Взаимодействие специалистов ДОУ
статья по теме
Правильно организованное взаимодействие педагога-психолога со специалистами дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями в развитии позволяет повысить качество и эффективность коррекционно-развивающей работы, способсвовать максимально эффективной компенсации имеющихся недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_specialistov_dou.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Т.Н., педагог-психолог ЦПМПК
«Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ для детей с нарушениями слуха»
В настоящее время помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Астраханской области оказывается в рамках трёх министерств: министерства образования, министерства здравоохранения и министерства социального развития и труда. В системе министерства образования действует система специализированных (коррекционных) детских садов (в том числе с круглосуточным пребыванием детей) и специализированных (коррекционных) детских домов, а также имеется сеть дошкольных групп при специальных (коррекционных) школах-интернатах. Комплектование этих учреждений и решение вопроса о зачислении ребёнка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение или о выводе ребенка из учреждения, переводе в другое учреждение находится в компетенции областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК).
Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств [1,2].
В работе специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением слуха можно выделить следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В диагностическом блоке одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-дефектолога (сурдопедагога), врача и других специалистов данного учреждения.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа психолога с педагогами в этом направлении подразумевает оказание психологом консультативной помощи для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами.
Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка и преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы педагога-психолога в этом блоке предполагает тесное сотрудничество со всеми специалистами учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
Педагог-психолог специализированного коррекционного дошкольного учреждения проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет психологическую поддержку ребёнка в течение адаптационного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: врачом, дефектологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, учителем по физ.воспитанию, методистом. По результатам диагностики ребенка в совместной работе с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия, наиболее эффективные пути обучения. В работе с воспитателями проводится обсуждение уровня актуального развития ребенка, особенностей его эмоционально-личностной сферы, тактики педагогического воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка (проблемы общения, эмоциональной сферы и т.п.), наиболее эффективных приемов коррекционно-развивающей работы.
Семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, проводимые психологом для воспитателей, дефектологов, сурдопедагогов способствуют повышению уровня психологических знаний, более глубокому пониманию особенностей поведения и развития детей, адекватному реагированию на возникающие в процессе работы трудности.
Активное участие психолога в методических объединениях учителей-дефектологов (сурдопедагогов) и воспитателей способствует взаимному обогащению представлений об особенностях коррекционо-развивающей работы с проблемными детьми, психологизации знаний педагогов, повышению уровня профессионального развития.
Психологу необходимо своевременно реагировать на поступающие от педагогов запросы, решая возникающие проблемы адекватными способами или сообщая необходимые для этого рекомендации.
Откликаясь на просьбы педагогов о помощи в подготовке и проведении занятий, психолог помогает в выборе наиболее эффективных методов и приёмов, дидактического и музыкального материала, адекватно отвечающим целям занятия и возможностям детей. Участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий (утренников, спортивных праздников и т.п.) способствует сближению с педагогами, помогает найти подход к каждому, что в свою очередь повышает эффективность дальнейшей работы.
Работа педагога-психолога в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха и интеллекта находится пока ещё в стадии становления, что оставляет громадный простор для творческой деятельности.
Список литературы
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под науч.ред. Шипициной Л.М. – СПб.: «Речь», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...
Тематический план взаимодействия специалистов ДОУ по теме "Овощи"
В этом планировании отражён внутренний механизм взаимодействия специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателя, специалистов ДОУ в подготовительной группе компенсирующ...
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц (старшая логопедическая группа «Одуванчик») Месяц Недели Лекси...
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год
Взаимодействие специалистов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Успешная коррекционная работа в МДОУ может осуществляться только п...
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...
Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...
Комментарии
Статья