«Мы тоже имеем права»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_pravah_rebyonka.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы тоже имеем права»

Цель: дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: книга «Права ребенка», эмблемы, Жар-птица, д/и «Ромашка», семейное древо детей, иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Теремок» и др.

Ход занятия:

/. Коммуникабельное общение с детьми.

Воспитатель: Дети! Как вы думаете, с чего начинается дружба? (с улыбки) конечно, дружба начинается с улыбки. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся. Подарите улыбку гостям.

2. Сообщение темы занятия: 

Воспитатель: Ребята, у меня в руках книга с эмблемами о правах ребёнка.

Воспитатель: Что такое права? (правило по которому живут люди).

Воспитатель: Что в них записано? (в мире, дружбе, согласии).

Да, в них записано, что все люди и взрослые, и дети должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Эту книгу специально написали для детей, она так и называется «Конвекция о правах детей». О некоторых из них мы сегодня поговорим. (Звучит музыка).

Воспитатель: Я слышу волшебные звуки. Посмотрите, к нам в д/с залетела птица.

Воспитатель: Что это за птица? (Жар-птица).

У русского народа эта волшебная птица всегда считалась символом счастья, одно перо которой может принести человеку счастье. На поиски счастья в сказках всегда отправлялись добрые молодцы?

1.        Марсель, принеси первое перо! (на жизнь)

(Читаю) «Все дети имеют право на жизнь, на собственное жилье» (показываю эмблему, на ее неприкосновенность».

Воспитатель: Посмотрите по иллюстрации сказок. Скажите, в каких сказках нарушались права героев на жизнь? Где их обижали? («Кот, петух и лица», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»).

Воспитатель: Почему горько плакал заяц? Возможно ли такое у нас.

Воспитатель: Какое право нарушила лиса? (на жилье).

2.        Данил, принеси второе перо. («Моя семья»).

(Читаю). В книге прав ребенка записано: «Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». (Показываю эмблему, выставляю на доску). (Ст.65, 67).

Воспитатель: Зачем человеку семья? (Для воспитания детей, для поддержки, проявляют заботу друг о друге).

Да, семья - это самое дорогое, что есть у человека. Ведь не зря, 2008 год объявили годом семьи.

Вспомните пословицы и поговорки о семье.

«Где мир и лад, там клад»

«Без семьи нет счастья»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«Согласная семья - самая счастливая».

Воспитатель: Кто из членов семьи и считается самым уважаемым? (Старшие по возрасту).

Почему? (Дольше всех прожили, к ним можно обращаться за советом, они дали жизнь нашим родителям).

Связь поколений в семье можно показать на семейном древе. (Род начинается от корней) (показать).

«Без корня и трава не растет».

О своем семейном роде-древе расскажет Таня.

Игра «Волшебный микрофон» продолжили  

«Я люблю свою семью за то, что дружная семья, каждый засыпая

Игра с пальчиком? Физ-ка

3.        Антон, принеси перо! (Право на имя).

(Выставляю    эмблему)        показываю    документ-свидетельство    о

рождении.

Воспитатель: Что это за документ?

  1. Что там записано? (рассказывают).

У людей такие красивые имена. Они так красиво звучат. А вы когда-нибудь задумывались над тем:

-почему вас так назвали? Таким именем? Что оно означает? (Зачитываю: Татьяна, Юля).

-        Назовите, как вас дома называют ласково? (Юля Г., Юля К., Аня Д.).
Игра «Ромашка» (зачитываю, а вы постарайтесь узнать,  кого так

называют?).

А чтобы наши гости узнали, какие прекрасные у вас имена, поиграем в игру «Эхо».

  1. Как называют взрослых? (по имени, отчеству).
  2. А теперь уважаемых гостей попросим назвать себя.

4.        Никита, принеси перо? (на здоровье, мед.уход).
Воспитатель: Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье:
«Здоровье дороже золота»

«Чистота - залог здоровья»

«Здоровье ни за какие деньги не купишь»

«В здоровом теле - здоровый дух»

-        Что человеку помогает быть здоровым? (прохладная чистая вода,
утренняя зарядка, свежий воздух, солнечные лучи, режим дня).

Все вместе: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

-        Чтоб расти и закаляться, надо спортом заниматься!

Я вас сейчас всех заколдую этим волшебным пером и превращу в слоников (касаюсь пером).

(ритмическая гимнастика «Слоники») Сегодня  Жар-птица  познакомила  вас  с   важными   правами.   Наше правительство делает все для детей, чтобы вам жилось радостно, счастливо.

Чтение стихов: 1. Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

 Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу

Дать и цветы.

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

2. Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбку

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда.

Песня «Пусть всегда будет солнце»

Воспитатель: Каждый человек имеет не только право, но и обязанности перед обществом: права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Жар-птица научит нас многому, она остается у нас в детском саду.

«Ходит капелька по кругу»

ЦЕЛЬ: Научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой.

Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек –часть природы)

Обращать внимание детей на значение воды в нашей жизни, рассказать, что капельки воды в природе «ходят» движутся по кругу.

Закрепить свойства воды на опытах с водой, нет вкуса, нет запаха. Она жидкая, бывает холодной и теплой). Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением объекта живой природы и не живой, стаканчиками с водой, молоком, термос, стекло, модель глобуса.

ХОД:

1.  Коммуникабельное общение:

(хорошее настроение, улыбнитесь мне, подарите улыбку гостям)

Воспитатель: Дети, послушайте внимательно стихотворение и скажите:

О чем говориться в этом стихотворении? (чтение стихотворения на фоне музыки «Капли дождя»),

  1. «О доме, о планете Земля, о ее природе».
  2. Что такое природа? (все, что нас окружает)
  3. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, человек.
  4. Что нельзя назвать природой? (все то, что нас окружает).
  5. Что нельзя назвать природой? (что сделано руками человека, например, машина, вертолет, подводная лодка, велосипед и т.д.)

Да, всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:

  1. Мир живой природы,
  2. Мир неживой природы.

Воспитатель:  Что относится к живой природе? (то, что движется, растет, развивается, умирает и
размножается). Например, птицы, животные, растения, человек.

Да, животные существа могут двигаться, по крайней мере, частью своего тела.

  1. могут расти,
  2. нужна пища,
  3. дышат воздухом,
  4. размножаются, оставляя потомство
  5. зависят от условий обитания.
  6. А человек? К какой природе относится человек?

Человек, часть природы живой и одновременно существо мыслящее.

Воспитатель: Докажите!

Человек движется, растет, развивается, умирает, размножается, значит он часть природы. Но без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, лекарства и тот же воздух.

Человек многому научился у природы.

Дидактическая игра « Живая - неживая природа»

На столе разложены картинки, помогите их разделить.  

Стихотворение о воде Н. Рыжовой « Вы слыхали о воде» читает Арина М.,

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Воспитатель: Да, если посмотреть на глобус (модель земного шара, наша планета - Земля), то большую часть поверхности земли покрывает вода. Каким цветом она обозначена?( голубым)

  1. Что вы знаете про воду?
  2. Что такое вода? (жидкость)
  3. Для чего мы ее используем?
  4. Всегда ли вода одинаковая?

Она бывает разная: это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, сосульки,

иней, лужи, половодье.

-Где встречается? (ручей, река, озеро, океан, море, водопроводный кран)

Вода не исчезает, она « превращается» из одного состояния в другое (путешествует по

кругу).

  1. Как происходит круговорот воды в природе? (работа по таблице)
  2. Можно ли пить воду из моря, океана?

А как вы думаете, почему нельзя, какая она?

  1. Какую можно пить воду? (пресную)
  2. Откуда берется вода в кране?

Воспитатель: Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет не кончается, ее очищает специальное вещество, чтобы быть безопасной. Те капельки которыми мы моем руки плавали в реке. Потом человек направил их в трубу. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны, (чтение стихотворения)

Сегодня мы отправимся в путешествие - в страну волшебной воды. Превращу вас в капельки

1,2,3,4, 5 - начинаю превращать, (одеваю каждому капельки) «Крибли, крабли, - буме»

Теперь вы капельки( закрыли глаза, повернулись вокруг себя . В этот момент заходит Волшебница - вода

  1. Для чего вы пожаловали в мою страну? Что хотите узнать о воде?( чтобы больше узнать о свойствах воды)
  2. Тогда проходите в мою лабораторию (на столах оборудование для опыта). ОПЫТ 1: 2 стакан с водой и стакан с молоком, положить палочки.
  3. в каком из стаканов палочки видны а в каком нет? Почему?

Вывод: Прозрачная,   не прозрачная, не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.

ОПЫТ 2: Попробуйте попить через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? А  теперь попробуйте сок?

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

ОПЫТ 3: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется она или нет? Почему?

Вывод: Вода - жидкая, может течь.

ОПЫТ 4:  Что было в этой банке? (снег). Что произошло со снегом? Давайте посмотрим.

Вывод: В тепле снег тает, становится водой, он белый, но в нем есть грязь. Она хорошо видна в талой воде.

ОПЫТ 5: Чайник с кипящей водой, на стенках стакана образуются капельки воды.

Вывод: Это пар.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Воспитатель: Но для этого нам нужно превратится в маленькие капельки дождя.(Звучит музыка, напоминающая дождь.) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она  - мама Тучка, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама тучка показывает. Что им делать.

Воспитатель: Полетели капельки на землю....Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. ( Капельки составляют ручей, взявшись руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. (Волшебница уходит, прощается с капельками, воспитатель снова превращает в детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника. "Мы тоже имеем право" Проект.

Проект на тему: «Мы тоже имеем право». Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека.Права человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мы тоже имеем права»

1. Закрепить знания детей о своих правах на основе произведений художественной литературы, в играх.2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.3. Вос...

"Мы тоже имеем права"

Развлечение "Каждый ребенок имеет право" Цель: *Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;*Закрепить элементарные знания детей о правах ребенка;* Развивать творческие способн...

Сценарий спектакля для детей подготовительной к школе группы «Мы тоже имеем права» (по страницам конвенции о правах ребенка)

Итоговое мероприятие в рамках программы по ОБЖ с целью закрепеления и повторения знаний о правах ребенка по страницам конвенции....

Конспект «МЫ ТОЖЕ ИМЕЕМ ПРАВА»

(Совместное развлечение детей старшей группы и взрослых по материалам Конвенции ООН)...

«Мы тоже имеем права» образовательный спектакль По страницам Конвенции ООн по правам ребёнка

Ваня :    (читает обложку книги )«Права ребёнка»Слайд №1Вот это да! Оказывается, права есть нетолько  у взрослых, но и у детей» Вероника:    К...

"Ваши права дети,или мы тоже имеем право"

Цель: 1) Дать детям знания о гражданских правах и обязанностях. 2) Закрепить знания детей о "Конвенции прав ребенка" П/С 1) В доступной форме познакомить детей с Конвенции по правам ребенка. 2) Дат...