Взаимодействие специалистов ДОУ
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsov_1.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов ДОУ
в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях компенсирующей направленности.
Для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) помимо очевидных нарушений экспрессивной и импрессивной сторон речи характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, порезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
При отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижается память и работоспособность.
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно- образовательного пространства с сетью интегративных связей.
Комплексный подход педагогов к данной проблеме, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивает интегративные связи между специалистами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ компенсирующей направленности.
Цель совместной работы: развитие психофизических возможностей, выразительной связной речи, эмоционально- личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи; сенсомоторных возможностей.
Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития и обеспечивает интеграцию познавательного, экологического, речевого , художественно-эстетического развития ребенка, что обеспечивается гибким применением различных методов и средств, включающих, помимо традиционных, и нетрадиционные технологии работы с детьми.
Организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы специалистов является учитель - логопед. Под его руководством проходят психолого-медико-педагогические консилиумы, совместно с коллегами составляется интегрированный календарно-тематический план, происходит логопедизация режимных моментов и занятий, овладение детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а, в дальнейшем - успешному обучению в школе.
Рассмотрим миссию каждого специалиста в интегрированной работе ДОУ.
Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, благоприятный микроклимат в коллективе детского сада и дома, что способствует коррекции нарушенных функций, включению компенсаторных и развитию потенциальных возможностей ребенка. На занятиях художественно-эстетического блока воспитатель осуществляет развитие у детей мелкой моторики рук, глазомера, выразительной и содержательной стороны речи, планирующей функции изодеятельности, ориентировки в пространстве. Знакомя детей с изобразительным искусством, педагог использует различные методы арттерапии.
Изобразительная деятельность играет большую роль в психическом развитии ребенка, особенно в развитии его эмоционально-чувственной сферы. Известно, что существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью, поэтому на занятиях изо большое внимание уделяется развитию точности, плавности, гибкости движений при выполнении различных заданий. Технические навыки детей обеспечивают коррекционную направленность, т. к. они способствуют развитию не только мелкой моторики руки , планирующей функции речи, но и ориентировки в пространстве.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов в организме ребенка, созданию музыкального фона в процессе различных видов деятельности, снятию поведенческих и организационных проблем, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.
Занятия, проводимые инструкторами по физкультуре и плаванию, способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, формированию положительных личностных качеств, в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитанию самоконтроля, , смелости, решительности, настойчивости, отзывчивости, чувства товарищества и др.
Все специалисты осуществляют работу с родителями, разъясняя им особенности коррекционно-развивающего направления деятельности ДОУ, обучая их специальным навыкам и умениям в его осуществлении с детьми в домашних условиях.
Содержание и способы взаимодействия специалистов координирует заведующий ДОУ, его заместитель по УВР. Приоритетными формами объединения усилий всех специалистов в коррекционно-развивающей работе выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогичческие консилиумы, круглые столы, просмотр и анализ открытых занятий.
Создание единой, сплоченной команды помогает обеспечивать интегративное коррекционно-развивающее образовательное пространство, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизации режимных моментов и содержание других занятий, проникновение коррекционно-развивающей работы в повседневную жизнь. Благодаря этому взаимодействию существенно повышается уровень речевого и общего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...
Взаимодействие специалистов ДОУ
Правильно организованное взаимодействие педагога-психолога со специалистами дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями в развитии позволяет повысить качество и эффективн...
Тематический план взаимодействия специалистов ДОУ по теме "Овощи"
В этом планировании отражён внутренний механизм взаимодействия специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателя, специалистов ДОУ в подготовительной группе компенсирующ...
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц (старшая логопедическая группа «Одуванчик») Месяц Недели Лекси...
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год
Взаимодействие специалистов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Успешная коррекционная работа в МДОУ может осуществляться только п...
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...