Мы дружим с логикой
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Звёздочка» г.Йошкар-Олы»
424037, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
ул. Подольских Курсантов д.8, т.41-90-91
«Мы дружим с Логикой»
(Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы «Бескозырка» с элементами экспериментирования для педагогов ДОУ, для начинающих педагогов)
Разработала и провела:
Мухина О.А., воспитатель
высшей квалификационой категории
Цели и задачи:
- развивать логическое мышление; развивать представление о множестве,
операции над множествами; - развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их;
- развивать пространственные представления;
- развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных и практических задач; - развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к экспериментированию;
- развивать способности зрительного обследования и анализа предметов;
- закрепить умения развития логического мышления, построенного на аналоговой зависимости между парами или группами предметов.
Краткий план занятия:
I Сюрпризный момент: приход гостьи
II Игра «Как изменилась фигура?»
III Логические задачи:
- какая фигура может получиться?
- что я загадала?
- логические квадраты;
- ф/м - загадка «Карандаш»;
- экспериментирование;
- четвертый лишний;
- логическая загадка.
IV Головоломки
- ф/м «Птичий рынок»
V Игра «Двойные превращения»
VI Игра «Фабрика»
VII Игра «Как играют фигуры»?
VIII Решение задач Королевы Логики
Средства и материалы:
- кукла Королева Логика;
- цифры от 1-6;
- буквы Л, О, Г, И, К, А;
- игры: «Как изменилась фигура», «Двойные превращения», «Фабрика», «Как играют фигуры?», «Четвертый лишний»;
- головоломки: «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»;
- цветные образцы головоломок (в файлах);
- образцы рыбки, кошки, коня;
- логические квадраты;
- логические загадки;
- баранка, батон сделанные из бумаги, ножницы (на каждого ребенка);
- мягкие игрушки: страус, орел, пингвин, кенгуру;
- корзина с тремя мандаринами;
- план группы;
- карточки с задачами;
- запись песни «Чему учат в школе?»
Ход занятия.
I. Вос-ль: Ребятки, к нам пгЗишли гости из школы, давайте поздороваемся с учителями.
Посмотрите вокруг, может быть вы увидите того, кого не было в нашей группе до сегодняшнего дня. (Дети замечают куклу, кукла сидит в платье из геометрических фигур, на голове - корона из знаков).
Воспитатель: на голове корона, значит это какая-то... королева.
Хочу признаться, что я знаю эту гостью. Если вы будете дружить с ней сейчас, то в школе будете успешными учениками. Имя незнакомки зашифровано на доске с помощью цифр. Вы хотите знать на какие оценки будете учиться? (Да). Если ответим на все задания цифр, то узнаем имя незнакомки, и она ответит на этот вопрос (скажет о ваших оценках).
II Сначала выполним задание цифры, которая находится пятой по
счету, если считать справа налево (дети: цифра 2).
Задание: игра «Как изменилась фигура?» Выставить 8 карточек, 8 знаков, 8 ответов. Подобрать к каждой карточке ответ, (отмечать осанку детей)
Дети выходят по очереди, подбирают ответы, ищут и исправляют ошибки. После выполнения переворачивают цифру 2, открывают букву «О».
III Выполним задание цифры, которая больше пяти на единицу (дети:
цифра 6). Здесь нас ждут логические задачи.
- Загадки с карточками: «Какая фигура может получиться?» (логические блоки)
- Игра «Что я загадала?» (логические головоломки)
- Логические квадраты: «Подбери карточку».
- Физкультминутка - загадка «Карандаш» (проводит ребенок) Ребенок: Для меня резинка, братцы,
Дети: Лютый враг!
Ребенок: Не могу я столковаться
Дети: С ней никак.
Ребенок: Сделал я кота и кошку
Дети: Красота!
Ребенок: А она прошлась немножко -
Дети: Нет кота!
Ребенок: С ней хорошую картину
Дети: Не создашь!
Ребенок: Так вовсю ругал резинку...
Дети: Карандаш
5. Экспериментирование.
- баранку разрезали на три части, сколько сделали разрезов? (дети: три).
- физкультминутка
- батон разрезали на три части, сколько сделали разрезов? (дети: два).
Ответы детей отличаются друг от друга, поэтому воспитатель
предлагает взять баранку и батон (сделаны из бумаги, лежат на столе), и проверить опытным путем правильность ответов.
6. Игра «Четвертый лишний»:
- вербально: линейка, отвертка, карандаш, книга (школьные
принадлежности, инструменты).
- на столе мягкие игрушки: страус, орел, пингвин, кенгуру (лапы, звери,
птицы).
7. Логическая задача: в корзине три мандарина. Как их разделить
между тремя детьми, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один
мандарин остался в корзине? После выполнения задания переворачивают .
цифру 6, открывают букву «А».
IV. Играем с цифрой, которая больше трех, но меньше пяти (дети: четыре). Головоломки. Посмотрите на план нашей группы. Где находятся головоломки (на карте группы это задание отмечено красными полосками)? Дети: на столе. У каждого ребенка по одному набору головоломок: «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». На доску вывешиваются образцы данных игр. Дети по заданной карточке выполняют задание. Дополнительное задание: проверить у соседа правильность выполнения. Одновременно трое детей выполняют задание у доски: кошка, рыба, конь.
Физкультминутка: «Птичий рынок» Э. Успенский (проводит ребенок).
Птичий рынок, птичий рынок...
Золотым июльским днем
Между клеток и корзинок
Ходим с папою вдвоем Видим - рыбки продаются,
Плавники горят огнем, Мы на рыбок посмотрели,
И решили, что берем! Раздавал котят бесплатно
Симпатичный продавец.
На котят мы посмотрели,
Посмотрели, посмотрели -
И забрали наконец.
И совсем перед уходом Мы увидели коня.
На него мы посмотрели Посмотрели, посмотрели,
Посмотрели, посмотрели...
И купили для меня.
А потом пошли домой,
Всех зверей забрав с собой.
Вот подходим к нашей двери,
Вот решили постучать.
Мама в щелку посмотрела,
Посмотрела, посмотрела,
Посмотрела, посмотрела...
И решила не пускать!
После выполнения задания переворачивают цифру 4, открывают букву «И».
V. Следующая цифра меньше пяти на два (дети: три).
Игра «Двойные превращения». Подобрать правильные ответы к карточкам, объяснить почему. После выполнения задания перевернуть цифру три и открыть букву «Г».
VI. Открываем вторую цифру, если считать справа налево (дети: пять).
Приставьте себе, что мы на фабрике геометрических фигур. Один из детей объясняет правила игры (Дополнительный вопрос: что меняется в зданиях? Цвет, толщина, размер). Переворачиваем цифру пять, открываем букву «К».
VII. Теперь не трудно догадаться как зовут нашу гостью. Осталась одна цифра - один, и мы продолжаем играть, задание так и называется «Как играют фигуры?».
- соединяются в одной точке;
- две фигуры пересекаются;
- одна фигура отделилась от остальных;
Открываем последнюю букву «Л», читаем: ЛОГИКА.
VIII. Нашу гостью зовут... Королева Логика.
Что значит дружить с Королевой Логикой, какими надо быть? (дети: смышлеными, сообразительными, умными, догадливыми).
С заданиями справились - имя отгадали, теперь Королева Логика приглашает вас сюда (воспитатель показывает на план группы - коврик). Дети выходят, воспитатель усаживает гостью на стул, вокруг стула карточки с задачами (ответ в задачах один и тот же - число пять). Звучит песня: «Чему учат в школе?». Дети выбираю карточку, решают задачу.
Воспитатель: Какое число у вас получилось, на такую оценку вы будете учиться. Поднимите вверх карточки. Возьмете нас в школу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»
Занятие в подготовительной группе!...
Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....
Город Логики. Занятие логико-математического направления с элементами поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы
Образовательные:- закреплять знания детей о цифрах и умение считать в пределах 10;- закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять детей в распознавании на глаз геометрических тел - куб, цилинд...