Для чего человеку имя». | ноябрь |
4 | Новый год у ворот | Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”. | декабрь |
5 | Наша Родина – Россия. | Расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказать о достопримечательностях родного края. Формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом, гербом, гимном страны. | январь |
6 | Папы наши защитники | Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. | февраль |
7 | Хорошо рядом с мамой | Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды. | март |
8 | “У меня есть дедушка” | Встреча с ветеранами воины. Концерт детей. Воспитывать патриотические чувства. Средствами эстетического воспитания побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников. | апрель |
9 | “Мой дом – моя крепость” | Беседа о праве ребёнка на жильё. Помочь детям осознать необходимость иметь жилье, дом. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари. | май |
10 | Мой город. | Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада).Помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой адрес. Экскурсия по городу. | июнь |
2020 – 2021 учебный год (старшая группа)
« Дети в мире людей»
Цель: Продолжить знакомить дошкольников и родителей с правами ребенка.
Задачи:
- дать детям общее представление об их правах.
-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Моделирование проблемной ситуации.
Для моделирования проблемной ситуации использовался персонаж сказки Р.Киплинга «Маугли» - мальчика, выросшего не среди людей, а среди зверей в джунглях. Постановка проблемы производилась путем погружения в игровую ситуацию. В группу пришло письмо от Маугли, который в младенчестве попал в джунгли и провёл там много лет. Живя с дикими животными, он не знал элементарных правил поведения с людьми, не говоря о своих правах и о правах других людей. Обсуждение проблемы, можем ли мы помочь Маугли узнать о правах детей, каким образом и определить конечную цель: сделать для Маугли книгу о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей, изготовить макет улицы с домами, где живут дети.
Тематический план к проекту «Дети в мире людей »
№ | Тема | Содержание | Сроки |
1 | «Человек и право» | Дать определение «право», объяснить, какими правовыми документами оно закреплено. | сентябрь |
2 | Игровая ситуация «Письмо от Маугли» «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка» | Познакомить детей с новым понятием, содержанием важнейшего международного закона. | октябрь |
3 | «Мы все жители планеты Земля» | Формировать у детей представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. | ноябрь |
4 | . «Право на достойное питание и достаточное количество чистой воды» | Поддерживать и развивать в детях к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям. | декабрь |
5 | «Право на медицинский уход» | Дать детям знания о праве на охрану физического здоровья. Формировать представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни. | январь |
6 | «Наша армия» | Дать детям знания о том, что наша армия защищает нас и все мужчины должны служить в армии. Рассказать о проводах в армию – русской традиции, о том, что в феврале праздник – День защитника Отечества. Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров. | февраль |
7 | «Моя мама» | : Рассказать о том, что каждый ребенок имеет право жить в семье, с родителями. Напомнить, что в марте есть женский праздник. Поговорить о мамах. Воспитывать уважение к родителям. Предложить нарисовать портрет мамы. | март |
8 | «Право на отдых» | Формировать у детей представление о свободном времени и его использовании человеком. Помочь осознать свое право на отдых. | апрель |
9 | презентация проекта (Изготовление альбома о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей) | Закрепить знания детей полученные в течении года. Совместно с детьми и родителями проведение презентации, на которой, дети и родители представят результат совместной продуктивной деятельности, способствующий решению проблемы – познакомить Маугли с правами детей. | май |
2021 – 2022 учебный год (подготовительная группа)
«Да здравствует школа!»
Цель: Дать детям представление о праве на образование.
Задачи:
- выработать положительные эмоции к школе,
- заинтересовать, вызвать желание учиться.
- воспитывать уважение к труду людей занимающихся воспитанием и образованием детей.
-
Работа над проектом в подготовительной группе включала четыре этапа.
1. Предварительная работа.
2. Моделирование проблемной ситуации
3. Реализация проекта
4. Презентация проекта
Тематический план к проекту «Да здравствует школа!»
№ | Тема | Содержание | Сроки |
1 | Игровая ситуация « Маугли в гостях у ребят». Экскурсия на школьную линейку 1 сентября. | Рассказать, что 1 сентября во всех школах города начинается учебный год. Показать детям необходимость получения образования. Понаблюдать, как встречают тех, кто пришел в 1 класс. | сентябрь |
2 | Экскурсия в школу. Беседа Правила поведения школьников. | Дать представление о праве детей на образование. Подвести детей к пониманию важности образования и ответственного отношения к учебе. Формировать культуру поведения и уважительное отношение к окружающим. | октябрь |
3 | «Право на охрану физического здоровья» | Ребенок имеет право на охрану здоровья. Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу. Формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | ноябрь |
4 | «Право на охрану духовного и нравственного здоровья» | Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравственному и психическому развитию. | декабрь |
5 | «Право ребенка на воспитание в образовательных учреждениях» Чтение стихов о школе. Составление рассказов из опыта «Как мы ходили в школу». | Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях. Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей: гражданственности, патриотизма, представления о нравственности, трудолюбия, экологической культуры, навыков здорового образа жизни. | январь |
6 | « Поговорим о профессиях в школе» | : Рассказать детям о том, что каждый человек имеет право на выбор профессии. Формировать у детей представления о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, способствовать самостоятельности мышления и выбора. воспитывать уважение к труду людей занимающихся воспитанием и образованием детей. | февраль |
7 | Беседа по рисункам «Как я вижу себя в школе» | Предложить детям представить себя школьником. Развивать воображение. Учить составлять описательный рассказ по рисунку. | март |
8 | «Права и обязанности ребенка | Дать детям знания о том, что у них есть не только права, но и обязанности: дома, в детском саду. обсудить проблему и определили конечную цель - убедить Маугли в необходимости учиться. | апрель |
9 | Развлечение совместно с родителями «Мы тоже имеем право» | Закрепление знаний прав детей, подчеркнуть значение знания этих прав. Привлечь родителей к оформлению и проведению развлечения. | май |
Положительные эффекты проекта:
- освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
- усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
- проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;
- данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы тоже имеем права»
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников...
Сценарий праздника. "Мы тоже имеем право" Проект.
Проект на тему: «Мы тоже имеем право». Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека.Права человека...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мы тоже имеем права»
1. Закрепить знания детей о своих правах на основе произведений художественной литературы, в играх.2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.3. Вос...
"Мы тоже имеем права"
Развлечение "Каждый ребенок имеет право" Цель: *Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;*Закрепить элементарные знания детей о правах ребенка;* Развивать творческие способн...
Сценарий спектакля для детей подготовительной к школе группы «Мы тоже имеем права» (по страницам конвенции о правах ребенка)
Итоговое мероприятие в рамках программы по ОБЖ с целью закрепеления и повторения знаний о правах ребенка по страницам конвенции....
Конспект «МЫ ТОЖЕ ИМЕЕМ ПРАВА»
(Совместное развлечение детей старшей группы и взрослых по материалам Конвенции ООН)...
«Мы тоже имеем права» образовательный спектакль По страницам Конвенции ООн по правам ребёнка
Ваня : (читает обложку книги )«Права ребёнка»Слайд №1Вот это да! Оказывается, права есть нетолько у взрослых, но и у детей» Вероника: К...